Библиотека Виктора Конецкого

«Самое загадочное для менясущество - человек нечитающий»

25.08.2015

Тостуемый пьёт до дна!

Тостуемый пьёт до дна!

           25 августа 2015 года – юбилей Георгия Данелия

Георгий Данелия

Эй, не кисни!
В этой жизни
Смех – надёжнейший вожатый!
Смех с дороги не собьётся!..
Пусть весь мир дрожит и бьётся,
Словно кошкин хвост, прижатый
Ненароком меж дверьми!..

Николай Агнивцев «Завет»

Сегодня  Георгию Николаевичу Данелия исполняется 85 лет. 

Режиссёр не любит давать интервью: современная жизнь ему не нравится, а фильмы – говорят сами за себя. Как-то Георгий Николаевич признался, что за всю свою жизнь, не снял ни одного фильма, который бы не хотел снимать, и ни за один из них ему не стыдно.

Он мечтал снять «Хаджи-Мурата», «Преступление и наказание», «Поединок», «Сто лет одиночества», и снял – «в своём сознании». Фильмами – «Я шагаю по Москве», «Мимино», «Афоня», «Осенний марафон», «Паспорт» и другими, Данелия заслужил славу «комедиографа», не сделав, по сути, ни одной комедии в чистом виде, – и безграничную любовь зрителей.

Его картины отмечены множеством призов. За великий фильм «Не горюй!» Георгий Данелия получил награду и уникальную – Серебряную медаль «Амаркорд» – приз Федерико Феллини и Тонино Гуэрры, который они изготовили по эскизу Сергея Параджанова, присланному из тюрьмы. 

Все фильмы Георгия Данелия ироничны, в них много лирики и грусти, но в них всегда есть надежда на лучшее. «Да, конечно, чем больше я узнаю человечество, тем больше становлюсь пессимистом, – говорит Данелия в одном из своих немногочисленных интервью. – Но это ничего не значит. Я всё равно хочу, чтобы люди смеялись. Чтобы выходили из зала в хорошем настроении».

Г.Н. Данелия 

Г.Н. Данелия – кинорежиссёр, писатель, художник

Очень точно подметил Тонино Гуэрра: Данелия учит людей «ходить по улицам, усеянным цветами».

Только ли цветами?

«Такого количества мерзавцев и сволочей, сколько я увидел за последние годы по телевизору, я и за семьдесят лет не встречал. Когда потонула “Булгария”, показали капитана корабля, который не прошёл мимо утопающих, а остановился и даже бросил спасательный круг. И вдруг его объявили героем. Казалось бы, что тут такого? Когда кто-то тонет, а другой бросает спасательный круг. Но, оказывается, все прошли мимо – и только один остановился. Тогда я и понял, что всё – нам конец» – это из интервью Г.Н. Данелия 2013 года.

Он не скрывает, что «искренне не понимает, что на самом деле происходит» в отношениях между Украиной и Россией. «Но я слишком люблю Украину, чтобы оставаться в стороне, – говорит режиссёр. – Надо идти на уступки. Всем идти. Со всех сторон».

…Глазами Георгия Данелия в картине «Кин-дза-дза» мы увидели планету Плюк, где высшая каста помыкает живущими там чатланами (режиссёр считает этот фильм 1986 года лучшим, который сделал за последние годы). Эта работа особо отмечена зрительским вниманием, потому, вероятно, что сколько раз не смотри фильм – будешь открывать и открывать новые смыслы этой притчи, ощущая её острый отблеск на день сегодняшний.

КУ! 

КУ!

Редкий случай в истории кино: картина «Кин-дза-дза» оказала влияние на современный язык – вымышленные Георгием Данелия слова из фильма вошли в современный разговорный язык, а некоторые фразы персонажей стали устойчивыми выражениями.

В 2013 году Георгий Данелия представил замечательную анимационную ленту «Ку! Кин-дза-дза», над которой работал совместно с Татьяной Ильиной целых семь лет. Грустная притча стала ещё грустнее, но, пожалуй, и лиричнее. «Художественный фильм делать легче, чтобы что-то поправить в актёрской игре, достаточно трёх слов. <…> Считается, что “Путь к причалу” была сложной картиной, потому что снимали поздней осенью в Баренцевом море в шторм. Для меня главной сложностью было выстроить характер боцмана. Также, когда мы снимали в пустыне “Кин-дза-дза”. Есть было нечего, жара стояла в пятьдесят градусов, но самым сложным для меня было найти стилистику…» – признаётся режиссёр.

Сегодня Георгий Николаевич Данелия продолжает рассказывать истории-притчи, за которыми прячет грусть, нездоровье, тревогу за будущее, – в своих книгах. А книг у Данелия много, и в каждой – желание поблагодарить тех, кто шёл и идёт с ним по жизни рядом.

С днём рождения, дорогой Георгий Николаевич! Спасибо, что Вы – есть!

Татьяна Акулова-Конецкая

        книга 1  б.jpg  в.jpg

                                                                                                                         

ВИДЕЛИ! ЗНАЕМ!

АЛЕКСАНДР КРАВЧЕНКО

САМОЕ ВЕЛИЧАЙШЕЕ В МИРЕ ИЗ ИСКУССТВ

«…Из всех искусств важнейшими для нас являются кино и цирк».

(В.И. Ленин, ПСС, том: не помню).

Про цирк у нас говорят так: кто на подводных лодках служил, тот в цирке не смеётся. Слышал, правда, что в этом уверены и представители других видов и родов войск, включая стройбат.

Но про кино и подводные лодки надо сказать отдельно, и более развёрнуто.

В автономку, то есть в длительное плавание, на боевую службу, нам выдавали, примерно, 20–30 художественных фильмов. И, чтобы получить больше, надо было использовать военно-морскую валюту – жидкий рубль. Платили по такому курсу: литр – десять фильмов. После умножения на три, мы имели тридцать дополнительных киносеансов.

Подготовка к выходу в море 

Олег Каравашкин. Подготовка к выходу в море

Металлические коробки с надписями «Не горюй», «Осенний марафон», «Афоня», «Мимино», «Операция “Ы” и другие приключения Шурика», «Служебный роман» и «Москва слезам не верит», матросы несли на подводную лодку с большим желанием, осторожно и с улыбками.

Крутили фильмы, для всего экипажа, по субботам, воскресеньям и средам. А для офицеров – ежедневно.

Я был командиром боевой части связи и вахту не нёс, а был задействован по полной программе только во время подсплытия на сеанс связи и определение места. А поскольку в автономке мы скрывались от вероятного противника, то всплытие было только раз в сутки. В другое время я был свободным человеком и, чтобы не задействовать матроса-киномеханика, научился самостоятельно управлять кинопроектором «Украина». Мне это было не в тягость, потому что, как и Ильич, был и сегодня остаюсь большим любителем кино.

Часов так в 20.00 по московскому времени я начинал разворачивать аппаратуру... Бывало, что после просмотра первого фильма командир приказывал, к нашему удовольствию, заряжать второй…

Ко второй половине боевой службы мы потихоньку начинали сходить с ума. Проявлялось это в следующей форме: цитировались фразы любимых героев фильмов, а самые талантливые подводники говорили голосам знаменитых актёров.

Наиболее популярными фразами были из «Мимино»:

– Если ты мне сделаешь приятно, я тебе сделаю приятно, и тогда ты мне сделаешь ещё приятнее, а я тебе так приятно сделаю, что тебе будет очень-очень приятно.

–…пойдём ресторан, туда-сюда потанцуем…

– Я щас там так хАхАтался!

– Такую личную неприязнь я испитываю к потерпевшему, что кушать не могу.

Что касается фразы «Ларису Ивановну хочу», то она произносилась вслух и про себя уже после первой недели плавания. В эротических снах подводники её бормотали постоянно, с акцентом и без акцента. Произносили эту фразу, и с другими, более желанными, именами, иногда без «хочу», но чаще с «хочу».

Из «Кавказской пленницы»:

– Вы даёте не реальные планы…

– Шляпу сними…

– …олисистворяет женщину, спустившуюся с гор…

Из замечательной ленты «Щит и меч»:

– У меня генералы рыдают, как дети…

– Господа офицеры, я не предлагаю вам сесть, чтобы вы не истолковали это, как проявление моей слабости. (Кстати, любимая фраза старпома при общении с офицерами).

Сейчас, когда я пишу эти строки, то думаю, что если бы замечательный Георгий Данелия снял «Кин-дза-дза», тогда, в семидесятые годы, то наша подводная жизнь была бы более насыщенной, а карьера многих пацаков, то есть, подводников, была бы успешней, поскольку они бы учитывали цветовую дифференциацию штанов... и знали бы, что надо вовремя прогнуться, надеть ЦАК и сказать КУ в нужной интонации...

Центральный пост 

Олег Каравашкин. Центральный пост

Однако я отвлёкся, так как для описания последующего события годится только одно выражение...

На флоте старпом – это тот инструмент, который, как рашпиль, кого-то дерёт, причем, дерёт постоянно. В промежутках между этой процедурой (здесь я сомневаюсь, в каком склонении применить глагол «драть»), старпом обычно дает приказание что-то исполнить и доложить.

Так вот, в центральном посту старпом ведёт воспитательную работу с молодым лейтенантом. После этого (поставить глагол «драть» в нужном склонении), он приказывает лейтенанту, например, представить к утру для проверки журнал боевой подготовки. Лейтенант, вместо «Есть», изрекает голосом любимого героя:

Вы даете не реальные планы!

Старпом сначала синеет, затем краснеет. Цвет его лица последовательно показывает все основные расцветки и полутона радуги… и, если бы это состояние выразить по-киношному, то старпом стал «испитывать такую личную неприязнь» к лейтенанту, что «даже кушать не мог».

Что было в последующем – представьте самостоятельно, при этом воображение можно включить на полную катушку.

Затем началась борьба за чистоту командного языка. Фразы героев кинофильмов ушли из нашего лексикона, по крайней мере, при разговоре с командованием.

Но в следующем походе всё повторилось вновь…

Встреча ПЛ в базе 

Олег Каравашкин. Встреча ПЛ в базе

К поздравлениям присоединяется наш друг   –   Александр Георгиевич Кравченко – капитан 1-го ранга запаса (выпускник ВВМУРЭ им. А.С. Попова и ВМА; службу проходил на 3-й флотилии подводных лодок Северного флота, затем – в ГШ ВМФ; писатель; живёт в Санкт-Петербурге). 

Автор карикатур – Олег Валентинович Каравашкин (1946–2015 гг.) – капитан 1-го ранга запаса (выпускник ВВМУ подводного плавания им. Ленинского комсомола; службу проходил на 3-й флотилии подводных лодок Северного флота, был помощником командира ПЛ, затем служил в оперативном управлении штаба Северного флота).




Новости

Все новости

17.11.2019 новое

ПОСЛЕДНИЙ ГАРДЕМАРИН БОРИС ЛОБАЧ-ЖУЧЕНКО

15.11.2019 новое

ПАМЯТИ В.Н. КУПЕЦКОГО

06.11.2019 новое

ПАМЯТИ Л.А. АННИНСКОГО


Архив новостей 2002-2012
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru