Библиотека Виктора Конецкого

«Самое загадочное для менясущество - человек нечитающий»

02.11.2015

60 лет назад

60 ЛЕТ НАЗАД: НА «МАЛЮТКАХ» ЧЕРЕЗ ОКЕАН

2 ноября 2015 года

Санкт-Петербургский морской рыбопромышленный колледж

г. Санкт-Петербург, Большая аллея, 22 (Каменный Остров)



ВВК

2 ноября 2015 года в большом актовом зале Санкт-Петербургского морского рыбопромышленного колледжа (филиал Калининградского государственного технического университета) состоялась встреча, посвящённая Виктору Викторовичу Конецкому, организованная Морским литературно-художественным фондом имени Виктора Конецкого.

С 5 мая по 1 ноября 1955 года Виктор Конецкий состоял в должности капитана Морского агентства по перегону судов. С 24 июня по 10 сентября 1955 года в должности капитана МРС-823 он участвовал в перегоне МРСов из Петрозаводска до Петропавловска-Камчатского.«Никому из капитанов не было тридцати лет, а мне двадцать шесть. Американцы, конечно, следили за караваном, ибо тогда через Арктику шли и наши подводные лодки. Им тоже было весело во льдах, хотя они и были обшиты в “шубы” – доски и брёвна. Американцы писали в своих газетах, что большевики сошли с ума. Правильно писали. Но мы прошли, а не сошли» – вспоминал Виктор Конецкий на страницах своего дневника. Переход малых рыболовных сейнеров из Балтики в Петропавловск-Камчатский Северным морским путём был в то время единственным в истории мореплавания. Членами экипажа МРС-823 были и курсанты Ленинградского рыбопромышленного техникума (ныне – Санкт-Петербургский морской рыбопромышленный колледж).

Ген. директор Морского фонда имени Виктора Конецкого Т.В.Акулова-Конецкая открыла встречу Минутой молчания в память о погибших во время авиакатастрофы лайнера Airbus A321 в Египте. 

Основываясь на дневниках и документах из архива писателя, Татьяна Валентиновна рассказала курсантам о событиях 60-летней давности. Благодаря сохранившимся фотографиям 1955 года, переданным участником перегона Н.И.Гришиным (1934 – 2012 гг.) Морскому фонду имени Виктора Конецкого, курсанты смогли увидеть уникальные фотодокументы, зафиксировавшие легендарный поход советских судов Северным морским путём (войдут в книгу «Корабли Виктора Конецкого», которая готовится к изданию). На встрече были показаны отрывки из фильма «Завтрашние заботы», снятого по одноимённой повести Виктора Конецкого – в её основу легли события рейса 1955 года.

Т.В.Акулова-Конецкая передала в библиотеку Колледжа экземпляры книги «Виктор Конецкий: Человек из морского пейзажа», вручила книги лучшим курсантам и преподавателям Колледжа, а так же передала часть фотоархива Н.И.Гришина – курсанта 1-го выпуска (1953 – 1957 гг.) Ленинградского рыбопромышленного техникума, руководству Колледжа. Своё слово о писателе сказал и Г.Г.Сомов, врио начальника Тренажерного центра Колледжа, плававший с Виктором Конецким на нис «Нерей».

К встрече курсанты под руководством зам. начальника Колледжа по организационно-воспитательной работе Г.П.Шуваликова подготовили концерт и исполнили в память Виктора Конецкого стихи, представили видеопрезентацию о жизненном пути писателя-моряка «Прощайте, скалистые горы!» и выставку книг из фондов библиотеки Колледжа.

Т.В.Акулова-Конецкая и Г.П.Шуваликов обсудили затем планы дальнейшего сотрудничества на 2016 год.

 Из архива В.В. Конецкого

Документы рейса. 1955 год. Из архива В.В. Конецкого


В зале

Выставка

НАШ АРХИВ

Ф. ХАРЬКОВ

помощник начальника Политуправления по комсомолу рыбопромыслового флота Министерства рыбной промышленности СССР

НА «МАЛЮТКАХ» ЧЕРЕЗ ОКЕАН

Если посмотреть на эти крохотные судёнышки, длиной всего в шестнадцать и шириной в пять метров, а затем взглянуть на географическую карту Советского Союза, то сначала даже и не верится, что такие «малютки» прошли Северным Ледовитым океаном большой и трудный путь – более десяти тысяч километров.

Моряки Министерства рыбной промышленности не раз уже проводили крупные рыбопромысловые суда с запада на восток Северным морским путём. Уже не один десяток логгеров и океанских сейнеров, пройдя Баренцево и Карское моря, море Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское и Берингово, ведут лов рыбы в водах Тихого океана. Но ещё недавно считалось, что в Арктику можно отправлять только суда с прочным корпусом либо с дополнительной обшивкой подводной части – так называемой «шубой». Поэтому, когда предложили провести тяжёлым путём флотилию малых рыболовных сейнеров, некоторым этот план показался нереальным.

Действительно, что могли сделать судёнышки, имеющие машину всего в 80 лошадиных сил и предназначенные для плавания у берега, в тяжёлых ледовых условиях океана, где их ждали ледяные поля и свирепые штормы!..

Переход малых рыболовных сейнеров из Балтики в Петропавловск Северным морским путём – пока что единственный в истории мореплавания.

– Огромен путь от Калининграда до Петропавловска-Камчатского, сурова арктическая природа, – говорит руководитель перегона этих судов Владимир Михайлович Кобцев, – но всё это преодолели советские моряки.

Вот как это было.

В тяжёлый и долгий путь флотилия «малюток» двинулась двумя группами. Первая вышла из Калининграда, обогнула Скандинавию, благополучно прибыла в Мурманск и вышла в арктические воды.

Вторая группа вышла из Беломорска.

В Бел.-Балтийском канале 

В Беломорско-Балтийском канале

Уже в районе Карских Ворот их встретили тяжёлые льды, и суда повернули на юг, к проливу Югорский Шар. Здесь обе группы соединились и дальше продолжили двигаться вместе.

Сразу после выхода из Югорского Шара флотилия повстречалась с ледяным полем шириной около полутора миль и плотностью в пять-шесть баллов. Поле это тянулось клином от острова Вайгач до Амдермы. Пришлось снова изменить курс, идти к юго-востоку, чтобы форсировать перемычку лишь вблизи Амдермы. Отсюда, уже по чистой воде, к острову Диксон.

Стоянка на Диксоне заняла шесть суток. На рейде флагманские суда стали на якорь, а вокруг них, как цыплята вокруг наседки, собрались «малютки» – сейнеры и тралботы. Экипажи судов пополнили продовольственные запасы и запасы топлива. Танки (междудонные отсеки) для воды на этих судах маленькие, и потому во время рейса её часто не хватало. Проходилось спускаться на лёд и собирать воду в снежницах. Кубрики сейнеров тесны, поэтому команды «малюток» с удовольствием отдохнули в кают-компаниях флагманов.

Кончилась стоянка, и флотилия вышла из Диксона. В проливе Фрама их встретили ледоколы…

На перегоне

Пробираясь на восток вдоль побережья полуострова Таймыр, «малютки» попали в сложную обстановку. Северо-западные ветры нагнали лёд, и пришлось преодолевать большие ледяные поля самим, без ледоколов. Этот путь был длинным и извилистым. Чтобы выбраться из льдов и попасть в разводья, приходилось крутиться на одном месте, обходить громадные плавающие льдины, возвращаться и снова искать хотя бы маленькую трещину, полынью.

Шестимиллиметровая стальная обшивка «малюток» трещала, льдины в любую минуту могли насквозь проткнуть рыболовные суда. Но команды день и ночь были начеку. Моряки шестами и баграми оттаскивали льдины, осторожно отводили их в сторону. Суда, хоть и медленно, но шли вперед…

– Когда после вахты я уходил в кубрик и слышал скрежет, – вспоминает капитан комсомольско-молодежного сейнера № 819 Вячеслав Бойцов, – мне казалось, что льдина вот-вот заползёт ко мне под одеяло!..

Наконец флотилия прибыла в Тикси. Сделав профилактический осмотр и приняв запас горючего, суда вышли из Тикси и благополучно добрались до Чаунской губы.

Далее обстановка была чрезвычайно сложной. Устойчивые северные ветры пригнали сюда паковые и двухлетние льды Айонского и Врангельского массивов. Прогноз не предвещал улучшения; наоборот, предполагались штормовые ветры от норд-веста.

На помощь «малюткам» снова пришли ледоколы. Особенно тяжелым был участок пути между мысом Шмидта и косой Двух Пилотов. Здесь многолетние льды Врангельского массива спустились почти к побережью. Ледоколам пришлось много поработать, чтобы пробить путь рыболовным судам. Пока один ледокол своей тяжестью разламывал льдины, раздвигал их и освобождал путь, другой, курсируя вдоль флотилии, выводил застрявшие суденышки. А ледовым полям не было конца. Тогда на помощь ледоколам пришла полярная авиация. Лётчики и штурмана разыскивали более разреженные участки и сообщали судам благоприятный курс.

Моряки до предела напрягали свои силы. Но ни одного тревожного сообщения не пришло от экипажей «малюток»…

За косой Двух Пилотов ледовая обстановка вновь улучшилась, ледоколы вывели суда на чистую воду…

Преодолев ветры, туманы, флотилия благополучно добралась до бухты Провидения, откуда взяла курс на Петропавловск-Камчатский…

Так закончился переход «малюток» через Ледовитый океан. Моряки с честью выполнили свою задачу.

Рыбаки Камчатки получили новые суда. Сейчас «малютки» ведут лов сельди и камбалы на западном и восточном побережьях Камчатки.

Комсомольская правда. 1955. 2 ноября

Дошли!




Новости

Все новости

24.04.2024 новое

«БЕГ ВРЕМЕНИ БОРИСА ТИЩЕНКО»

21.04.2024 новое

ПИСАТЕЛЬ АНАТОЛИЙ ЁЛКИН

12.04.2024 новое

ПАМЯТИ ГЕРОЕВ ВЕРНЫ


Архив новостей 2002-2012
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru