28.03.2017
ПАМЯТИ ВИКТОРА КОНЕЦКОГО
28 марта 2017 года в Государственном мемориальном музее обороны и блокады Ленинграда состоялась встреча, посвящённая памяти писателя и моряка Виктора Викторовича Конецкого.
В ходе встречи состоялась торжественная церемония передачи ранних акварельных работ Виктора Конецкого в фонды Музея.
Буклет о В.В. Конецком-художнике
До начала Великой Отечественной войны, с 1939 по 1941 гг., Виктор Конецкий посещал занятия изокружка, а затем – изостудию при Дворце пионеров. С детства он мечтал стать художником. «Обычно люди вспоминают детство с нежностью. А я не люблю своего. Хорошее в нём только рисование. Дворец пионеров на углу Невского и Фонтанки, снег на капителях колонн, запах пластилина и скипидара, раннее честолюбие, радость от смирения и буйства красок. Я уходил в рисование от арифметики, грамматики, неудов и школьного одиночества. Даже в блокаду я утешался мыслью о том, что не надо идти в школу. И рисовал в бомбоубежище…» – вспоминал Виктор Конецкий в книге «Солёный лёд».
Виктор Конецкий. «Блокадный чайник». 1944–1945 гг.
В блокадном Ленинграде Виктор Конецкий пережил самую страшную блокадную зиму 1941–1942 гг. «…Мы жили в коммуналке, часть которой смотрела окнами на канал, который теперь называется Адмиралтейским. Окна вылетели при первой же бомбёжке. Комнаты на той стороне квартиры стали нежилыми. У нас там стояло пианино, чужое. Однажды на нём образовался сугроб. Забудьте об электричестве! Вместо него коптилки. Выкиньте из головы отопление: никакого отопления! Буржуйка – и только-то… Жгли всё, что горит. Я отлично помню, у нас была большущая картина “Сирень”. Это полотно с пышным букетом мы кромсали ножницами и кормили им нашу буржуйку… Думали только о еде, больше ни о чём. Выстрелов и стрельбы уже не боялись, всё это для нас было уже на втором плане…
Фрагмент экспозиции Музея обороны и блокады Ленинграда.
Страшно-нелепое обрушивалось на матерей, если в зиму 1941/42 г. их детёнышу исполнялось двенадцать лет. Ребенок разом переходил на половинный паек…» – рассказывал Виктор Конецкий в одном из последних своих интервью. – «Меньше всего за время литературной работы я написал о нечеловеческих муках блокады – голоде, холоде, смерти. Но в памяти и душе блокада оставалась и остаётся всегда».
Г.И. Манашеров. «Голод. Блокада». 1984 год.
На новой выставке «Свидетельствуя и вспоминая»
в Музее обороны и блокады Ленинграда.
В апреле 1942-го года Виктор Конецкий был вывезен в эвакуацию в г. Фрунзе, затем – в Омск. Когда блокада Ленинграда была снята, он вместе с матерью и братом вернулся в родной город – в коммунальную квартиру на канал Круштейна (ныне – Адмиралтейский канал).
«Надо было снова ходить в школу», – вспоминал Виктор Викторович о времени возвращения из эвакуации, – «а я за блокаду отупел. Школу прогуливал, ходил по улицам и читал объявления о приеме в ФЗУ. А по вечерам ходил на вечерние занятия в Художественное училище… Убежден, что если бы не война, то не стал бы ни моряком, ни писателем – обязательно живописцем».
Получить художественное образование и стать профессиональным художником Виктору Конецкому не довелось. «Я не мог позволить себе сидеть на шее у матери», – рассказывал он. – «Мы хотели есть уже шесть лет подряд. Шесть лет мы хотели хлеба в любой час дня и ночи». Летом 1945 года 17-летний Виктор Конецкий стал воспитанником Ленинградского подготовительного военно-морского училища, а через два года – курсантом 1-го Балтийского высшего военно-морского училища, и это определило его дальнейший жизненный и литературный путь.
Среди работ, переданных Т.В. Акуловой-Конецкой в Музей: «Пейзаж» (апрель 1941 г.), «Блокадный чайник», «Таврический сад», «Вид из окна» (канал Круштейна) и «Учебный натюрморт» (1944–1945 гг.), выполненный Виктором Конецким на вечерних занятиях в Ленинградском художественном училище.
Встречу в Музее обороны и блокады Ленинграда вёл директор Музея С.Ю. Курносов. В исполнении актрисы Ирины Степановой прозвучали страницы книги Виктора Конецкого «Кто смотрит на облака», посвящённые блокаде.
Т.В. Акулова-Конецкая представила художника Алексея Соловьёва и подаренную им новую живописную работу «Возвращение» (Памяти Виктора Конецкого). Алексей Сергеевич Соловьёв – выпускник ВВМУ им. М.В. Фрунзе, капитан I ранга; капитан дальнего плавания, в течение нескольких лет – капитан океанографического судна «Аджария»; художник, пишет морские и городские пейзажи, исторические корабли и суда; работает с галереями Германии, Польши, Великобритании и Ирландии, в ряде стран отмечен международными премиями; многие работы художника использованы в печатных изданиях по истории военно-морского флота.
Своими размышлениями о творчестве писателя поделился и Герой России подводник А.П.Ефанов.
В ходе встречи И.В. Козырь представили книгу Тимура Иванова «На “Умке”». Тимур Дмитриевич Иванов (1964 – 1998 гг.) – выпускник ЛВИМУ им. адмирала С.О. Макарова. На страницах своей книги он, в лучших традициях русской маринистики, рассказывает о своих первых рейсах штурманом в Мировом океане в 1988 – 1989 гг. на спасательном судне «Умка» Экспедиционного отряда аварийно-спасательных и подводно-технических работ Мурманского морского пароходства, и не скрывает, что его ориентир – Виктор Конецкий.
Иванов Т. На “Умке”. Дневник рейсов. 1988 – 1989 гг. / Т.Д. Иванов. – Санкт-Петербург : «Морское наследие», 2017.
Слово о Тимуре сказал и его отец – капитан I ранга запаса Дмитрий Сергеевич Иванов. Он поблагодарил литературного редактора книги Татьяну Акулову-Конецкую и главного редактора издательства «Морское наследие» капитана I ранга Игоря Козыря за труд, а лучшие курсанты Санкт-Петербургского рыбопромышленного колледжа и внучка Т.Д.Иванова получили в подарок первые экземпляры новой книги.
Собравшиеся почтить память В.В. Конецкого – курсанты, друзья и читатели писателя, имели возможность познакомиться и с уникальной экспозицией Музея, получили в подарок буклет о Викторе Конецком-художнике, подготовленный к встрече Морским литературно-художественным фондом имени Виктора Конецкого и сотрудниками Музея.
Выражаем особую признательность за тёплый приём директору Музея обороны и блокады Ленинграда Сергею Юрьевичу Курносову и хранителю фонда изобразительного искусства Елене Анатольевне Харлашовой.
Алексей Соловьёв. «Возвращение» (Памяти Виктора Конецкого).
Масло, холст. 2017 год.
«Тут атмосфера, настроение и “гений места”»…
НА ВСТРЕЧЕ В МУЗЕЕ
Фотографии Константина Крылова и Сергея Надеина