Позвонила капитану дальнего плавания Людмиле Анатольевне Тибряевой. Оказалось, она в Мурманске. Как всегда, прошу передать поклон мурманчанам и всем капитанам, которые помнят Виктора Викторовича Конецкого, особенно – Михаилу Гансовичу Каску, легендарному капитану «Вацлава Воровского» (Л.А. Тибряева плавала у Каска матросом).
Полгода не дожил Михаил Гансович Каск – лучший капитан Мурманского морского пароходства, Почетный гражданин Мурманской области – до своего 95-летия.
Михаил Гансович Каск
(15 ноября 1921 – 27 мая 2016)
М.Г. Каск родился в Архангельске, но с 1934 года жил и трудился в Мурманске. 39 лет Михаил Гансович отработал в Мурманском морском пароходстве, прошёл путь от ученика матроса до капитана крупного пассажирского лайнера. «Отец у меня капитан, и у меня была не мечта, а убеждение – я буду капитаном» – говорил Каск. Отца арестовали и расстреляли в 1938-м...
В марте 1960 года М.Г. Каск стал капитаном пассажирского теплохода «Вацлав Воровский» и ушёл с него, только когда вышел на пенсию.
«Я сделал с Михаилом Гансовичем четыре рейса через Атлантический океан, и он ни разу не взволновался и не повысил голоса. Ни тогда, когда нас чуть было не навалило на айсберг в тумане. Ни тогда, когда треснули от удара штормовой волны три шпангоута в носу. Во все эти моменты Михаил Гансович был спокоен, как катафалк. Он был спокоен, как катафалк, даже тогда, когда у нас посередине океана кончился запас соли» – писал о своём капитане Виктор Конецкий в книге «Солёный лёд».
«А я долго не знал, что он писатель, – говорил Михаил Гансович, узнав о смерти Виктора Викторовича, в интервью мурманской газете. – Помню, искали повод, чтобы зайти в канадский порт, мы тогда экипажи рыбаков на Джорджес-банку перевозили. Посоветовались с Виктором Викторовичем и отправили радиограмму начальнику пароходства: нет соли, разрешите пополнить запасы на берегу… В порт нас не пустили, прислали другое советское судно, доставившее “Воровскому” два мешка… Но зато родилась его книга “Солёный лёд”, где обо мне сказано: капитан был молчаливый как катафалк… Даже спор потом начался: разве можно так о живом человеке? А я не обижался. У Конецкого в любой книге этот же стиль, мужская хватка…»
Капитанский стаж М.Г. Каска составляет 34 года. «Я воспитывал экипаж по принципу – пассажир всегда прав, люби пассажира, они чувствовали это и отвечали взаимностью» – говорил Капитан.
М.Г. Каск прожил большую и честную жизнь. Век капитана Каска оказался длиннее, чем век его любимого лайнера, давно уже списанного на иголки. Наверное, ему часто везло, но чаще – помогал профессионализм, интуиция, он сам признавался, что расстояние между судном и причалом ощущал кожей...
Сегодня в море выходят многочисленные ученики капитана Каска, среди которых немало людей, составляющих «золотой фонд» морского флота и Мурманского морского пароходства.
Светлая память Капитану Михаилу Гансовичу Каску.
Татьяна Акулова-Конецкая
«Белоснежный лайнер “Воровский“ стоял у пассажирского причала порта Мурманск, нацелив свой острый нос прямо в двери ресторана “Морской вокзал“. В ресторане досиживали отчаянные рыбаки. Они отправлялись к берегам Северной Америки на четыре месяца.
Окно моей каюты было открыто. За окном был отлив и мокрый снег. Пахло морской гнилью. Далеко и близко гудели паровозы, пароходы, теплоходы и электровозы.
Передо мной на столе лежали отходные документы, пачки паспортов и “Распоряжения о подготовке к отправке подменных команд для больших морозильных траулеров в район Джорджес-банки “...»
Виктор Конецкий. «Солёный лёд»