Библиотека Виктора Конецкого

«Самое загадочное для менясущество - человек нечитающий»

06.06.2014

6 июня 2014 года – 85 лет со дня рождения Виктора Конецкого

6 июня 2014 года – 85 лет со дня рождения Виктора Конецкого

Наша любовь к Вам,

дорогой наш Капитан,

навсегда

Олег Акимов

Ничего кроме правды

К 85-летию со дня рождения Виктора Конецкого

«…Любовь к морю – детское чувство. Мы любим ощущение свободы, которое дарит море. Наш пленённый дух всегда мечтает о свободе. Но если врёшь сам себе – ты погиб. Море требует правды, и ничего, кроме правды…»

Виктор Конецкий «Последний рейс»

Вначале было море…

По пути из Мурманска в Южную Африку, штормовой зимний Бискай разгромил судовую библиотеку «Бурана» только для того, вероятно, чтобы на переплёте одной из книг под сорванным с крепления стеллажом я увидел это название – «ЗА ДОБРОЙ НАДЕЖДОЙ». Роман-странствие.

По-разному и с разными целями в нашу жизнь входят люди. Случайных память задерживает совсем ненадолго. Иные оставляют лишь смутное воспоминание. И мы относимся к тем и другим с оттенком равнодушного безразличия, постепенно, но уверенно забывая их имена и лица, вплоть до полного отчуждения. Доведётся ещё раз встретиться – и придётся знакомиться заново.

К счастью, человек устроен так, что всегда подсознательно ждёт того, кто появившись однажды, останется с ним надолго, а возможно навсегда. Друг или попутчик, наставник, учитель, а может быть, умный и внимательный собеседник, который поможет советом, поддержит словом и присутствием – важно не это. Мы обязательно узнаем его. Главное – не ошибиться в определении места встречи. А иначе опять не повезёт, и вопреки ожиданию вновь попадётся один из тех, кто пополнит бесконечный список «случайных». Ведь, тот, кто тебе нужен, где попало не ходит.

Где я мог встретить Виктора Конецкого? Там, где это и должно было произойти. Теперь я думаю, что для этого стоило связать судьбу с морем, и понимаю, что по-другому и не могло быть. Ведь, положа руку на сердце, редко что-то бывает просто так. Всё, что происходит, и всё что мы делаем, так или иначе, ведёт нас по жизни, постепенно открывая её смыслы и истины, определяя ход и скорость событий, щедро или скупо отмеряя положенные нам обретения и потери.

Писать о Художнике лучше всего его методом. Но что это такое – метод Конецкого? Писать без насилия над собой о том, что хорошо знакомо и прочувствовано до самых сокровенных глубин души. Из своей любви к морю он сделал инструмент, из своих переживаний – тему, а из мечты, которой жил, проникновенную лирику высочайшей пробы.

На первый взгляд всё очень просто. Так и хочется сказать, что нет никаких тайн и секретов успеха перед поклонниками таланта и читателями, перед теми, кого он однажды позвал с собой. Но, ведь, что-то есть ещё? То, что наполняет его книги помимо мечты, тончайшего лиризма и глубоких переживаний, то, что заставляет сердце откликнуться и поверить безоговорочно?

Конечно, есть. То, без чего невозможен большой писатель и гражданин. В каждом его романе, в каждом герое, в каждой строке, есть ПРАВДА, всегда остро и очень лично переживаемая им.«...Так надо. Огромность ответственности… гнетёт душу. Сколько раз я наврал, сколько раз ошибся, сколько раз смалодушничал, сколько раз не хватило таланта, сколько раз поленился что-то прояснить, сколько раз забыл подчеркнуть что-то главное? Я один, и никто не поможет ответить на эти вопросы, и никто не разделит со мной ответственность…» («Ледовые брызги»)

Его книги– это не просто предлагаемые обстоятельства и непостоянная, изменчивая данность, от которой нельзя ожидать доброты или тепла. Безусловно, мы сами наполняем реальность добром или злом, делая её холодной или приветливой, в зависимости от восприятия и настроения.

Морской пейзаж Виктора Конецкого не учит и не информирует, но восхищает и является фоном жизни, о которой он пишет, предлагая побыть наедине с ним, чтобы думать и философствовать вместе не только о море. Именно поэтому, говоря о Конецком, невозможно не оглянуться на самого себя, для того чтобы сверить взгляды и мнения.

Перечитывая воспоминания людей, которые знали его лично, были близки, очень сложно составить для себя завершённый портрет Писателя. Кто-то знал его непримиримым и решительным, едким, колючим до грубости. Для кого-то он был «в доску своим». А в чьих-то глазах предстал утончённым и романтичным, отзывчивым. Многие говорят об усталости и отрешённости. Но…

«…Все и всё, что и кого я вижу вокруг, мне докучает и меня раздражает. Мне не о ком сказать хорошее от чистого сердца… Это приносит мне душевных мучений больше, нежели всем другим, кого вижу и знаю вокруг…» («Никто пути пройденного у нас не отберёт»)

Наверное, не следует искать противоречия, потому что для каждого –он свой. Ведь, и для меня Виктор Конецкий такой, каким его знаю лишь я один, пусть, даже наше безличное знакомство состоялось через его книги, через одни и те же моря, страны, порты, через одну и ту же профессию, через очень похожие чувства и мысли. Разве этого недостаточно?

Часто бывает, что судьба «подгоняет» писателя под тему. Но как быть, если тема и есть судьба? К счастью, Виктору Викторовичу не пришлось выбирать и разрываться между жизнью и литературой. Его проза – это и есть жизнь с натуры. Крупная форма Конецкого – точное описание судьбы моряка, со всеми подробностями и переживаниями.

Рейсы, люди, корабли, годы… А затем – опять судно, новый экипаж, новые встречи и впечатления, другие маршруты и моря. Только герой тот же самый. Хотя, возможно, перемены в нём не замечаешь лишь потому только, что на протяжении повествования, и сам меняешься вместе с ним, забывая порою о границе, разделяющей его жизнь и твою собственную. Хочется ещё и ещё – видеть, чувствовать, воспринимать, думать и даже реагировать на происходящее так, как это делает он.

В.В. Конецкий.JPG

Поэтому во время шторма, находясь в ходовой рубке, ты незаметно для других упираешься плечом в рамку лобового иллюминатора, вспоминая: «Как же там у Конецкого?» И потом мысленно произносишь, обращаясь к пароходу: «Ну, давай старик! Давай родной! Давай вместе!», подталкивая и поддерживая его, помогая перевалить косую пенистую волну, безжалостно и хлёстко бьющую под дых.

А спустя время, в порту захода, где-нибудь в Монтевидео, тайком, чтобы не засмеяли и не уличили в декадентстве, покупаешь кассету с музыкой Бетховена. Ведь Конецкий сказал однажды, что эта музыка наполнена скрытой силой и океанской мощью. Как можно не поверить ему и не прислушаться к сказанному? Как можно не откликнуться на вопрос:«…Надо ли свободный конец шкентеля с мусингами при спуске шлюпки оставить на палубе, или он должен разматываться из бухты…?»

Что это? Как это «сделано»? Почему так? Потому что язык и стиль Конецкого органично рождён самой реальностью той стихии, в которой он существует, – любовью к морю и профессии. В той реальности, куда он пришёл, чтобы поделиться сокровенным.

Именно отсюда такое воздействие на читателя и особенно – на читателя-моряка. Впрочем, для того чтобы полюбить прозу Виктора Конецкого, совсем не обязательно становиться моряком.

Хотя… Для моряка его книги не просто хорошая литература, порою это откровение, которое ещё в недавнем прошлом соприкасалось с гранью дозволенного. Конечно, он понимал, но добротно выстраивая композицию и умело подкрашивая её юмором, говорил так, что сказанное всегда воспринималось не с тяжестью, а с иронией даже в самые непростые и сложные времена: «Флот извечно стоял одной ногой на воде, другой – на юморе. Поводом для юмора всегда и везде служит любая дурость в окружающей действительности. Этого вокруг навалом…» («Лети, корабль!»)

Настоящая проза – это когда наедине с ней признаешься себе в том, что тщательно скрываешь от всех и даже от себя. Проза Виктора Конецкого лёгкая, как мечта, но не легковесная, и отнюдь не забавная. Это не морские байки, как может показаться на первый взгляд, когда знакомишься с некоторыми его чудаковатыми персонажами, и принимаешь их с улыбкой. Пережив лично, и соприкоснувшись с многим из того, о чём он пишет, понимаешь, что нужно именно это, и именно так, как это сделал он. В его книгах, как и в жизни, есть всё. Лишь только злу и лжи он не дал в своём творчестве никакого шанса на существование. И поэтому, поверив ему однажды, уже не усомнишься никогда…

Есть писатели, у которых по определению не может быть эпигонов. Рассказать веселую или трагическую «морскую историю» и сегодня могут многие. Но не опуститься до пошлости и банальности, даже в условиях, когда принижены многие ценности, когда стало можно признаться в нелюбви к любому классику, и к самому процессу чтения, без боязни выглядеть идиотом – не так-то просто. Потому что вкус, привитый Виктором Конецким своему читателю, абсолютен и безошибочен. Потому что тот, кто однажды познакомился с ним, обязательно найдёт время и возможность взглянуть на горизонт, а значит, уже никогда не будет потерян ни для себя, ни для других.«…И сама стихия, и необходимость дисциплинированности, знания профессии диктовали морякам сохранять определенную нравственность и простую человеческую честность…» («Последний рейс»)

Я вновь и вновь возвращаюсь к нему. Для того, чтобы ещё раз «свериться», чтобы не обмануться и не быть обманутым. И порою ищу даже не что-то конкретное «из Конецкого», но тонкое ощущение искренности и чистоты, обещанное ожидание свободы, той самой «ДОБРОЙ НАДЕЖДЫ», которая стала для него судьбой, и однажды тронула моё сердце ещё тогда, в Бискайском заливе. Потому что его любовь к морю – это роман на всю жизнь, в котором только правда. И ничего, кроме правды.

2014 год

О НАШЕМ АВТОРЕ:

Олег Акимов.jpgОЛЕГ ВАЛЕНТИНОВИЧ АКИМОВ – писатель, капитан дальнего плавания. Родился в 1962 году. Окончил судоводительский факультет Санкт-Петербургского Университета Водных Коммуникаций.Трудовой путь начал на Ленинградском Адмиралтейском Объединении. С 1984 по 2004 год работал на Севере, пройдя путь от четвёртого помощника до капитана дальнего плавания. Как писатель дебютировал в периодической печати в 2010 году с морскими рассказами. Автор книги прозы «Причал» и ряда поэтических сборников. Член Союза писателей России.





Новости

Все новости

17.01.2018 новое

75 лет со дня прорыва блокадного кольца

11.01.2018 новое

САМОЕ ШКЛОВСКОЕ

05.01.2018 новое

ЖИВОПИСНОЕ ВИДЕНИЕ МИРА


Архив новостей 2002-2012
Яндекс цитирования