Библиотека Виктора Конецкого

«Самое загадочное для менясущество - человек нечитающий»

15.03.2015

Живи и помни. Памяти Валентина Распутина



Живи и помни
Памяти Валентина Распутина

Живи и помни.jpg


                                                  Мы всё забудем, всё с тобой забудем,
                                                  когда с аэродрома  улетим
                                                  из города,  где ресторан «Распутин»,
                                                  в край, где живёт Распутин Валентин…
                                                                                                Андрей Вознесенский

       

       Умер Валентин Григорьевич Распутин… Писатель родился 15 марта 1937 года. 

      Для читателей моего поколения Валентин Распутин навсегда останется учителем добра и милосердия – к людям и своей стране. «Уроки французского» и  «Рудольфио», «Василий и Василиса», «Последний срок» и «Прощание с Матёрой» – все его пронзительные рассказы и повести про жертвенность,  высокую нравственную силу, существующую вопреки житейским обстоятельствам. Недаром А.И. Солженицын назвал Валентина Распутина «нравственником», видя высший смысл его литературной работы в возрождение традиционной нравственности, воскрешении добрых начал в человеке.

Кабинетные функционеры от литературы причисляли Распутина к «деревенщикам», сознательно сужая тем самым масштаб его личности и литературы. За Распутиным стояло крестьянство, но  взгляды его на мир выходили далеко за границы защищаемого им Байкала и Сибири, как и взгляды Виктора Астафьева, Василия Белова, Фёдора Абрамова и многих других.

Как «смотритель русской жизни» Валентин Распутин имел не много поводов для оптимизма.

«Я сам с Ангары, мою деревню Аталанку переселили перед затоплением Братского водохранилища. В неё вселили ещё пять деревень. Она по сей день жива. Но, похоже, доживает последние годочки. Леса вырубили, поля затопили, магазин закрыли, школа сгорела, ни одного рабочего места не осталось. И в таком состоянии не только моя деревня. Много их по Ангаре и Енисею, доживающих…

Красавицу Ангару три ГЭС изуродовали, острова ушли на дно, воду пить нельзя, рыбу есть нельзя. Всё вокруг отравлено химическими предприятиями. Но воду пьют и рыбу едят. Скоро запустят Богучанскую ГЭС. Там где я родился, во время сооружения Братской и Усть-Илимской ГЭС леса не были убраны, и десятилетия торчали из воды…

Другие народы не выдержали бы тех потерь и напряжений, которые достались нашему народу. Происходящее сегодня – ужасно! Государство, убивающее само себя – такого в мире ещё не бывало. Однако Россия жива, у нас есть люди, готовые отдать за неё жизнь».

Каждое написанное им слово выстрадано.

Он страдал от того, что «люди внутренне переориентировались: в вере, нравственном и духовном прямостоянии», «живут не ожиданием спасения, а ожиданием катастрофы».

Валентин Григорьевич признавался, что уныние у него случается, «иногда и безнадежность полная бывает», но «нельзя этому поддаваться. И главное – нельзя своё мрачное настроение высказывать публично. Это же сказывается на других».

…Он потерял сына, талантливую дочь, похоронил жену – соратницу и друга. Много болел.

В последние годы Распутин редко писал прозу, а как публициста его слышали не многие,  –  не все хотели слышать. К тому же, главные собеседники писателя – это его читатели, а когда тиражи книг неприлично малы…

…Он говорил, что «для того, чтобы Россия поднялась на ноги, нужен такой человек, как Зюганов». …Он говорил, что «такие личности, как Александр Колчак, при всей неоднозначности их деяний достойны того, чтобы о них помнил народ».  …Он говорил, что обладая властью, выслал бы большую часть тех, кто не любит нашу страну, и, разрушая её, наживает себе капиталы.

Он  говорил: «Когда всё хорошо, легко быть вместе: это как сон, знай дыши, да и только. Надо быть вместе, когда плохо – вот для чего люди сходятся».

Сегодня Россия сойдётся во мнении: умер неистовый воин русской литературы,  великий русский писатель,  книги которого не дают нам терять чувство Родины. 


Остановись и шапку скинь, прохожий:
В чужом краю, где степь гудит, пыля,
Лежит солдат... Ему была дороже
Всего на свете русская земля…


          Это слова тестя В. Распутина – поэта-фронтовика Ивана Молчанова-Сибирского, сына военного моряка-баталера легендарной канонерской лодки «Кореец». И сегодня, думая о Валентине Григорьевиче, точнее слов мне не найти: ему была дороже всего на свете русская земля.

Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшему рабу Твоему Валентину, и сотвори ему вечную память.

                                                                             Татьяна Акулова-Конецкая

На Байкале. Владимир Крупин, Валентин Распутин и Василий Белов.jpg

   На Байкале.  Владимир Крупин, Валентин Распутин и Василий Белов.


                                              ПИСАТЕЛИ О ПИСАТЕЛЕ:

«Распутина можно считать и счастливым, и несчастливейшим. Счастливейшим потому, что, одаренный огромным литературным талантом, а также целеустремленным сибирским, воистину железным характером, он вошёл в литературу как бы без видимых усилий. Шагая по ступеням своих повестей (одна лучше и выше другой), он стал виден со всех концов света: к нему пришла мировая известность. Сколько раз приходилось замечать, как после опубликования произведения или книжки стихов литератор мельтешит, суетится, рассылает десятками экземпляры своей книжки критикам, в редакции газет, звонит по телефону, чтобы хоть словечко написали где-нибудь о его книжке. Не спрашивал, но убеждён, что Валентин Распутин не сделал за всю жизнь ни одного такого звонка. Всё пришло к нему само, как и его – повторим – огромное литературное дарование. Для Распутина его повести и есть его поведение, а его поведение – это его повести. Ну, прибавим сюда ещё его блестящие очерки, статьи, общественные устные выступления. Ничего лишнего, пустопорожнего, мелкотравчатого. Всё в цель, в точку, в дело и ради дела. А дело выпало горькое, трудное. Потому и несчастливейший. Велико ли счастье смотреть почти беспомощно, как терзается родная мать, а потом отдавать ей последний поклон и последнее целование? Таких писателей, как Валентин Распутин, таких своих сыновей народ и рождает для того, чтобы не забыть своего прошлого, трезво оценить настоящее и не потерять надежды на будущее». Владимир Солоухин

         «…Всегда помню и никогда уже не забуду его глаза. Что-то недореченное, недовыраженное таится в глубине их. Какая-то постоянная, бездонная грусть светится во взгляде, будто постиг он или приблизился к постижению неведомого ещё людям страдания и готов пострадать за них и покаяться, облегчить их долю и жизнь, принявши боль земную, все тяготы человеческие на себя. Ах, как трудно и почётно быть на Руси писателем! Настоящим. Ему всегда и всех больнее. Он от веку обречён на мучения и подвиг духа, на совесть, взыскующую добра, на вечное стремление к идеалу. И, сжигая себя в муках творчества, в борении со словом и за слово, он обречён страдать больше всех и за всех, живущих на земле...»  Виктор Астафьев 

«…А если <….> здесь мы не упустим и такие качества Валентина Распутина, как сосредоточенное углубление в суть вещей, чуткую совесть и ненавязчивое целомудрие, столь редкое в наши дни, то изо всего и составится образ писателя…» Александр Солженицын

«…Те четыре повести, которые принесли Распутину известность, а – “Деньги для Марии”, “Последний срок”, “Живи и помни”, “Прощание с Матёрой” вышли за сравнительно небольшой отрезок времени в конце шестидесятых – половине семидесятых годов, и уже после первой стало понятно, что в русскую литературу пришел не просто очень крупный писатель со своим голосом, своей темой, языком, но и ходатай по народным бедам, и каждая из следующих его вещей становилась событием не в литературе только, но в жизни». Алексей Варламов

«Валентин Григорьевич рассказал нам о самом сложном, что есть в нашей жизни: о русском горе, о беде и о том, как должен человек жить с этим, проживать с этим и подниматься над этим. Не только в книгах, но и самой жизнью он показывает нам совершено поразительный, удивительный пример того же: как встречать горе, проживать с ним вместе дни и недели, долгие годы, как подниматься над ним и как дальше жить и помнить». Арх. Тихон (Шевкунов)

      «Его книги – достойное завершение литературы двадцатого века, новое подтверждение того, что русская литература – ведущая в мире. Почему? Она выращена Православием…

“В непогоду”, так называется один из последних рассказов писателя. Штормовые ветры, метели описаны так, что именно мы сами виноваты в затяжном непогодье. А так оно и есть. Святитель Иоанн Златоуст напрямую связывал климат и нравственное состояние людей. Да, давно в России непогода. И переживать это нелёгкое время нам помогают книги Валентина Распутина. Потому что его герои среди нас, герои сильные характером и сильные душой. 

Книги Валентина Распутина – молитва за Россию, которую пишет её верный, высокоодарённый от Господа талантом сын». Владимир Крупин

Валентин Распутин на Индигирке.jpg

Валентин Распутин на реке Индигирка,  рядом с единственной часовней 
  за полярным кругом. Фото Бориса Дмитриева.

«…И вдруг каким-то вторым представлением, представлением в представлении, я начинаю видеть себя выходящим на простор и сворачивающим к речке, где стынут березы, высокие, толстокорые и растопыренные на корню, тоскливо выставившие голые ветки, которые будут ломать ветры… Я стою среди них и думаю: видят ли они меня, чувствуют ли? А может быть, тоже ждут? Уже не кажется больше растительным философствованием, будто все мы связаны в единую цепь жизни и в единый её смысл – и люди, и деревья, и птицы. В старости так больно бывает, когда падает дерево!..»

Валентин Распутин. «Видение»

 




Новости

Все новости

12.04.2024 новое

ПАМЯТИ ГЕРОЕВ ВЕРНЫ

07.04.2024 новое

ВИКТОР КОНЕЦКИЙ. «ЕСЛИ ШТОРМ У КРОМКИ БОРТОВ…»

30.03.2024 новое

30 МАРТА – ДЕНЬ ПАМЯТИ ВИКТОРА КОНЕЦКОГО


Архив новостей 2002-2012
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru