Библиотека Виктора Конецкого

«Самое загадочное для менясущество - человек нечитающий»

16.07.2016

Здравствуй, «Аврора»!

Волны крутые, штормы седые –
Доля такая у кораблей,
Судьбы их тоже, чем-то похожи,
Чем-то похожи на судьбы людей.
Михаил Матусовский. Крейсер «Аврора»

16 июля 2016 года после ремонта на Петровскую набережную Санкт-Петербурга вернулся крейсер I ранга «Аврора». В 4 часа 50 минут завершилась буксировочная операция, легендарный крейсер занял своё место и был закреплен на швартовых бочках. 
Крейсер «Аврора» откроется для экскурсий в августе (по другим сведениям – не раньше зимы, после внутренней отделки музейных залов). На судне начнёт работать музей военной культуры. Историю легендарного корабля покажут с помощью голографии и 3D-моделей. Посетители увидят подробное устройство «Авроры», быт экипажа, историю строительства флота, медицинский кабинет и подарки судну, реконструирована флагманская каюта крейсера. До ремонта в музее крейсера было шесть залов, теперь их стало девять.

Аврора у места стоянки на Петровской набережной. 16.07.16.

«Аврора» у Петровской набережной. 16 июля 2016 года. 

ДВА МНЕНИЯ

ДП 

ИСТОРИК ЛЕВ ЛУРЬЕ О ВОЗВРАЩЕНИИ КРЕЙСЕРА «АВРОРА»

В ночь с 15 на 16 июля крейсер «Аврора» придет из Кронштадта на свое обычное место, рядом с Нахимовским училищем. В наше время духовных скреп крейсер революции – вызов, пощечина общественному вкусу.
Сейчас любят к месту и не к месту вспоминать слова Александра III про двух союзников России: армию и флот. С армией сложнее, а вот флот стал могильщиком исторической России. Балтийский флот с 1900 (когда «Аврора» была спущена на воду) до 1917 года не знал побед, а только создавал родине проблемы.
Крейсер в составе сформированной на Балтике 2-й Тихоокеанской эскадры совершил долгое путешествие до Желтого моря, участвовал в трагическом Цусимском сражении, получил многочисленные пробоины, пережил гибель командира и спасся от японцев на Филиппинах, принадлежавших тогда США.
Между тем в России вспыхнула первая русская революция, в которой матросы проявили себя во всей красе – пиратский броненосец «Потемкин», бунт на «Памяти Азова», лейтенант Шмидт на «Очакове», матросские восстания во Владивостоке, в Свеаборге и дважды в Кронштадте. Стало очевидно: флот не столько союзник императорской России, сколько потенциальный источник катастрофы.
Сыграла роль огромная социальная дистанция между офицерами и матросами. Морских офицеров выпускал только Морской корпус, среди гардемаринов которого 91,5% потомственные дворяне, чаще всего – сыновья и внуки морских офицеров. Для большинства из них матросы – в лучшем случае дети малые, которым при случае можно ударить перчаткой, а то и кулаком по лицу.
Между тем матросы, запертые на своих кораблях, гораздо более сплочены, чем солдаты в армии. И более долгим сроком службы (5 лет, а до 1906 года – 7), и совместным многолетним пребыванием в огромных кубриках при отсутствии увольнительных в периоды плавания. Среди призванных во флот подавляющее большинство грамотных, много бывших горожан. Это лихие злые парни, переживающие несправедливость гораздо острее, чем темная солдатская масса. Да и стоит флот не в маленьких нищих гарнизонных городках, а в Гельсингфорсе, Ревеле, Либаве, Кронштадте.
В годы Первой мировой войны корабли Балтийского флота (в том числе и «Аврора») большую часть времени проводили на базах. Безделье еще больше распаляет матросскую массу. Кровавые расправы над офицерами начались именно на «Авроре», стоявшей в это время на Адмиралтейском заводе на ремонте. 28 февраля 1917 года матросы крейсера убивают своего командира – капитана 1-го ранга Михаила Никольского. Это событие открывает страшную череду самосудов над морскими офицерами. За несколько дней в Гельсингфорсе погибло 45 человек, в Кронштадте – 40, в Ревеле – пять, в Петрограде – четыре.
Балтийский флот становится вольницей, верховодят даже не большевики – анархисты. Уже 3 июля 1917 года матросский десант из Кронштадта пытается взять власть в столице, но встречает отпор. А 24 октября «Аврора», подчиняясь распоряжению Петроградского совета во главе с Львом Троцким, подходит к Благовещенскому мосту. Корабельные электрики сводят створки моста, разведенные юнкерами. 25 октября в 21:40 комендор Евдоким Огнев из бакового орудия «Авроры» произвел один холостой выстрел по Зимнему дворцу.
На последнем заседании временного правительства во дворце морского министра адмирала Вердеревского спросили: «Что грозит дворцу, если “Аврора” откроет огонь?» «Он будет обращен в кучу развалин, – ответил не без неожиданной гордости Вердеревский. – У нее башни выше мостов. Может уничтожить дворец, не повредив ни одного здания. Зимний дворец расположен для этого очень удобно. Прицел хороший».
Через пару часов все было закончено. «Братишки» с «Авроры» и других кораблей берут столицу: грабежи, захват заложников, расстрелы. В конце концов даже большевики не выдержали: окружили героев Балтики латышскими стрелками и послали на фронт, где большинство из них сгинуло.
Потом будет Кронштадтское восстание, уже против большевиков. В нем оставшиеся к этому времени в живых матросы «Авроры» примут активное участие.
Мятежный крейсер, воплощение пугачевщины на море, – уникальный памятник техники, ему нет равных в Европе. Политический его смысл враждебен сегодняшней, да и вообще любой власти. Даже страшно задать вопрос: «Что тебе снится, крейсер “Аврора”, в час, когда утро встает над Невой?»
Деловой Петербург. – 2016. – 15 июля.
Короткий адрес материала: http://www.dp.ru/104mtq/

Наша справка: 
Лев Яковлевич Лурье – историк, краевед, писатель, журналист. Кандидат исторических наук. Четырежды побеждал в конкурсе петербургских журналистов «Золотое перо», обладатель престижной Анциферовской премии за лучшее исследование истории Санкт-Петербурга.

Журнал Родина 

КРЕЙСЕР «АВРОРА»
Несколько фактов о знаменитом корабле,
которых нет в школьных учебниках

Будущий год пройдет под знаком большого и неоднозначного юбилея – 100-летия октябрьской революции. В преддверии этой даты «Родина» будет публиковать неизвестные документы и воспоминания, аналитические статьи и стенограммы дискуссий, фотографии и словесные портреты действующих лиц 1917 года.
Этот текст я услышал 30 марта 2003 года на борту крейсера «Аврора», где поминали писателя-моряка Виктора Конецкого. Он очень любил этот корабль. А те, кто пришел сюда, очень любили Конецкого.
В кают-компании накрыли столы. Говорили негромко и не только о грустном. Когда друг Конецкого еще с военно-морского училища, питерский актер Иван Краско начал читать это письмо, адмиралы и офицеры тоже заулыбались. Но потом вдруг потянулись за платками...

Письмо Виктора Конецкого не было опубликовано изданием, в которое посылалось. Опустим за давностью лет название той газеты и имя автора статьи, возмутившей писателя.
Игорь Коц, шеф-редактор «Родины»

«Получив в бою 18 снарядов...»

Посмотрим статью лихого марсофлота Л. Я его так панибратски называю, ибо он очень художественные образы любит. Начнем с названия его статьи – «Пиратский крейсер».
«Корабль сомнительной славы, – пишет он, – участвовал в печально закончившемся походе 2-й Тихоокеанской эскадры адмирала Рожественского на Дальний Восток и даже сумел избежать гибели на дне Цусимского пролива – крейсер прорвался в Манилу».
Здесь самое интересное слово «даже» и еще «на дне Цусимского пролива».
Корабли гибнут не «на дне», а в волнах океана. До дна еще дойти надо. И надо суметь избежать гибели в бою и прорваться сквозь окружение вражеских кораблей, получив в бою 18 снарядов, с убитыми командиром и 14 матросами, имея на борту 8 раненых офицеров и 75 раненых матросов...
Вы, господин Л., попробуйте-ка представить себе, что значит экипажу остаться в бою без командира. Умение маневрировать, умение стрелять, умение заделывать пробоины, умение уклоняться от торпед и снарядов, умение работать за всех убитых и раненых, и, главное, не спустить флаг, а прорваться сквозь окружение противника, который в десятки раз сильнее тебя и по количеству, и по качеству, и еще дойти от Цусимы до Манилы на изрешеченном снарядами корабле.
«Что тебе снится, крейсер “Аврора”, в час, когда утро встает над Невой?»
Эффектная концовка для начинающего сочинителя в литкружке. Много чего снится «Авроре», очень много. Возьмем сборник статей «Русское военно-морское искусство», том 2й, стр. 364. Пишет участник Цусимского боя офицер крейсера «Аврора»:
«Наши команды держались в бою выше всякой похвалы. Замечательное хладнокровие, находчивость и неустрашимость проявлял каждый матрос. Золотые люди и сердца! Они заботились не столько о себе, сколько о своих командирах, предупреждая о каждом неприятельском выстреле, прикрывая в момент разрыва собой офицеров. Покрытые ранами, кровью матросы не оставляли своих мест, предпочитая умирать у орудий. Даже не шли на перевязки! Посылаешь, а они: “Успеется, после, теперь некогда!” Только благодаря самоотвержению команды мы заставили японские крейсера отойти, утопив у них два судна, а четыре выведя из строя, с большим креном». 

                    Аврора. Фото из архива журнала Родина

   Израненная, но не сдавшаяся «Аврора» после Цусимского сражения. 
Фотография из архива журнала «Родина».

Вы пишете: «”Аврора” – памятник русскому бунту, бессмысленному и беспощадному».
Неужели автор не знает разницы между бунтом и революцией?
Л. пишет: «Революционная свирепость русских матросов, их садистская ненависть к морским офицерам до сих пор не объяснена историками. Были ли они ответной реакцией на специфическое аристократическое хамство выпускников Морского корпуса или сформировались стрессом службы в замкнутом помещении кают и кубриков?»
Какой к едрене фене может быть стресс, ежели тысячу лет моряки жили «в замкнутом помещении»? Ясное дело, это Вам не люкс в гостинице «Астория». А на нок-фор-бом-брам рей по пертам ходили на высоте повыше Александрийского столпа? Хорошенькое замкнутое пространство!
Теперь о свирепости и садистской ненависти к офицерам, которую наши историки до сих пор объяснить не могут.
Вы, господин Л., когда-нибудь линьков пробовали? Линь – это тонкая веревка белой пряжи, не толще полутора дюймов в окружности.
«Специфическое аристократическое хамство выпускников Морского корпуса», ясное дело, было. Но Вы Бориса Лавренева почитайте или Сергея Колбасьева. А Нахимов, Лазарев, Ушаков и сотни других, которыми Россия гордится, не Морской корпус заканчивали?
Чего это Вы, господин Л., так на матросов окрысились? Матросов офицеры и адмиралы воспитывают и в бой ведут. Да за одно плавание «Авроры» в Сиам (осень–зима 1911–1912 гг.) с Великим князем Борисом Владимировичем на борту матросы должны были озвереть. Столько самодурства, хамства Борис Владимирович успел выказать в походе, ничуть не смущаясь ни матросских, ни офицерских глаз. Трех поваров с собой привез и 500 бутылок шампанского.
Вы пишете дальше: «...моряки “Авроры” вместе с “буревестниками революции” из Кронштадта пытались захватить Петроград в июле 1917-го, а в октябре, обстреляв город, окончательно заслужили свою пресловутую славу “крейсера революции...”»
Да не стреляла (у Вас «обстреливала») «Аврора» по Питеру, кроме одного холостого хлопка в сторону Зимнего.
А дальше, простите меня, господин Л., писать не могу – тошнит. Закончу так: негоже кусать материнские титьки, коли зубки прорезались.
Капитан-лейтенант Виктор Конецкий
2000 год
Только факты

11 мая 1900 года крейсер был торжественно спущен на воду на питерской судостроительной верфи «Новое Адмиралтейство». Получил имя «Аврора» – в память об одноименном парусном фрегате, который героически сражался во время Восточной войны 1854 года у Петропавловска-на-Камчатке.
В 1903 году вошел в состав Русского военно-морского флота.
Участвовал в Русско-японской и Первой мировой войнах.
25 октября 1917 года дал холостой выстрел из бакового орудия, ставший сигналом к штурму Зимнего дворца. С «Авроры» было передано написанное В.И. Лениным воззвание «К гражданам России!»
С 1923 года стал учебным судном.
В годы Великой Отечественной войны из орудий главного калибра, снятых с корабля, моряки-авроровцы громили гитлеровцев в районе Вороньей горы и Пулковских высот.
17 ноября 1948 года бросил якорь на месте вечной стоянки у Петроградской набережной Большой Невки.
В 1956 году на корабле открыт филиал Центрального военно-морского музея.
Родина. – 2016. – №316 (3).

«АВРОРА» ВОЗВРАЩАЕТСЯ В СОСТАВ ВМФ

Накануне. 14 июля 2016 г. 

У Петроградской набережной. 14 июля 2016 года.

Последние приготовления. 14 июля 2016 г. 

У места стоянки «Авроры». Последние приготовления. 14 июля 2016 года.

Аврора идёт к Троицкому мосту. 

«Аврора» в акватории Невы.
16 июля 2016 года.

Аврора подходит к месту стоянки.

Начало швартовки Авроры.

У Петровской набережной.

К Петровской набережной. 16 июля 2016 года.            


Днём 16.07.16.
      
Днём. 16 июля 2016 года. Фото: Морской фонд имени Виктора Конецкого.




Новости

Все новости

12.04.2024 новое

ПАМЯТИ ГЕРОЕВ ВЕРНЫ

07.04.2024 новое

ВИКТОР КОНЕЦКИЙ. «ЕСЛИ ШТОРМ У КРОМКИ БОРТОВ…»

30.03.2024 новое

30 МАРТА – ДЕНЬ ПАМЯТИ ВИКТОРА КОНЕЦКОГО


Архив новостей 2002-2012
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru