Библиотека Виктора Конецкого

«Самое загадочное для менясущество - человек нечитающий»

13.11.2016

А.В. Колчак: «Нет ничего выше Родины и служения Ей»

В Санкт-Петербурге на доме №3, по улице Большая Зеленина, установлена мемориальная доска Александру Васильевичу Колчаку (4 ноября [16 ноября] 1874 – 7 февраля 1920).

13.11. 2016 года

Петроградская сторона. Ул. Большая Зеленина, д. №3.
В этом доме А.В. Колчак проживал с 1906 по 1912 годы.

Б. Зеленина, д. №3. Санкт-Петербург

Фото: Морской фонд имени Виктора Конецкого.

Адмирал Александр Васильевич Колчак – военный и политический деятель, флотоводец, учёный-океанограф. Участник Русско-японской и Первой мировой войн, командир гвардейской минной дивизии Императорского Балтийского флота, главнокомандующий Императорского Черноморского флота, Георгиевский кавалер. Участник белого движения на Востоке. С ноября 1918 по январь 1920 года занимал должность Верховного правителя России. Расстрелян в Иркутске без суда большевиками. Вопрос о реабилитации А.В.Колчака до сих пор не решён положительно.
В октябре этого года представителями «Российского социалистического движения» (РСД), для которых Колчак «преступник и палач», на ул. Б. Зеленина, д. №3, была установлена «альтернативная» пенопластовая «доска», она сразу же была демонтирована аварийной службой ЖКС №2 Петроградского района.

А.В. Колчак


Александр Васильевич Колчак: 
«Корень зла в том, что русские никак не могут утвердиться на национальном принципе, ставя интересы партийные выше интересов своего народа. В этом отношении виноваты оба крыла: и левые, и правые. Всякая политическая борьба до тех пор, пока ока не стоит на национальной почве и на программе объединения России – вредна»
(Из речи адмирала Колчака, военного министра Директории в Омске. 
13 ноября 1918 года).

А.В.Колчак – один из крупнейших полярных исследователей конца XIX – начала XX века, участник известных русских полярных экспедиций, он внёс заметный вклад в освоение арктического пространства России. Значительная часть жизни А.В.Колчака связана с родным городом – Санкт-Петербургом.
Виктор Конецкий – писатель и моряк, высоко оценивал А.В.Колчака  как организатора и участника Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана, и как основателя Управления Северного морского пути в Омске (1919 год).
Установка мемориальной доски Колчаку на ул. Б. Зеленина, д. №3 получила согласование градостроительного совета Санкт-Петербурга и Совета по мемориальным доскам при правительстве города, в 2015 году Постановление об установке доски А.В.Колчаку подписал губернатор Г.С.Полтавченко.
Церемония открытия мемориальной доски в Санкт-Петербурге на ул. Б. Зеленина, д. №3, установленной по инициативе мемориально-просветительского и историко-культурного центра «БЕЛОЕ ДЕЛО», состоится в день рождения А.В.Колчака – 16 ноября 2016 года (перенос даты церемонии возможен).
Мемориальные доски в честь А.В.Колчака установлены в Москве, Иркутске, Екатеринбурге, Владивостоке, планируется установка мемориальной доски и в Севастополе.
Предлагаем вниманию читателей статью Действительного члена РГО РАН, кандидата исторических наук Никиты Анатольевича Кузнецова, посвящённую вопросу увековечивания имени А.В.Колчака в Арктике, и сердечно благодарим нашего постоянного автора и друга за сотрудничество и уникальные фотографии, переданные для размещения на нашем сайте.
Татьяна Акулова-Конецкая

НИКИТА КУЗНЕЦОВ

Память об адмирале А.В. Колчаке – от Санкт-Петербурга до Арктики

12 ноября 2016 г. в Санкт-Петербурге на фасаде дома, расположенного по адресу: улица Большая Зеленина, дом 3, по инициативе группы энтузиастов-любителей истории Белого движения, была установлена мемориальная доска, посвященная адмиралу А.В.Колчаку. Он жил в этом доме с 1906 по 1912 г. Установке доски предшествовала большая работа, немало усилий было приложено для согласования вопроса установки с властями города. По рекомендации Совета по мемориальным доскам, первоначальная надпись с указанием того, что Колчак – «Георгиевский кавалер, герой Первой мировой войны, Верховный Правитель России», была существенно сокращена. На доске можно прочитать о том, что в доме, на котором она установлена, «с 1906 по 1912 год жил выдающийся русский офицер, ученый и исследователь Александр Васильевич Колчак».
Эта мемориальная доска – шестая по счету, посвященная Колчаку (не считая установленной 31 октября 2008 г. во дворе часовни Святителя Николая Чудотворца, построенной в Москве известным путешественником Ф.Ф.Конюховым, и разбитой вандалами через несколько дней после установки). Памятник Колчаку работы известного скульптора В.М.Клыкова в 2004 г. появился в Иркутске.

 Памятник А.В. Колчаку в Иркутске

Иркутск. Памятник А.В. Колчаку.

Пятью годами ранее на месте убийства А.В.Колчака и В.Н.Пепеляева в Иркутске, около места впадения реки Ушаковки в Ангару представители местного казачества поставили памят­ный крест. В 1998 г. в Кисловодске, в музыкальной гостиной «Благодать», открылся первый в России музей, посвященный А.В.Колчаку. В Новосибирском музее железнодорожной техники находится вагон-салон, в котором, по неподтвержденным данным, был арестован Колчак в 1920 г. В 2003 году одной из безымянных вершин в отроге горы Когутай главного Кавказского хребта российскими альпинистами было присвоено имя Колчака. В конце ноября 2006 г. состоялось открытие музея истории Иркутского тюремного замка в действующем следственном изоляторе СИЗО–1 с мемориальной камерой А.В.Колчака, где посетители могут увидеть, в том числе, его восковую фигуру. По мнению автора, подобного рода «музеи» носят скорее развлекательный характер, нежели служат увековечению памяти.
Четыре памятных знака, посвященных А.В.Колчаку, его соплавателям по Русской полярной экспедиции под руководством барона Э.В.Толля в 1900 – 1902 гг. и участникам спасательной экспедиции на остров Беннета в 1903 г. установлены в Арктике. Так как автору довелось принять участие в установке двух из них, ниже об этом будет рассказано подробнее.
В 2003 г. одной из безымянных вершин в отроге горы Когутай главного Кавказского хребта российскими альпинистами было присвоено имя Колчака. В 2014 г., к 140-летнему юбилею А.В.Колчака, при участии Дома русского зарубежья им. А.Солженицына и при активном содействии председателя Союза филателистов Москвы А.А.Горяинова Почта России выпустила две немаркированные почтовые карточки. В юбилейные дни было проведено их гашение специальным штемпелем.

Почтовая карточка. 2014 год 

Почтовая карточка, выпущенная Почтой России в 2014 году
к 140-летию со дня рождения А.В. Колчака.

2014 год. Почтовая карточка 

Почтовая карточка, выпущенная Почтой России в 2014 году
к 140-летию со дня рождения А.В. Колчака.

Отдельно стоит рассказать о судах, носящих имя Колчака. В.В.Конецкий писал: «Нет на планете и живых памятников. Бронзовые и каменные монументы мертвы, как бы величественны и прекрасны они ни были. Имена знаменитых людей остаются в названиях континентов и городов, дворцов и бульваров. Но даже самый живой бульвар – это мертвый памятник. Только корабли – живые памятники. И когда ледоколы “Владимир Русанов” и “Афанасий Никитин” сердито лаются в морозном тумане, в лиловой мгле у двадцать первого буя при входе в Керченский пролив, то их имена перестают быть именами мертвецов. Об этом сказано много раз. И всё равно опять и опять испытываешь радостное удовлетворение от неожиданного общения с хладнокровным, но азартным и честолюбивым Русановым или лукавым и трепливым Афанасием, хотя от них давным-давно не осталось даже праха». Любой человек, имеющий отношение к морю и флоту, согласится с этими словами. К сожалению, инициативы по присвоению имени выдающегося моряка, Георгиевского кавалера, командующего Черноморским флотом в 1916 – 1917 гг. А.В.Колчака одному из кораблей Военно-морского флота России, пока не встретили понимания у командования ВМФ. Хочется верить, что рано или поздно это произойдет. Тем более что сегодня Андреевский флаг развевается на сторожевых кораблях Черноморского флота «Адмирал Эссен» и «Адмирал Григорович», названных в честь современников и соратников Колчака. Тем не менее, имя Колчака носят одно морское судно – большой автономный морозильный траулер проекта 1288 (типа «Пулковский меридиан»), приписанный к Владивостоку и два речных буксирных теплохода – проекта 8059 (типа «Садко»), приписанный к Санкт-Петербургу и проекта 1606 (типа «Костромич») – порт приписки – Новосибирск. Последний ходит по Оби, где в 1919 г. действовала Обь-Иртышская речная боевая флотилия, входившая в состав вооруженных сил Верховного Правителя России и состоявшая, в основном из мобилизованных гражданских судов.

Траулер Адмирал Колчак

Большой автономный морозильный траулер «Адмирал Колчак». 
Берингово море, 30 июня 2015 год.
Автор фото: IgorGl (И. Глебов). Сайт: http://fleetphoto.ru 

Речной теплоход Адмирал Колчак. 2016 год 

Речной теплоход «Адмирал Колчак».
Архангельск. Лесозавод № 2, 18 августа 2016 года. 
Автор фото: Eugene Iron (Евгений). Сайт: http://fleetphoto.ru

Речной теплоход Адмирал Колчак. 2013 год 

Речной теплоход «Адмирал Колчак».
Река Обь, Саровский перевал, 25 сентября 2013 года. 
Автор фото: Кормчий (Анатолий). Сайт: http://fleetphoto.ru

Из всех вождей Белого движения именно память А.В.Колчака сегодня увековечивается наиболее активно. Да и мало кому из моряков поставлено столько памятников за последние два десятилетия. Несмотря на это – открытие мемориальной доски в Санкт-Петербурге – замечательный факт. Колчак родился в столице Российской Империи, учился здесь в Морском корпусе, отсюда уходил в арктические экспедиции, здесь работал над проектами воссоздания флота после Русско-японской войны 1904 – 1905 гг.
Именно в Санкт-Петербурге была предпринята первая попытка открытия мемориальной доски А.В.Колчаку. Еще в 1994 г. в мэрию Санкт-Петербурга и Главный штаб ВМФ поступило обращение, в котором предлагалось установить мемориальные доски в честь адмирала А.В.Колчака и капитана 1 ранга А.М.Щастного на фасаде Высшего военно-морского училища имени М.В.Фрунзе. Среди подписавших документ были академик Д.С.Лихачев, писатели В.В.Конецкий и Б.Н.Стругацкий, ряд представителей Военно-морского флота. В 2001 г. мемориальную доску в память Колчака предполагали установить на здании Морского корпуса Петра Великого – Санкт-Петербургского военно-морского института (так в том же году переименовали ВВМУ им. М.В.Фрунзе), но в итоге доска (на которой, кстати, упомянуто только о заслугах адмирала как полярника и флотоводца) лишь через год пополнила собой экспозицию музея училища, закрытого для широкой публики. Установить ее на фасаде здания командование института не решилось.
Таким образом, 12 ноября 2016 г. историческая справедливость восторжествовала – адмирал Александр Васильевич Колчак вернулся в свой родной город – Санкт-Петербург.
На доске, установленной в Петербурге, да и на большинстве других знаков упоминается о заслугах А.В.Колчака, как полярного исследователя. Без сомнения, это справедливо, хотя, объективно говоря, иногда это делалось для того, чтобы иметь «формальный повод» для установки и ответить на протесты тех, кто не может «простить» Колчаку его участие в Белом движении. Накануне открытия доски в Петербурге в Интернете начали появляться и «аргументированные» мнения о несостоятельности Колчака, как арктического мореплавателя и ученого. Хотелось бы вкратце напомнить о полярной биографии Александра Васильевича и о том, как его память была увековечена в Арктике. Причем, начался этот процесс именно там и, как не удивительно, еще в советское время!
В начале флотской карьеры Колчака очень привлекали именно научные исследования, причем не столько «кабинетная» наука, а именно желание познать неизведанное, открыть новые земли.
Александр Васильевич Колчак родился 4 ноября 1874 г. в Санкт-Петербурге. В 1888 г. он был зачислен в Морское училище (с 1891 г. – Морской кадетский корпус), которое окончил в 1894 г. вторым по списку с премией адмирала П.И.Рикорда. Интересы молодого офицера простирались значительно шире «круга служебных обязанностей». Историк А.С.Кручинин пишет в своем исследовании, посвященном биографии адмирала: «Ему хотелось сразу всего – открыть Южный полюс и отправиться в Арктику на ледоколе “Ермак” (правда, к моменту, когда Колчак вернулся на Балтику, команда ледокола была уже укомплектована, и “Ермак” в 1899 году ушел к Шпицбергену без него), изучать морские течения и перейти в коммерческий флот (служебная рутина, очевидно, тяготила порывистого офицера), “попасть на Восток на одно из судов, плавающих на охрану котиковых промыслов на Севере» или отправиться в охваченный “золотою лихорадкой” Клондайк – “не для золота, конечно, а просто, чтобы найти обстановку” … и еще ему очень хочется воевать».
Но все эти разнообразные устремления не мешали мичману Колчаку исправно нести строевую службу. 6 августа 1895 г. он был назначен на броненосный крейсер «Рюрик», отправлявшийся из Кронштадта на Дальний Восток; с 1896 по 1899 г. Колчак служил на крейсере 2-го ранга «Крейсер» в долж­ности вахтенного начальника, а 6 декабря 1898 г. его произвели в лейтенанты. В сентябре следующего года Колчака назначили вахтен­ным начальником на броненосец «Полтава», но уже через две недели он был переведен на ту же должность на бронено­сец «Петропавловск», которому предстоял переход на Дальний Восток.
Во время стоянки корабля в Пирее Колчак полу­чает приглашение принять участие в Русской полярной экспедиции Императорской Академии Наук в качестве гидролога. Естественно, оно не было случайным: ска­зались его научные контакты с адмиралом С.О.Макаро­вым и организатором экспедиции бароном Э.В.Толлем, обратившим внимание на опубликованную работу Александра Васильевича (Наблюдения над поверхностными температурами и удельными весами морской воды, произведенные на крейсерах «Рюрик» и «Крейсер» с мая 1897 г. по март 1898 г. // Записки по гидрографии. 1899. Вып. XX. С. 95 – 113).
В начале 1900 г. лейтенант Колчак на торговом пароходе прибыл в Санкт-Петербург и 21 января был официально назна­чен в состав экспедиции. Помимо обязанностей гидроло­га его назначили помощником магнитолога. В течение трех месяцев Александр Василь­евич осваивал тонкости этих специальностей, сначала в Главной физической обсерватории в Санкт-Петербурге, а затем – в Пулковской магнитной обсерватории. Побы­вал А.В.Колчак и в Норвегии, где работал у знаменитого   полярного исследователя Ф.Нансена.
В задачи Русской полярной экспедиции входило исследование Новосибирских островов, проход (второй раз в истории мореплавания) Северным морским путем и поиск легендарной «земли Санникова». Экспедиция на судне «Заря» проходила с июня 1900 по октябрь 1902 г. и принесла значительные результаты: были исследованы полуостров Таймыр, Новосибирские острова, остров Котельный. Колчак проводил исследования полярных льдов, открыл ряд географических пунктов. Общие обязанности, от которых зависела жизнь каждого члена экспедиции, выполняли все: от начальника и офицеров до последнего матроса и погонщика-каюра.


А.В. Колчак

А.В. Колчак во время первой зимовки на полуострове Таймыр.
1900 – 1901 гг.

Немало теплых слов, относящихся к Колчаку, написал Толль в своем дневнике. «Наш гидрограф Колчак – прекрасный человек, преданный экспедиции». Вспоминая об одной из застольных бесед в кают-компании, он отмечал начитанность лейтенанта Колчака. Впрочем, не обходилось и без споров. «Беседую и забавляюсь горячим спором между Матисеном (Ф.А.Матисен – один из офицеров и, впоследствии, командир «Зари». – Н.К.) и Колчаком; они неизменно придерживаются противоположных мнений, но, благодаря добродушию Матисена остаются в дружбе, несмотря на частое раздражение гидрографа». В начале июня 1902 г. барон Э.В.Толль вместе с тремя своими спутниками отправился на остров Беннета с целью изучить его геологическое строение и попытаться достичь «Земли Санникова». К оговоренному крайнему сроку они не вернулись, и «Заря» (командир которой четко следовал инструкции, оставленной ему Толлем) пришла в бухту Тикси без них.
Академия Наук решила организовать экспедицию по поиску барона Толля и его спутников. Первоначально к острову Беннета планировали послать ледокол «Ермак», но от этой идеи отказались, решив организовать санно-шлюпочную экспедицию. Возглавил ее сам автор этого проекта – лейтенант Колчак. Поисковая экспедиция проходила с 5 мая по 7 декабря 1903 г. В ее составе было 17 человек на 12 нартах, запряженных 160 собаками. Помощником Колчака стал боцман Н.А.Бегичев – боцман яхты «Заря». Ему довелось спасти жизнь будущего адмирала, провалившегося в полынью во время одного из переходов, а затем быть свидетелем при заключении брака с С.Ф.Омировой.
Путь до острова Беннета занял три месяца, и практически каждый метр этого пути был связан с риском для жизни. Постоянно шли обильные снегопады, приходилось часто стаскивать шлюпки с мелей, причем были неизбежны «купания» в ледяной воде. 4 августа, добравшись до острова Беннета, участники экспедиции обна­ружили там предметы и записки, оставленные бароном Толлем. Из них следовало, что он и его спутники еще 26 октября 1902 г. ушли на юг, имея запасов прови­зии лишь на две-три недели. Это означало, что они погибли.
Обратная дорога была не менее трудной, но путешественники выдержали все испытания и 7 декаб­ря благополучно прибыли в Казачье (конечный пункт экспедиции). За этот подвиг Колчак получил орден Свя­того Владимира IV-й степени, а позже, в январе 1906 г., Императорское Русское географическое общество наградило его выс­шей наградой – большой золотой Константиновской ме­далью. Арктические экспедиции принесли молодому офицеру славу (неофициально его часто называли «Кол­чак-Полярный») и авторитет в области гидрологии и гидрографии.
По материалам экспедиций он выпустил монографию «Льды Карского и Сибирского морей». Труд А.В.Колчака уникален тем, что, объединив практический опыт плавания и результаты наблюдений (как своих, так и предшественников) с теоретическими знаниями, он фактически впервые научно обосновал сравнительную доступность Карского моря для судоходства и возможность плавания судов в высоких широтах Восточно-Сибирского моря. Последующее развитие судоходства в Арктике полностью подтвердили правоту его выводов. Увы, работа «Лед Карского и Сибирского морей» в течение многих лет была малодоступна специалистам и абсолютно неизвестна более широкому кругу читателей.
Работы Русской полярной экспедиции (которая была, пожалуй, первой комплексной экспедицией, в задачу которой входил самый широкий круг вопросов) оказались важным шагом в изучении Арктики. Благодаря трудам Э.В.Толля и его сподвижников, оказались освещены в географическом отношении и нанесены на карту многие ранее неисследованные земли. Были уточнены условия судоходства в арктических морях. Опыт и результаты экспедиции Толля были учтены при проведении Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана (1910 – 1915 гг.), главным результатом которой стало открытие Земли Императора Николая II (позже переименованной в Северную Землю).
Русская полярная экспедиция 1900 – 1902 гг. оставила значительный след в топонимике Арктики. С именем Колчака связан ряд названий, данных вновь открытым объектам. Островок в группе островов Литке (в составе архипелага Норденшельда в Карском море) и мыс на юго-восточной оконечности острова Беннета Колчак назвал в честь Софии – своей невесты (впоследствии жены) С.Ф.Омировой. Эти названия сохранялись неизменными и в советский период. Гораздо меньше повезло острову, расположенному у юго-восточного берега Таймырского залива, который барон Толль назвал в честь своего товарища по экспедиции. В 1906 г. он появился на морской карте, как остров Колчак. Естественно, что в советское время такой топоним существовать не мог и остров в 1930-е гг. переименовали в честь старшего каюра экспедиции Толля – унтер-офицера Якутского казачьего полка Степана Расторгуева. Рядом с островом находится пролив Расторгуева, название которому дал барон Толль.
Историческое наименование острова было восстановлено уже в наши дни. Формально этому способствовал тот факт, что во время работ экспедиции Толля в честь Расторгуева был назван еще один остров, расположенный в группе Каменных островов в устье реки Пясины (назвал в 1901 г. командир яхты «Заря» Н.Н.Коломейцев). Наличие двух островов с одинаковым названием, расположенных относительно недалеко друг от друга, нередко приводило к путанице. 15 июля 2005 г. постановлением Правительства Российской Федерации № 433 историческое название острова, названного в честь Александра Васильевича Колчака, было восстановлено. Правда, в отличие от изначального наименования, он стал называться остров Колчака (а не остров Колчак). Постановление было принято на основании представления Думы Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа. Его выходу предшествовала большая работа, в которой активное участие приняло Русское географическое общество. Были изучены карты и документы Русской полярной экспедиции и последующего периода.
Возвращение имени Колчака, в том числе и в историю географических исследований, произошло в конце 1980-х – начале 1990-х гг. Оно началось с публикации работ С.В.Дрокова, Ю.В.Чайковского, В.В.Синюкова и других исследователей.
Но первый памятный крест на острове Беннета появился в конце 1980-х гг. Крест с надписью «Памяти Александра Васильевича Колчака» и датой «1987» был установлен 12 августа 1987 г. на плато между выводными ледниками Западный и Восточный Зееберга, находящимися на южном берегу острова. Поставили его участники Гляцио-геоморфологического отряда экспедиции Арктического и Антарктического института (ААНИИ), среди которых были С.Р.Веркулич, А.Г.Крусанов, М.А.Анисимов и художник П.В.Рейхет.

Крест на о. Беннета. 1987 год 

Крест, установленный на острове Беннета сотрудниками ААНИИ
в 1987 году. Фото предоставлено А.Г. Крусановым.

Несмотря на «перестроечные» годы широкой огласки факт установки креста не получил, а самое главное – ученые установили его не ради собственного «пиара» (как, увы, многое делается сегодня), а по велению сердца. Факт появления такого креста поражает! Ведь первая публикация историка С.В.Дрокова, посвященная Колчаку, как ученому, вышла лишь в 1989 г. на страницах журнала «Северные просторы». Имя Колчака вскользь упоминалось в ряде научных работ, посвященных экспедиции барона Толля, вышедших в советское время, но едва ли тогда кому-либо приходила мысль об увековечении памяти лейтенанта с «Зари»… Автор от всей души благодарит Олега Александровича Гвоздика и Андрея Георгиевича Крусанова, поделившихся с ним информацией и фотографиями.
Неизвестно, сохранился ли установленный в 1987 г. крест. 16 лет спустя на острове Беннета летом – осенью 2003 г. была проведена историко-мемориальная экспедиция «Беннета – 2003». Автором идеи ее организации и научным руководителем был безвременно ушедший из жизни путешественник, писатель, историк флота А.А.Першин (1951 – 2011) – научный сотрудник Института океанологии имени П.П.Ширшова Российской Академии Наук. В городе Иваново был изготовлен и освящен памятный православный крест в честь участников спасательной экспедиции, возглавлявшейся А.В.Колчаком в 1903 г. Крест был доставлен в товарном вагоне из Иваново в город Усть-Кут Иркутской области, а затем на пяти речных теплоходах по реке Лена он был привезен в арктический порт Тикси. Туда же был доставлен надувной парусный тримаран «Русь», на котором участники экспедиции планировали добраться до острова Беннета. В экспедиции приняли участие девять человек (руководитель О.Волынкин, капитан тримарана – А.Леванов). 31 июля тримаран вышел из бухты Тикси и 13 августа достиг острова Беннета. Здесь, на мысе Преображения был установлен и освящен памятный крест и мемориальная доска в честь Колчака и его спутников (географические координаты: N 76° 39' Е 149° 13'). Основание креста обложено камнями в деревянной опалубке. Со стороны основания, обращенной к морю, размещена металлическая шестиугольная табличка с текстом.

Памятный крест на о. Беннета. 2003 год

Памятный крест, установленный на острове Беннета в 2003 году.

19 августа «Русь» прибыла в конечную точку экспедиции – на полярную станцию «Санниково», расположенную в районе мыса Медвежий – юго-западной оконечности острова Котельный. Всего за двадцать дней в сложных условиях на тримаране было пройдено 1147 миль.
Активно участвует в работах по увековечению памяти А.В.Колчака в Арктике Морская арктическая комплексная экспедиция (МАКЭ) Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д.С.Лихачева, созданная в 1986 г. Основной целью ее работы является выявление, описание, мониторинг и сохранение историко-культурной и природной среды Арктики. Методика проведения работ основана на комплексном изучении историко-культурных и природных объектов Арктики. МАКЭ – единственная в мире экспедиция, созданная и возглавляемая на протяжении всего времени ее существования одним человеком – доктором исторических наук, профессором, почетным полярником Петром Владимировичем Боярским. Одна из важных и давно существующих программ МАКЭ, носит название «Память Российской Арктики». В ходе ее реализации за последнюю четверть века в самых разных географических точках установлен целый ряд памятных знаков в честь первопроходцев, исследователей, ученых.
1 сентября 2009 г. в рамках работ МАКЭ был поставлен памятный знак в честь Александра Васильевича Колчака на острове носящем его имя.

На о. Колчака. 2009 год 

Памятный знак, установленный на острове Колчака.
Фото 2009 года.

Инициаторами и авторами идеи создания памятного знака на острове Колчака выступили А.А.Першин и автор этих строк. Осуществление замысла оказалось бы невозможным без всесторонней поддержки, оказанной экспедиции Северным межрегиональным территориальным управлением Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Северное УГМС, г. Архангельск), экипажем научно-экспедиционного судна (НЭС) «Михаил Сомов» во главе с капитаном Ю.А.Настеко и членами экипажа, техническим персоналом вертолета МИ-8 RA-22762, принадлежащего ОАО «2-й Архангельский объединенный авиаотряд» (пилот-инструктор А.В.Макаров).
Автор барельефа – известный московский скульптор Андрей Вячеславович Клыков. Его отец – автор памятника А.В.Колчаку, который был установлен в Иркутске. А.В.Клыков принимал участие в его создании.
Памятный знак был установлен в 9.00 московского времени в точке с координатами N 76°06′ E 97°21′ на мысе Случевского – самой северной точке острова. Место установки было выбрано не случайно. Именно этот мыс в 1901 г. был назван Э.В.Толлем по фамилии А.В.Колчака. После того, как имя Колчака получил весь остров, мыс был переименован в честь члена Императорского Русского географического общества поэта Константина Константиновича Случевского (1837 – 1904).
Во время следующего полевого сезона МАКЭ, 1 октября 2010 г. на острове Беннета на месте последнего зимовья барона Э.В.Толля и его спутников в точке с географическими координатами: N 76° 39' E 149°13' был установлен памятный знак, изготовленный совместно с Северным УГМС. Он представляет собой металлическую трехгранную пирамиду с размещенной в верхней части металлической мемориальной доской с текстом.

Н.А. Кузнецов на о. Беннета. 2010 год 

Наш автор – Н.А. Кузнецов со своей книгой «Александр Васильевич Колчак» (изд. в 2007 году) около памятного знака, установленного на острове Беннета в 2010 году.

Научные сотрудники МАКЭ, совместно с членами экипажа и экспедиции НЭС «Михаил Сомов» провели поисковые работы на месте, где стояла поварня (зимовье) барона Толля и его спутников. Были найдены остатки этого сооружения и впервые точно определено его местоположение.
Завершить короткий рассказ о Колчаке-ученом и сохранении памяти о нем в Арктике хотелось бы строками из стихотворения новосибирского ученого-геолога Н.Н.Семакова, работавшего, в том числе, и на острове Беннета.

…Судьба подарила немало талантов
Таким вот как он молодым лейтенантам!
Он был и моряк, и ученый-гидролог,
Создатель судов, астроном, магнитолог,
Он самые лучшие годы отдал
Познанию тайны полярного льда,
Полярным ночам и полярному лету.
А повесть о том, как он шел на Беннетту
И не такого достойна пера…

Отрадно, что, несмотря на многочисленные разногласия, которые до сих пор раздирают современное общество, памятники истинным героям и патриотам Родины, многие из которых были незаслуженно забыты долгие годы (и к которым без сомнения относится адмирал А.В.Колчак) возникают на просторах России, словно маяки нашей исторической памяти.

Москва. 13 ноября 2016 года





Новости

Все новости

12.04.2024 новое

ПАМЯТИ ГЕРОЕВ ВЕРНЫ

07.04.2024 новое

ВИКТОР КОНЕЦКИЙ. «ЕСЛИ ШТОРМ У КРОМКИ БОРТОВ…»

30.03.2024 новое

30 МАРТА – ДЕНЬ ПАМЯТИ ВИКТОРА КОНЕЦКОГО


Архив новостей 2002-2012
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru