Библиотека Виктора Конецкого

«Самое загадочное для менясущество - человек нечитающий»

30.04.2015

ЗОСИМА РАШЕВ – ЗАЩИТНИК АРКТИКИ

ЗОСИМА РАШЕВ – ЗАЩИТНИК АРКТИКИ

29–30 апреля 2015 года

Филиал Музея Мирового океана

в Санкт-Петербурге – «Ледокол “Красин”»

наб. Лейтенанта Шмидта, 23 линия


29–30 апреля 2015 года в филиале Музея Мирового океана в Санкт-Петербурге – «Ледокол “Красин”» состоялась Третья научно-практическая конференция «Арктика в годы Великой Отечественной войны» (Полярные чтения–2015), организованная в рамках второго Фестиваля ледоколов на Неве.


                                           Эмблема.jpg

Напомним, что ледокол «Красин» – единственное сохранившееся и находящееся на плаву судно, которое принимало участие в полярных конвоях и морских сражениях Второй мировой войны.

Основные направления работы конференции: изучение роли арктически операций в Великой Отечественной войне; история Полярных конвоев; подвиг л/п «А. Сибиряков», конвоя БД-5 и п/х «Марина Раскова»; история развития и применения военной техники в Арктике в годы Великой Отечественной войны; ледокольный флот в годы войны; навигационно-гидрографическое и метеорологическое обеспечение в Арктике в годы войны; судьбы людей и персоналии, связанные с военными событиями в Арктике; сохранение памяти о войне в Арктике, военно-историческое наследие.

Публикуем сообщение ген. директора Морского литературно-художественного фонда имени Виктора Конецкого Т.В. Акуловой-Конецкой, прозвучавшее на конференции.

ЗОСИМА РАШЕВ – ЗАЩИТНИК АРКТИКИ

18 апреля 2015 года исполнилось 20 лет со дня смерти Зосимы Семёновича Рашева – героя Великой Отечественной войны, защитника Заполярья.

Зосима Семёнович Рашев родился 28 декабря 1910 года в селе Ракулка Черевковского уезда Вологодской губернии (ныне Архангельская обл.).

Он был одним из двойни: Савватий и Зосима были названы в честь преподобных святых – основателей Соловецкого монастыря. К помощи преподобных Зосимы и Савватия, особо почитаемых среди жителей Поморья, прибегали во время бедствий на море.

Савватий Рашев умер от кори в возрасте 6–7 лет, а его брата Зосиму помог выходить сельский священник. Отец Зосимы дал обет: если сын выживет, то быть ему послушником Соловецкого монастыря, но события 1917 года изменили привычный ход жизни богобоязненной семьи.

Соловецкий монастырь. Открытка начала XX века.jpg

Отец серьёзно заболел, он ослеп и вскоре умер. Зосиме пришлось перебраться в дом деда, но там он не прижился. В 14 лет Зосима, обладавший независимым и сильным характером, сбежал с товарищем в Архангельск. Он в очередной раз мог погибнуть: в поисках работы приходилось голодать, бродяжничать, воровать на рынке. В итоге Зосима оказался в батраках.

В 1929 году он стал матросом, а затем поступил в 3-хгодичное лоцманское училище в Архангельске. Изучать высшую математику Зосиме было сложно, ведь за плечами у него было всего два класса церковно-приходской школы.

После училища Зосима Рашев работал по специальности, стал помощником, а затем и командиром лоцманской службы порта Онега.

Два с половиной года З.С. Рашев был слушателем Академии водного транспорта в Ленинграде, но окончить её не смог – началась советско-финская война и академия закрылась. Зосима Рашев добровольцем ушёл на фронт. Он воевал в составе специального диверсионного отряда РККА, выполнял задания в тылу врага (был отличным лыжником).

В 1940 году Рашев был ранен. За финскую кампанию награждён орденом Боевого Красного Знамени.

Великая Отечественная война застала его в Ленинграде на специальных курсах командного состава. Вскоре в Архангельске была сформирована Беломорская военная флотилия. Из гражданских судов стали создаваться дивизионы военных тральщиков, сторожевых кораблей, минных заградителей и группы санитарных судов. 3 июля 1941 года старший лейтенант Рашев принял ТЩ-47.

Летом, осенью и зимой 1941 года, командуя тральщиком, он прошёл с тралом свыше 2500 миль, уничтожил 57 плавающих и выброшенных на берег отечественных мин, отконвоировал 14 транспортов, выполнив все задания на «отлично».

Вспоминая то время, Зосима Семёнович благодарил население Сёмжи, Койды и «рыбаков-колхозников реки Кулой» за помощь: «…везли наших людей вдоль побережья на лошадях или на своих поморских карбасах, таким образом группы прошли не одну сотню километров и уничтожили десятки мин».

В Сёмже в то время подрастал будущий писатель-моряк Виталий Маслов. В 1980-е годы он создал в родной деревне Дом Памяти и завёл Родовую Книгу с именами 50-ти сёмженских родов за два века.

В Доме Памяти, созданном Виталием Масловым. Фото О. Маслова.jpg

В Доме Памяти. Фотография Олега Маслова

Виталий Семёнович подсчитал, что из родной его деревни на финскую и Великую Отечественную войны ушли и погибли 41 сёмжанин, вернулся с фронта и умер от ран в 1944 году один человек…

В 1942 году старший лейтенант Рашев командовал ТЩ-53, прошёл около 14000 миль, из них свыше 5000 миль при конвоировании и 1182 мили пройдено с тралами, выполнил целый ряд спецзаданий по перевозке грузов, вооружения и т.п.

При выполнении боевых заданий Рашев дважды выходил в атаку на подводную лодку противника и два раза отражал атаки самолетов противника. При отражении атак самолетов противника на транспорты союзного конвоя 20 сентября 1942 года был сбит прямым попаданием самолет противника.

Прекрасную морскую выучку проявил Зосима Семёнович и при конвоировании 10 сентября 1942 года транспорта «Обь» в 9-бальный шторм. В наградных документах старшего лейтенанта Рашева читаем: «Транспорт, не слушаясь руля, последовательно тащило к берегу, старший лейтенант Рашев, ясно представляя невозможность подать буксир, применил следующий способ: прикрывая наветренную носовую скулу транспорта от волны и ветра своим кораблем, идя от транспорта на расстоянии 15–20 метров в течение двух часов, старший лейтенант Рашев достиг постепенного отхода транспорта от берега. Транспорт был спасён».

Самому Зосиме Семёновичу запомнились случаи и другого рода: как в 1942-м в районе Поноя, когда шли в Архангельск, им пришлось взять на буксир самолёт и вести его в укрытие за остров Моржовец. Второй схожий случай произошёл в июне 1942 года: в районе Новой Земли ему довелось транспортировать гидросамолет Героя Советского Союза Ильи Павловича Мазурука.

«Тогда несколько тральщиков и пароход “Диксон” оказывали помощь выскочившему на отмель у полуострова Гусиная Земля американскому транспорту, – вспоминал Зосима Семёнович. – Сюда же прилетели два гидросамолета во главе с Мазуруком. Один доставил американского военного представителя, другой вёл наблюдение за шнырявшими в этом районе фашистскими подлодками. Усилился ветер, и первый самолет не мог взлететь. Что делать? Нужно попытаться завести его в укрытую бухту. На карте глубины и опасности бухты не указаны. Взял наш тральщик самолёт на буксир. Когда зашли за мыс, волна стала меньше. Для замера глубины спустили шлюпку, так и шли за ней. Проверили вдоль берега, безопасен ли этот участок для взлёта. Гидросамолёт поднялся в воздух и долго сопровождал нас. Транспорты были благополучно отконвоированы в Архангельск…»

1943 год был не менее тяжёлым: в июле Рашеву пришлось перевозить 102-мм батарею и произвести выгрузку её на мыс Городецкий, и материальная часть была доставлена и выгружена без единого повреждения. В конце июля Зосима Рашев участвовал вместе с кораблём в подъеме затонувшего буксирного парохода «Северянин». В октябре – при выполнении боевого задания по конвоированию транспорта «Громов» у последнего не хватило угля; при состоянии моря 6 баллов, а ветра 7 баллов, укрыться было негде, район опасный от подводных лодок и авиации противника, но Рашев смог взять на буксир и отбуксировал транспорт в безопасное место.

В 1943 году за успешное выполнение боевых заданий и проявление при этом мужество и отвагу старший лейтенант Рашев был награждён орденом Отечественной войны II степени.

Немецкий истребитель Фокке-Вульф в полёте над морем.jpeg

Истребитель «Фокке-Вульф» над морем

Ровно за год до Победы, 9 мая 1944-го, Рашев, командую ТЩ-31, получил задание на перевоз зенитных батарей в районе Тюва-Губа и подвергся нападению самолетов противника – два «Фокке-Вульфа» атаковали его тральщик на бреющем полёте (при атаке производился обстрел из пушек и пулемётов).

Рашев сумел от одного самолета уклониться, но второй самолет сбросив бомбу, попав в его тральщик. Зосима Семёнович был ранен в голову, но продолжал управлять кораблем. Положение было почти безнадёжным, но благодаря его выдержке и спокойствию было спасено 77 человек из 140. Зосима Рашев сошёл с корабля последним, после того, как корабль повернулся на борт.

За исключительно чёткое выполнение заданий командования, за храбрость и мужество, проявленные в бою с немецкими захватчиками 9 мая 1944 года, за организованное спасение личного состава при гибели ТЩ-31 командование ходатайствовало о награждении капитан-лейтенанта Рашева орденом Красного Знамени.

Это было не последнее испытание войны.

Тральщики....jpg

ТЩ-118,ТЩ-119,ТЩ-120. Только что получены по ленд-лизу. На бортах ещё старые американские номера. Северный флот. Зима 1943–1944 гг. Из собрания Сергея Шулинина

12 августа 1944 года в 60 милях от острова Белый он шёл на тральщике ТЩ-114 в составе конвоя БД-5, сопровождая пароход «Марина Раскова», на борту которого находилось 417 человек, более 6000 тонн продовольственных и технических грузов. Пароход был атакован немецкой ПЛ U-365. В результате атаки конвоя БД-5, в ходе которой немецкая субмарина применила новые акустические торпеды, пароход «Марина Раскова», а затем и тральщики сопровождения –ТЩ-114 и ТЩ-118 – затонули. К месту гибели людей подошёл ТЩ-116.

В семье З.С. Рашева бережно хранят журнал «Север», в котором опубликована документальная повесть Юрия Капралова «Конвой на Диксон» (1974, №7). Вот как события развивались дальше:

«Командование катером [с ТЩ-116] принял капитан-лейтенант 3.С. Рашев. Он определил курс к ближайшему берегу, распределил вахты, препоручил женщинам заботу о раненых, взял под контроль запас пищи. Распоряжения опытного командира вселили в людей уверенность. Замерзшие, в мокрой одежде, многие без обуви, моряки настойчиво вели катер на восток – к острову Белый.

На третьи сутки пути, туманным вечером 15 августа, катер неожиданно коснулся дна. Впереди оказался небольшой песчаный островок, в центре которого стоял деревянный навигационный знак, вдалеке темнела полоска коренного берега.

На островке оказался плавник и, обогревшись у костра, моряки отправились дальше. Потребовались почти сутки, чтобы добраться до берега. Но, когда катер подошел к земле, Рашев понял, что это не остров Белый. Моряки оказались у северо-западной оконечности полуострова Ямал, где-то в районе мыса Головнина. От острова Белый их отделял пролив Малыгина. Это крайне усложняло положение, так как местность здесь была пустынной. Надеясь на встречу с ненцами, иногда ведущими промысел в этих местах, Рашев с десятью моряками направился на берег, остальные восемнадцать человек остались на катере. Через несколько часов томительного ожидания они услышали гул самолета: над катером кружила “Каталина”…»

16–17 августа 1944 года в проливе Малыгина лётчики сняли 29 человек, среди них был и Зосима Семёнович Рашев. Как не вспомнить поморскую пословицу: «Кто в море не бывал, тот Бога не знавал».

З.С. Рашев был убеждённым членом партии, он вступил в РКП(б) в 1931 году. По словам дочери, Бога он никогда не поминал.

Родившуюся после войны дочь он назвал Марина – в честь Марины Михайловны Расковой.

Второй орден Отечественной войны II степени З.С. Рашев получил в 1945 году «за досрочное выполнение заданий командования по подъему транспорта “Комсомольск” (водоизмещением 6428 тонн), возвращению его в базу и подготовке к быстрейшему вводу в строй. Благодаря мужеству и решительности личного состава и лично капитан-лейтенанта Рашева, в сложных метеорологических условиях, без достаточного материально-технического обеспечения, сочетая расчет с разумным риском, при безотказной работе аварийно-спасательных агрегатов транспорт был поднят на два месяца раньше срока, и участвующие корабли СФ были освобождены […] для обеспечения боевых действий флота».

Из кф. Путь к причалу.jpg 

Кадр из кинофильма «Путь к причалу». 1962 год.

70 судов провёл Зосима Семёнович Рашев через минные поля противника во время Великой Отечественной войны, был дважды ранен и дважды контужен. Он был награждён орденами, но самой дорогой для него была и медаль «За оборону советского Заполярья».

...В 1952 году Виктор Конецкий прибыл на службу в 441-й Отдельный дивизион Аварийно-спасательной службы Северного флота на АСС «Вайгач» к одному из лучших командиров аварийно-спасательных кораблей капитану III ранга З.С. Рашеву.


З.С. Рашев на спасателе ВОДОЛАЗ.jpg 

З.С. Рашев на спасателе «Водолаз»

Военным спасателям Северного флота приходилось выходить на спасение как гражданских, так и военных судов. «Семь лет меня учили воевать, то есть ставить мины, стрелять торпедами, швырять глубинные бомбы, управлять артиллерийским огнем. И, естественно, я знать не знал, как надо спасать» – рассказывал писатель. Об этом один из первых рассказов Виктора Конецкого «Под водой» (1957 год), в нём впервые появляется и его командир – под фамилией Гашев.

На спасении ПИКШИ.jpg

Виктор Конецкий. Полярная ночь. На спасателе. Набросок, карандаш. 1952–1953 гг. Из архива писателя. На обороте рукой В. Конецкого: «Рейд Могильный. На спасении РТ “Пикша”.  В руке – фальшвеер».


Уже в мирное время Зосима Семёнович Рашев получил орден Красной Звезды – за оказание помощи терпевшим бедствие судам и снятие с мели в проливе Югорский Шар транспорта «Нарьян-Мар». Этому событию посвящена повесть Виктора Конецкого «Путь к причалу». Главному герою боцману Росомахе писатель дал имя-отчество своего первого командира Рашева, а фамилию, слегка изменив, боцмана судна Павла Россомахина, тоже архангелогородца.    

Подводя итог своей морской жизни, Виктор Конецкий не мог не отдать должное своему первому командиру: «Когда-то старый моряк, капитан третьего ранга Гашев, велел мне или служить, или читать книги. Чем дольше я живу и больше читаю, тем меньше понимаю себя и лучше капитана Гашева» (Виктор Конецкий «Никто пути пройденного у нас не отберёт»).

В 1960 году Зосима Семёнович Рашев демобилизовался из ВМФ в звании капитана II ранга, последним местом его службы был танкер «Волхов».

На Волхове

З.С. Рашев (справа) на «Волхове»

До 1962 года Зосима Семёнович плавал на гражданских судах в Мурманске, а затем жизнь его была связана с Выборгом. Здесь на судостроительном заводе он принимал танкер «Терек», а через год плавания на нём, стал капитаном завода – водил построенные суда на приёмку в Таллинн; был председателем сначала заводского, а потом и выборгского совета ветеранов.

С капитаном завода А.И. Лущенковым.jpg

З.С. Рашев (справа) с капитаном завода А.И. Лущенковым

Судьба подарила Зосиме Семёновичу встречу с Александрой Александровной Кононовой, с которой он прожил более полувека, воспитав троих детей, пятерых внуков (а в начале семейной жизни был опорой и всей большой семье жены, у которой было 12 братьев и сестёр).

Зосима Семёнович Рашев скончался 18 апреля 1995 года, похоронен в Выборге на новом городском кладбище.

«У него было сугубо личное отношение к морю… он каждым спасённым судном доказывал морю свою силу и заставлял море уважать себя…» – написал о своём первом командире Виктор Конецкий.

Мы помним, мы гордимся!

2015 г.

При подготовке доклада использованы материалы из семейного архива М.З. Петровой (Рашевой) и Ю. Подскребаевой (газета «Выборг»)

Марфа Крюкова

Про Зосиму Рашева – беломорского богатыря

По волнам, по льдам, по морюшку

Ходит наш помор из Мудьюги,

Он ведь родом-то из Патракеевке,

Ходит Зосимушка-то Рашев всё

С друзьями верными Романовым, Задориным,

Охраняют пути-дорожки они морские,

Дозор морской ведут они старательно, –

Нет ли где во морюшке опасности.

Мины вражески они вылавливают,

Проведут они чернёны да все корабли.

Был Зосима Рашев-то хитрец-мудрец,

Он сыграл да таку шуточку:

Была буря на море-то очень грозная,

Самолётик наш советский на волнах сидел.

Волна морская с Окиан-моря,

Не спускала-то его да всё поднятися.

Высоко подняться по поднебесью.

Тут Зосимушка да дал ему помогушку,

Взял его да на буксир повёл,

Будто легоньку да ведь он лодочку,

Будто поймал Зосимушка жар-птицу то.

На волне блистел-то самолёт, покачивался,

И завёл его Зосимушка во тиху бухточку.

Только бухта-то была неизведана,

На книгах-картах-то была да неросписана.

Чернёныма караблеми не прохожена.

Тут была загадка хитро-мудрая.

Самому пройти да самолёт спасти.

Догадался тут Зосимушка, дознался-то,

Сам пошёл да самолёт провёл…

Во укрытой, тихой бухточке

Прирасправил красный сокол свои крылышки,

И встряхнул-то сокол свои пёрышки,

Полетел сокол высоко по поднебесью,

Стал крушить-громить да злых же ворогов.

Записал Александр Морозов


5 августа 1943 года к 10-летию Северного флота и 25-летию советского Военно-морского флота в газете «Большевистская путина» (орган Приморского РК ВКП(б) и райсовета депутатов трудящихся, выходила один раз в неделю в с. Рикасиха Приморского района Архангельской области тиражом в 1350 экземпляров) был опубликован поэтический сказ (новина) М.С. Крюковой. Короткое пропеванье о З.С. Рашеве – один из эпизодов большой поэмы «Тридцать три богатыря».
«Он ведь родом-то из Патракеевке» – сообщено сказительницей ошибочно: в тех местах З.С. Рашев жил три года в доме бывшего капитана М.В. Буркова, когда ушёл из дедовского дома, что и определило его морскую судьбу.
В основу сюжета новины «Про Зосиму Рашева – беломорского богатыря»лёг рассказ Зосимы Рашева о том, как в 1942 году три военных тральщика провели в Белом море буксировку советского гидросамолёта, совершившего вынужденную посадку на воду (об этом рассказывалось с его слов в газете «Северная вахта»). Т.А.


РЕКОМЕНДУЕМ

С 30 апреля по 5 июля 2015 года в филиале Музея Мирового океана в Санкт-Петербурге – «Ледокол “Красин”» работает выставка «КОНВОИ В АРКТИКЕ: Северный морской путь в годы Великой Отечественной войны» – рекомендуем познакомиться


Буклет выставки



Новости

Все новости

12.04.2024 новое

ПАМЯТИ ГЕРОЕВ ВЕРНЫ

07.04.2024 новое

ВИКТОР КОНЕЦКИЙ. «ЕСЛИ ШТОРМ У КРОМКИ БОРТОВ…»

30.03.2024 новое

30 МАРТА – ДЕНЬ ПАМЯТИ ВИКТОРА КОНЕЦКОГО


Архив новостей 2002-2012
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru