Библиотека Виктора Конецкого

«Самое загадочное для менясущество - человек нечитающий»

26.10.2016

Путь к причалу. Зосима Рашев.

На страницах нашего сайта (30.04.2015) мы рассказывали о Зосиме Семёновиче Рашеве (1910 – 1995 гг.) – герое Великой Отечественной войны, первом командире Виктора Конецкого на Северном флоте. Предлагаем вниманию читателей статью Владимира Щипина «Путь к причалу. Зосима Рашев» – о жизненном пути одного из ярких представителей русского Поморья.
В статье исследователя В.И. Щипина, в частности, впервые указано точное – выявленное им – место рождения и жительства (до 14 лет) Зосимы Семёновича Рашева – на основе метрической книги Ракульской Успенской церкви за 1910 год (хранится в Архангельском областном архиве) и «Похозяйственных списков Ракульской волости» за 1923 год (хранятся в Красноборском историко-мемориальном и художественном музее Архангельской обл.). Сердечно благодарим В.И.Щипина за присланный материал и сотрудничество.

ВЛАДИМИР ЩИПИН
г. Москва
ПУТЬ К ПРИЧАЛУ. ЗОСИМА РАШЕВ.

«У него было сугубо личное отношение к морю, …он каждым спасённым судном доказывал морю свою силу и заставлял море уважать себя…» 
Виктор Конецкий

В Красноборском районе Архангельской области всегда было много людей, имевших непосредственное отношение к Военно-Морскому Флоту. Среди них и военные моряки, и работники северодвинских предприятий СМП и «Звёздочка». Много красноборцев участвовало в Великой Отечественной войне на боевых кораблях и вспомогательных судах Северного флота.
Но, пожалуй, среди моряков-североморцев особое место занимает Зосима Семёнович Рашев.

З.С. Рашев

Капитан 2 ранга З.С. Рашев. 1946 год.

О ком сложила былинный сказ «Про Зосиму Рашева – беломорского богатыря» прославленная северная сказительница Марфа Крюкова, кто стал героем фильма «Путь к причалу» по сценарию известного писателя-мариниста Виктора Конецкого, кому посвящены строки поэмы Марка Рейтмана «Мой Северный флот»?
Всё это – об уроженце Ракулки З.С. Рашеве, кавалере двух орденов Красного Знамени, трёх орденов Отечественной войны, ордена Красной Звезды, медали «За оборону советского Заполярья» и многих других наград.
К сожалению, на родине героя войны знают плохо, обошёл его вниманием и «Энциклопедический словарь Красноборского района». Сегодня мы постараемся подробно рассказать о нашем прославленном земляке.
Зосима Семёнович Рашев родился 28 декабря 1910 года в деревне Фоминская 2-я (Ручевьяна) на берегу речки Ракулка, в Сольвычегодском уезде Вологодской губернии (ныне деревня входит в состав муниципального образования «Черевковское» Красноборского района Архангельской обл.).
Он был одним из двойни: братьев-близнецов назвали в честь преподобных Зосимы и Савватия – основателей Соловецкого монастыря. Савватий Рашев умер от кори в раннем возрасте, а его брата Зосиму помог выходить священник Ракульской Успенской церкви Николай Кириков. Родители Зосимы дали обет: если сын выживет, отправить его на послушание в Соловецкий монастырь, но революция 1917 года и гражданская война изменили привычный ход жизни.
Вскоре отец серьёзно заболел, ослеп и умер. Зосиме пришлось перебраться в дом деда, но там он не прижился. В 14 лет Зосима, обладавший независимым и сильным характером, сбежал с товарищем в Архангельск (Автору данной статьи удалось выяснить, что в родной деревне остались проживать мать и сестра Зосимы Рашева. – Ред.).
В поисках работы приходилось голодать, бродяжничать, воровать на рынке. Однажды на рынке ему повстречалась женщина из большого села Патракеевки, жена бывшего капитана Ильи Васильевича Буркова. Она сказала, что есть работа в их деревне, спросила, что Зосима умеет делать. Тот ответил – и косить, и боронить, и дрова рубить. Три года он прожил в деревне Наволок, в Патракеевке, стал практически приёмным сыном супругов Бурковых. Иван Васильевич много рассказывал Зосиме о море, настоятельно советовал стать моряком.
В 1929 году Зосима по комсомольскому набору стал матросом, а затем не без помощи И.В.Буркова поступил в трёхгодичное лоцманское училище в Архангельске. Изучать высшую математику юноше было сложно, ведь за плечами у него было всего два класса церковно-приходской школы.
После училища Зосима Рашев работал по специальности, стал помощником, а затем и командиром лоцманской службы порта Онега.
Два с половиной года З.С. Рашев был слушателем Академии водного транспорта в Ленинграде, но не закончил её – началась советско-финская война, и Зосима Рашев добровольцем ушёл на фронт. Он воевал в составе специального диверсионного отряда РККА, выполнял задания в тылу врага, был ранен. 7 мая 1940 года красноармеец Рашев З.С. «за образцовое выполнение боевых заданий Командования на фронте борьбы с финской белогвардейщиной и проявленные при этом доблесть и мужество» был награждён орденом Красного Знамени
Великая Отечественная война застала его в Ленинграде на специальных курсах командного состава. Вскоре в Архангельске была сформирована Беломорская военная флотилия. Из гражданских судов стали создаваться дивизионы военных тральщиков, сторожевых кораблей, минных заградителей и группы санитарных судов. 3 июля 1941 года старший лейтенант Рашев принял тральщик ТЩ-47.
Летом, осенью и зимой 1941 года он прошёл с тралом свыше 2500 миль, уничтожил 57 плавающих и выброшенных на берег отечественных мин, отконвоировал 14 транспортов, выполнив все задания на «отлично».
Вспоминая то время, Зосима Семёнович рассказывал:
«Осенью начались шторма. В горле Белого моря появились плавающие в полузатопленном состоянии мины. Шторма и сильные течения разрушали минрепы – стальные тросы, которыми крепятся мины к якорям. Перед личным составом ТЩ-46 и ТЩ-47 командование поставило задачу: вести борьбу по уничтожению плавающих и выброшенных на берег мин.
В середине сентября в северной части Белого моря погибли сторожевик СКР-70 и траулер РТ-8. На поиски их были направлены наши тральщики. Несколько суток мы ходили, но даже каких-либо плавающих предметов с этих кораблей не обнаружили. В районе Данилова, Воронова и Моржевца уничтожили три плавающие мины. Суда, видимо, погибли от таких “пришельцев”. В это же время от мины, выброшенной на берег в Мезенском заливе, погибло несколько колхозников – стали отсоединять стальной трос от мины и все, за исключением одного человека, подорвались.
Самое трудное и сложное боевое задание пришлось выполнять нашим ТЩ-46 и ТЩ-47 в октябре – ноябре 41-го года: борьба с минами в Мезенском заливе.
Для уничтожения мин на берегу одна группа минёров шла по берегу от маяка Конушин в сторону Мезени, а другая – во главе с комиссаром Пановым – шла им навстречу от маяка Воронова. Погода в этот период всегда стоит штормовая, холод, дождь со снегом. Населенные пункты редки. И группа, выезжая на берег, брала с собой продукты не менее, чем на трое суток, а подрывных патронов – сколько могли унести. Из-за ураганов группы иногда возвращались на корабли суток через пять – мокрые, голодные, усталые. Отдохнув за ночь, утром снова шли на берег. Было и так, что волной мину катает возле берега, она не рвется, и приходилось ждать до трех суток, пока ее не выбросит на берег.
Мы очень были благодарны населению поселков Сёмжа, Койда и рыбакам-колхозникам реки Кулой. Они оказали большую помощь в уничтожении мин: везли наших людей вдоль побережья на лошадях или на своих поморских карбасах. Таким образом группы прошли не одну сотню километров и уничтожили десятки мин.
Личный же состав “двойки” уничтожал мины на воде в тихую погоду. Из шлюпки подрывали патронами или же чаще всего расстреливали прямой наводкой из 45-миллиметровых орудий.
За три месяца – с сентября по ноябрь 41-го – личный состав наших двух тральщиков уничтожил около ста мин. Вот такой был “улов” в ту военную путину».

Рисунок В. Конецкого. Из архива писателя 

Рисунок Виктора Конецкого. Предположительно, Зосима Семёнович Рашев. 
1953 год, Северный флот. Из архива писателя.

В 1942 году старший лейтенант Рашев командовал ТЩ-53, прошёл около 14000 миль, из них свыше 5000 миль при конвоировании и 1182 мили пройдено с тралами, выполнил целый ряд спецзаданий по перевозке грузов, вооружения и т.п.
В том же году в районе Поноя, когда тральщик Рашева шёл в Архангельск, он принял от соседнего тральщика сообщение: «В таком-то районе сделал вынужденную посадку наш гидросамолет». Тральщик пошёл на поиск. Оказалось, что самолет ветром и течением несло в Мезенский залив. Взяв его на буксир, от высокой волны завели самолет в укрытие за остров Моржовец. Стали на якорь. Летчики устранили неисправности и взлетели, помахав крыльями.
Второй схожий случай произошел в июне 1942 года, когда в районе Новой Земли тральщику Рашева привелось транспортировать гидросамолет Героя Советского Союза И. Мазурука. Тогда несколько тральщиков и пароход «Диксон» оказывали помощь выскочившему на отмель у полуострова Гусиная Земля американскому транспорту. Сюда же прилетели два гидросамолета во главе с Мазуруком. Один доставил американского военного представителя, другой вел наблюдение за шнырявшими в этом районе фашистскими подлодками. Усилился ветер, и первый самолет не мог взлететь. Нужно было попытаться завести его в укрытую бухту. На карте глубины и опасности бухты не были указаны. Тральщик взял самолёт на буксир. Когда зашли за мыс, волна сила меньше. Для замера глубины спустили шлюпку, так и шли за ней. Проверили вдоль берега, безопасен ли этот участок для взлета. Гидросамолет благополучно поднялся в воздух, а транспорты без происшествий были отконвоированы в Архангельск.
5 августа 1943 года к 10-летию Северного флота и 25-летию советского Военно-морского флота в газете «Большевистская путина», которая выходила в с. Рикасиха Приморского района Архангельской области, был опубликован поэтический сказ (новина) М.С.Крюковой «Про Зосиму Рашева – беломорского богатыря». В своём сочинении Марфа Крюкова рассказывала об очередном подвиге Зосимы Рашева:

По волнам, по льдам, по морюшку  
…Ходит Зосимушка-то Рашев всё  
С друзьями верными…,  
Охраняют пути-дорожки они морские,  
Дозор морской ведут они старательно, –  
Нет ли где во морюшке опасности.  
Мины вражески они вылавливают…  
Был Зосима Рашев-то хитрец-мудрец,  
Он сыграл да таку шуточку:  
Была буря на море-то очень грозная,  
Самолётик наш советский на волнах сидел.  
Волна морская с Окиан-моря,  
Не спускала-то его да всё поднятися.  
Высоко подняться по поднебесью.  
Тут Зосимушка да дал ему помогушку,  
Взял его да на буксир повёл…

При выполнении боевых заданий Рашев дважды выходил в атаку на подводную лодку противника и два раза отражал атаки самолётов противника. При отражении атак самолётов противника на транспорты союзного конвоя 20 сентября 1942 года был сбит прямым попаданием самолёт противника.
Прекрасную морскую выучку проявил Зосима Семёнович и при конвоировании 10 сентября 1942 года транспорта «Обь» в 9-балльный шторм. В наградном листе на старшего лейтенанта Рашева значилось: «Транспорт, не слушаясь руля, последовательно тащило к берегу, старший лейтенант Рашев, ясно представляя невозможность подать буксир, применил следующий способ: прикрывая наветренную носовую скулу транспорта от волны и ветра своим кораблём, идя от транспорта на расстоянии 15-20 метров в течение двух часов, старший лейтенант Рашев достиг постепенного отхода транспорта от берега. Транспорт был спасён».
6 февраля 1943 года за успешное выполнение боевых заданий и проявление при этом мужество и отвагу старший лейтенант Рашев был награждён орденом Отечественной войны II степени.
Не менее тяжёлым был 1943 год: в июле Рашеву пришлось перевозить 102-мм артиллерийскую батарею и произвести выгрузку её на мыс Городецкий. Материальная часть была доставлена и выгружена без единого повреждения. В конце июля Зосима Рашев участвовал вместе с кораблём в подъёме затонувшего буксирного парохода «Северянин». В октябре, при выполнении боевого задания по конвоированию транспорта «Громов» у последнего не хватило угля; при штормовом состоянии моря укрыться было негде, причём район опасный от подводных лодок и авиации противника, но Рашев смог взять на буксир и отбуксировать транспорт в безопасное место.
Ровно за год до Победы, 9 мая 1944-го, Рашев, командуя ТЩ-31, получил задание на переброску зенитных батарей в район Тюва-Губа и подвергся нападению самолетов противника – два «Фокке-Вульфа» атаковали его тральщик на бреющем полёте, открыв огонь пушек и пулемётов.
Рашев сумел уклониться от одного самолета, но второй самолет, сбросив бомбу, попал в его тральщик. Зосима Семёнович был ранен в голову, но продолжал управлять кораблём. Положение было почти безнадёжным, но благодаря его выдержке и спокойствию было спасено 77 человек из 140. Зосима Рашев сошёл с корабля последним, после того как корабль лёг на борт.
За исключительно чёткое выполнение заданий командования, за храбрость и мужество, проявленные в бою с немецкими захватчиками 9 мая 1944 года, за организованное спасение личного состава при гибели ТЩ-31 капитан-лейтенант Рашев 16 июня 1944 года был награждён орденом Красного Знамени. Но это не было последним испытанием войны.
12 августа 1944 года в 60 милях от острова Белый он шёл на тральщике ТЩ-114 в составе конвоя БД-5, сопровождая пароход «Марина Раскова», на борту которого находилось 417 человек, более 6000 тонн продовольственных и технических грузов. Пароход был атакован немецкой подлодкой U-365. В результате атаки конвоя БД-5, в ходе которой немецкая субмарина применила новые акустические торпеды, пароход «Марина Раскова», а затем и тральщики сопровождения – ТЩ-114 и ТЩ-118 – затонули. К месту гибели людей подошёл ТЩ-116.
В документальной повести Юрия Капралова «Конвой на Диксон» рассказывается, как развивались события:
«Командование катером [с ТЩ-116] принял капитан-лейтенант 3.С. Рашев. Он определил курс к ближайшему берегу, распределил вахты, препоручил женщинам заботу о раненых, взял под контроль запас пищи. Распоряжения опытного командира вселили в людей уверенность. Замерзшие, в мокрой одежде, многие без обуви, моряки настойчиво вели катер на восток – к острову Белый.
На третьи сутки пути, туманным вечером 15 августа, катер неожиданно коснулся дна. Впереди оказался небольшой песчаный островок, в центре которого стоял деревянный навигационный знак, вдалеке темнела полоска коренного берега.
На островке оказался плавник и, обогревшись у костра, моряки отправились дальше. Потребовались почти сутки, чтобы добраться до берега. Но, когда катер подошел к земле, Рашев понял, что это не остров Белый. Моряки оказались у северо-западной оконечности полуострова Ямал, где-то в районе мыса Головнина. От острова Белый их отделял пролив Малыгина. Это крайне усложняло положение, так как местность здесь была пустынной. Надеясь на встречу с ненцами, иногда ведущими промысел в этих местах, Рашев с десятью моряками направился на берег, остальные восемнадцать человек остались на катере. Через несколько часов томительного ожидания они услышали гул самолета: над катером кружила “Каталина”…»
16-17 августа 1944 года в проливе Малыгина лётчики сняли 29 человек, среди них был и Зосима Семёнович Рашев.
Вторым орденом Отечественной войны II степени З.С. Рашев был награждён в 1945 году «за досрочное выполнение заданий командования по подъему транспорта “Комсомольск” (водоизмещением 6428 тонн), возвращению его в базу и подготовке к быстрейшему вводу в строй. Благодаря мужеству и решительности личного состава и лично капитан-лейтенанта Рашева, в сложных метеорологических условиях, без достаточного материально-технического обеспечения, сочетая расчет с разумным риском, при безотказной работе аварийно-спасательных агрегатов транспорт был поднят на два месяца раньше срока, и участвующие корабли СФ были освобождены […] для обеспечения боевых действий флота».
После войны Зосима Семёнович проходил службу на кораблях аварийно-спасательной службы Северного флота, приписанных к базам в Архангельске, а с 1952 года — в Мурманске.
В 1952 году на аварийно-спасательное судно «Вайгач» Северного флота, которым командовал один из лучших командиров аварийно-спасательных кораблей капитан III ранга З.С. Рашев, был назначен штурманом будущий писатель Виктор Конецкий.

Рисунок В. Конецкого. Спасатели. В госпитале п. Дровяное 

Рисунок Виктора Конецкого. Спасатели.
П. Дровяное, госпиталь,1953 год. Из архива писателя.

Военным спасателям Северного флота приходилось выходить на спасение как гражданских, так и военных судов. «Семь лет меня учили воевать, то есть ставить мины, стрелять торпедами, швырять глубинные бомбы, управлять артиллерийским огнем. И, естественно, я знать не знал, как надо спасать», – рассказывал писатель. Об этом один из первых рассказов Виктора Конецкого «Под водой» (1957 год), в нём впервые появляется и его командир – под фамилией Гашев.
Уже в мирное время Зосима Семёнович Рашев был награждён орденом Красной Звезды – за оказание помощи терпевшим бедствие судам и снятие с мели в проливе Югорский Шар транспорта «Нарьян-Мар». Этому событию посвящена повесть Виктора Конецкого «Путь к причалу» и одноимённый фильм, снятый в 1961 году Г. Данелией по сценарию Конецкого. Главному герою боцману Росомахе писатель дал имя и отчество своего первого командира Рашева, а фамилию, слегка изменив, боцмана судна Павла Россомахина, тоже архангелогородца. Роли в этом прекрасном фильме исполнили Борис Андреев (боцман Росомаха), Олег Жаков (Гастев, капитан буксира «Кола»), Бруно Оя (Бруно), Георгий Вицин, Сергей Никоненко. «Песня о друге», написанная композитором Андреем Петровым для этого фильма, стала одной из самых популярных песен 60-х годов. Её исполняли Эдуард Хиль, Муслим Магомаев, Олег Анофриев.
Подводя итог своей морской жизни, Виктор Конецкий не мог не отдать должное своему первому командиру: «Когда-то старый моряк, капитан третьего ранга Гашев, велел мне или служить, или читать книги. Чем дольше я живу и больше читаю, тем меньше понимаю себя и лучше капитана Гашева»(Виктор Конецкий. «Никто пути пройденного у нас не отберёт»).
В 1960 году Зосима Семёнович Рашев демобилизовался из ВМФ в звании капитана II ранга, последним местом его службы был танкер «Волхов».
До 1962 года Зосима Семёнович ходил на гражданских судах в Мурманске, а затем жизнь его была связана с Выборгом. Здесь на судостроительном заводе он принимал танкер «Терек», а через год плавания на нём стал капитаном завода – водил построенные суда на приёмку в Таллин; был председателем сначала заводского, а потом и выборгского совета ветеранов.

Выборг. 1969 год 

Выборг. 1969 год.

Судьба подарила Зосиме Семёновичу встречу с Александрой Александровной Кононовой, с которой он прожил более полувека, воспитав троих детей, пятерых внуков (а в начале семейной жизни был опорой и всей большой семье жены, у которой было 12 братьев и сестёр).
Дочь Зосимы Семёновича, известный в Выборге и за его пределами врач-кардиолог, Марина Петрова рассказывала:
«Родители мои познакомились ещё до войны, в доме отдыха. Семейная легенда гласит, что отец спас маму, когда она тонула. Вместе родители прожили больше 50 лет. Нас, детей, в семье трое – старший брат родился во время войны, сестра – сразу после. Всю войну семья жила в Архангельске, а в 1953 году мы переехали в Мурманск, где и жили до 1962 года. Всё это время отец плавал на военных кораблях – сначала в аварийно-спасательной службе, потом командовал танкером “Волхов” – поэтому видели мы его редко. Папа всегда носил военную форму. Куда бы мы ни приехали в отпуск, он должен был доложить о прибытии. И всегда его отзывали на службу раньше срока. Конечно, времени заниматься с нами у него не было. Но зато, сойдя на берег, он сразу шёл покупать подарки – никогда не возвращался с пустыми руками. Помню, всегда покупал горький шоколад “Золотой якорь”. Когда папа бывал дома, в 14.00 семья обязательно собиралась за общим столом. Каждый год на танкере “Волхов” отмечали день рождения корабля. Для взрослых был банкет, а нам, детям, разрешали везде лазать, кормили макаронами по-флотски – вот это было удовольствие! Авторитет родителей для нас был абсолютным. Конечно, отец был главой семьи, а мама – тихой и незаметной, но при этом папа очень уважал её и оберегал и нас учил тому же. Когда мама спала, все ходили на цыпочках.
Если на корабле он был достаточно суровым, жёстким, то дома становился совсем другим. Мы никогда не были свидетелями конфликтов между родителями. Папа любил повторять: “Как это можно – унижать человека?” Уважение к людям было его кредо. При этом был душой компании, анекдоты из него сыпались, как из рога изобилия. У нас был очень радушный, тёплый дом, всегда кто-нибудь из родственников гостил.
В 1961 году отец демобилизовался и как капитан приёмной команды приехал в Выборг, на судостроительный завод принимать танкер “Терек”. Через год плавания на “Тереке” в Мурманске отца пригласили на ВСЗ капитаном завода. Со сдаточной командой он водил построенные суда на приёмку в Таллинн, был председателем сначала заводского, а потом и выборгского совета ветеранов. К тому времени мы выросли, обзавелись семьями, а папа всё свободное время стал посвящать пяти внукам. У ВСЗ был профилакторий в Зимино (там снимали, кстати, сцену рыбалки в фильме “Зимняя вишня”) – сохранившийся с финских времён дом и баня на маленьком островке. Там папа отдыхал, и все внуки были при нём. На заводе остров в шутку называли Зосимино, а папу – кормящим дедушкой. Один из внуков, сын старшего брата, пошёл по стопам деда – окончил училище им. Фрунзе и служит в Мурманске».
Зосима Семёнович Рашев скончался 18 апреля 1995 года, похоронен в Выборге.

При подготовке статьи были использованы материалы доклада Т.В. Акуловой-Конецкой на Третьей научно-практической конференции «Арктика в годы Великой Отечественной войны», 2015 г.; Ю. Подскребаевой (газета «Выборг» 27.01.2012 г.).
Публикация текста: газета «Знамя»
Красноборского района Архангельской обл. 
29 июля 2016 года.
ОБ АВТОРЕ:

Владимир Игоревич Щипин – выпускник факультета «Перевод и переводоведение» Военного института иностранных языков МО РФ. Находился на военно-дипломатической работе в Австрии, Германии, Чехии и Словакии. Как историк-исследователь написал ряд статей по истории Русского Севера, старообрядчества, археографии, истории русской литературы и фольклористики. Специалист в области генеалогии, автор исследования фамилии Щипиных, род которых идёт из Сольвычегодского уезда Вологодской губернии (ныне – Архангельская область), и других крестьянских родословных. Автор книги «Старообрядчество в верхнем течении Северной Двины» (2003), публикуется в журналах «Русская литература», «Вопросы истории», «Живая старина» и других.  




Новости

Все новости

12.04.2024 новое

ПАМЯТИ ГЕРОЕВ ВЕРНЫ

07.04.2024 новое

ВИКТОР КОНЕЦКИЙ. «ЕСЛИ ШТОРМ У КРОМКИ БОРТОВ…»

30.03.2024 новое

30 МАРТА – ДЕНЬ ПАМЯТИ ВИКТОРА КОНЕЦКОГО


Архив новостей 2002-2012
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru