В 1944 году, экстерном окончив 10-й класс, он отправил письменное заявление о приёме в Одесское мореходное училище, но ответа не получил – ещё шла война. Чтобы не терять год Рязанов поступил во ВГИК.
Получив режиссёрское образование, он, ученик великих мастеров Г.М.Козинцева и С.М.Эйзенштейна, с отличием окончивший институт, работал в документальном кино на Центральной студии документальных фильмов. Но именно на этом поприще Эльдар Рязанов отдал должное «морской» теме, сняв в соавторстве с Василием Катаняном фильмы «Остров Сахалин» (1954) и «В дальневосточных морях» (1956).
Ленту о Сахалине показали в 1955 году на Каннском кинофестивале, после чего Эльдар Рязанов получил приглашение на «Мосфильм» и начал работать в игровом кино.
Э.А. Рязанов снял любимые не одним поколением зрителем картины. Виктор Конецкий особенно любил «Карнавальную ночь» и «Служебный роман», я – могу бесконечно пересматривать «Небеса обетованные» и недостаточно, по-моему, оцененную картину Мастера «Карнавальная ночь-2, или Пятьдесят лет спустя».
Эльдар Рязанов не стал моряком, но мечта стать писателем осуществилась, он автор многих мемуарных и поэтических книг: «Внутренний монолог», «Неподведённые итоги», «Любовь – весенняя страна», «Чем живу и жив», «Мчатся годы-непогоды», «Грустное лицо комедии, или Наконец подведённые итоги», «У природы нет плохой погоды» и других.
Сегодня Мастера не стало... Фильмы Эльдара Рязанова делали нас добрее, а нашу жизнь – не безнадежной. Он высмеивал пошлость и глупость, но, если вспомнить Сомерсета Моэма, «когда смеешься над людьми, на них не сердишься, юмор учит терпимости». Все картины Рязанова – о сострадании к людям и любви.
Я никогда не клянчил, не просил,
карьерной не обременен заботой...
Я просто сочинял по мере сил
и делал это с сердцем и охотой.
И эти слова Рязанова о себе – точны. Спасибо, Эльдар Александрович! Будем помнить.
Татьяна Акулова-Конецкая
О ЛЮБВИ
Эльдар Рязанов
* * *
На пристани начертано:
«Не приставать, не чалиться!»
А волны ударяются о сваи, о причал...
Когда на сердце ветрено,
то незачем печалиться...
Нам пароход простуженный прощально прокричал.
На волнах мы качаемся
под проливными грозами –
ведь мы с тобой катаемся на лодке надувной.
Зонтом мы укрываемся,
а дождь сечет нас розгами,
и подгоняет лодочку ветрило продувной.
Несёт нас мимо пристани,
старинной и заброшенной,
но молчаливо помнящей далекие года,
когда с лихими свистами,
толкаясь по-хорошему,
к ней прижимались белые, холеные суда.
Начертано на пристани:
«Не приставать, не чалиться!»
А, в общем, очень хочется куда-нибудь пристать...
Пусть будет, что предписано,
Пусть будет все нечаянно,
нам вместе так естественно, как свойственно дышать.
Мы в белой будке скроемся,
с тобой от ливня спрячемся...
Асфальт здесь обрывается, здесь прежде был паром.
Нет никого тут, кроме нас...
Дыхание горячее...
И ветер надрывается от счастья за окном.
На пирсе намалевано:
«Не приставать, не чалиться!»
А в будке у паромщика нам, взломщикам, приют.
Здесь дело полюбовное,
Все кружится, качается...
И к нам, как к этой пристани, пускай не пристают.
В Одессе. Фото Сюзанны Дубровской