Библиотека Виктора Конецкого

«Самое загадочное для менясущество - человек нечитающий»

04.05.2017

НАШ БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК

Ветеран ДКБФ

На страницах нашего сайта публиковались отрывки из книги контр-адмирала И.Г. Святова «Корабли и люди» (изд-во «Гангут», 2016), большинство страниц которой посвящены войне на Балтике.
На днях пришёл дорогой для нас отклик из г. Керчь (Россия, Крым). Пишет Игорь Киркевич: «Мой отец – командир БЧ-5 эсминца “Стерегущий” Леонид Александрович Киркевич. Отец умер, когда мне было всего 13 лет. Всё, что я знаю о событиях военных лет – заслуга таких сайтов как Ваш, и книг. Огромное спасибо. Отец служил в Балтийском флоте. Окончил Высшее военно-морское училище в Ленинграде. Мать ждала его с победой в блокадном Ленинграде. Для моей семьи каждая строчка об отце очень дорога…».

Из архива семьи Киркевич

Награды Л.А. Киркевича

По нашей просьбе И.Л. Киркевич пересмотрел семейный архив, и сегодня мы публикуем материалы из архива семьи – памяти моряков-балтийцев и одного из защитников Ленинграда и Балтики Леонида Александровича Киркевича.
Будем признательны за отклики всех, кто знал капитана I ранга ВМФ СССР Л.А. Киркевича и может поделиться воспоминаниями о войне на Балтийском море.
Сердечно благодарим Игоря Киркевича за присланный материал и поздравляем большую и дружную семью Киркевич, а с особым чувством уважения – блокадницу Нину Владимировну Киркевич, живущую в Киеве, – с Днём Великой Победы.
Татьяна Акулова-Конецкая

СЕМЕЙНЫЙ АРХИВ

Леонид Александрович Киркевич родился 15 января 1913 года в г. Остер Черниговской губернии. Отец – рабочий-печатник, мать – учитель. После развода родителей Леонид жил с матерью. Он знал о её дворянском происхождении, но никогда об этом ни с кем не говорил.
С 13-ти лет Леонид работал, был учеником тракториста, трудился трактористом и комбайнёром в зерносовхозе. В 1930-е годы, во время голода на Украине, перенёс брюшной тиф.
Окончив семилетнюю школу, Леонид Киркевич продолжал работать и учиться на рабфаке. Затем он поступил в Ростовский университет, но через год, в 1934-м, по призыву комсомола стал курсантом Ленинградского Высшего военно-морского инженерного училища им. Ф.Э. Дзержинского. В 1939 году Л.А. Киркевич получил офицерские погоны. Участвовал в финской кампании и Великой Отечественной войне как инженер-механик на кораблях КБФ.

Леонид Киркевич

Леонид Киркевич

В военно-морской судьбе Л.А. Киркевича было два корабля – «Гордый» и «Стерегущий», о которых он вспоминал с особым волнением.
В июне 1939 года Л.А. Киркевич командиром БЧ-5 взошёл на борт нового эсминца «Гордый» Отряда лёгких судов КБФ. На нём он до августа 1940 г. служил в Кронштадте и Либаве.

 ЭМ Гордый

Эскадренный миноносец «Гордый» погиб, когда ему не было и трёх лет. В бой корабль вступил в первый день войны. Его экипаж отражал налёты фашистских самолётов в Рижском заливе, оборонял острова Моонзундского архипелага. «Гордый» во время прорыва кораблей Балтийского флота из Таллина в Кронштадт наскочил на мину, лишился хода. Экипажу было разрешено оставить миноносец, но командир Ефим Борисович Ефет не спешил покидать корабль. Он приказал перейти на подошедший тральщик тем, без кого можно было обойтись.
С оставшимися – их было около пятидесяти – командир продолжал отстаивать корабль. Они привели израненный эсминец в Кронштадт, преодолев шквал берегового артиллерийского огня, отбив около сотни воздушных атак. 267 бомб сбросили фашистские самолёты на «Гордый» и буксировавший его эсминец «Свирепый».
Отремонтированный «Гордый» оборонял Ленинград. 12 ноября 1941 года в составе других кораблей он вышел на Ханко за его героическим гарнизоном. Это был последний поход «Гордого». В ночь на 14 ноября огненный смерч взметнулся подле эсминца: взорвались сразу две мины. Штормовое море уже начало глотать орудия и торпедные аппараты. Корма всё больше уходила под воду…
Г.Т. Правиленко

Моряки «Гордого» во главе со своим командиром Е.Б. Ефет, погибая, пели «Интернационал»…
«Гордовцами», прежде всего – комиссаром эсминца П.С. Носиковым, в 1970 г. был создан Совет ветеранов, который разыскал и объединил более 50-ти членов экипажа, принимал активное участие в сборе материалов для книги Г.Т. Правиленко (1919–2004) – «Повесть о “Гордом”» (Калининград. кн. изд-во, 1972), добился разрешения на создания памятного знака в честь «Гордого» и с радостью приветствовал вхождение в состав ВМВ СССР ракетоносца «Гордый».

Надпись на книга Г.Т. Правиленко

Надпись на книге – о недолгом, но славном пути эсминца – «Повесть о “Гордом”»: 
«Леониду Александровичу Киркевичу – участнику описанных событий и герою этой книги от автора.  Г.Т. Правиленко. 18.12.72».

С сентября 1940 г. по январь 1942 г. – Л.А. Киркевич на «Стерегущем». На этом эскадренном эсминце 1-го дивизиона эсминцев, входившего в состав Отряда лёгких сил КБФ, он и встретил Великую Отечественную войну.
В первые дни войны «Стерегущий» прикрывал наши минные заградители. «Экипаж “Стерегущего” был отлично подготовлен к борьбе за живучесть и уже имел значительный боевой опыт и закалку» – вспоминает И.Г. Святов в книге «Корабли и люди» о первых месяцах войны, отдавая дань и мужеству Л.А. Киркевича – командира БЧ-5.

Приказ о награждении Л.А. Киркевича Орденом Красного Знамени 

Приказ Командующего Эскадрой КБФ контр-адмирала
Л.А. Владимирского от 28.06.1944 года о награждении Л.А. Киркевича 
орденом Красного Знамени.

Только в одном бою в Рижском заливе 18 июля 1941 г. «Стерегущий» потопил пять вражеских транспортов (по другим утверждениям, «Стерегущий» потопил два транспорта и ещё два повредил). Командир БЧ-5 старший инженер-лейтенант Леонид Киркевич всё время находился в машинных и котельных отделениях, в посту энергетики.
В начале августа команда «Стерегущего» доставила на о. Сааремаа авиационные бомбы – через несколько дней балтийские лётчики сбросили их на Берлин.
12 августа командир «ЭМ «Стерегущий» Е.П. Збрицкий получил приказ провести из Таллина в Кронштадт санитарный транспорт – теплоход «Балтика», на борту которого находилось более трёх тысяч раненых бойцов.
На траверзе мыса Юминда взорвались на минах и погибли два тральщика. Следующая мина взорвалась в параване «Стерегущего», корабль на время потерял ход. На «Балтике» тоже серьёзные повреждения, при взрыве затоплено котельное отделение.
Вспоминая об этом, И.Г. Святов, в то время – командир крейсера «Максим Горький», отмечал: «Киркевич развил бурную деятельность по обеспечению живучести корабля. Он затопил противоположные отсеки судна, выровнял крен, привлёк всю команду и легкораненых бойцов к установке дополнительных креплений водонепроницаемых перегородок и к откачке из помещений воды ручными помпами. Через полчаса он уже точно доложил мне, что угрозы затопления нет: “Пробоины между первым и вторым котельными отделениями. Котельные отсеки заполнены водой. Корабль своего хода иметь не может. Водонепроницаемые перегородки держат, но филируют. Производим аварийное подкрепление переборок. Плавучесть корабля обеспечена полностью”.
…Ночь эта, в томительном ожидании рассвета, длилась для меня бесконечно долго, полная тревоги за судьбы кораблей и людей. Киркевич со своей аварийной партией и командой “Балтики” продолжали крепить переборки, включили аварийные водоотливные средства и, в конце концов, осушили трюмы машинного отделения».
Повреждённая «Балтика» была доставлена в Кронштадт. В сентябре эсминец «Стерегущий» прошёл ремонт на Балтийском заводе, затем – участвовал в артиллерийской обороне города.

В.С. Кудым

Из архива Л.А. Киркевича.

21 сентября 1941 г. «Стерегущий» находился на Петергофском рейде и вёл обстрел береговых позиций противника. В 11.05 были замечены вражеские бомбардировщики, следовавшие по направлению к Кронштадту. На «Стерегущем» сыграли боевую тревогу и запустили турбины. Но в этот момент группа бомбардировщиков из 12–16 «юнкерсов» атаковала корабль. Самолеты пикировали на цель группами по 3–4 машины и в течение 7–8 минут сбросили не менее 60 бомб весом от 50 до 250 кг. «Стерегущий» получил три прямых попадания: сначала в помещение главстаршин, затем в район 1-го машинного отделения и, когда корабль сильно накренился, в борт в районе кают-компании. Кроме того, эсминец поразило большое число осколков и пуль, что привело к большим потерям в личном составе. Самые тяжелые последствия вызвал взрыв в машинном отделении, где находился и Леонид Киркевич. Механизмы сорвало с фундаментов, большинство трубопроводов было перебито. В турбогенераторе № 1 вспыхнул пожар, но огонь распространиться по кораблю не успел, так как был залит хлынувшей через пробоины водой. 1-е машинное и 3-е котельное отделения оказались затопленными, образовался сильный крен на правый борт. Но, несмотря на стремительно падавшее давление пара, «Стерегущий» успел дойти до отмели. Объем разрушений не оставлял надежды на спасение корабля. Через четверть часа после начала налёта эсминец повалился на правый борт и затонул на глубине 5,5 м. Оставшиеся в живых моряки спасались вплавь, так как изрешеченные осколками шлюпки тотчас пошли ко дну. Последним эсминец покинул командир – капитан III ранга Е.П. Збрицкий.
С января 1942 г. Л.А. Киркевич находился в распоряжении Военного Совета КБФ на крейсере «Киров»; с ноября 1942 по май 1944 гг. – военпред на Балтийском судостроительном заводе в Ленинграде.

Л.А. Киркевич

Л.А. Киркевич

С июня 1944 г. по февраль 1946 г., согласно сохранившимся документам, Л.А. Киркевич снова командир БЧ-5 на «Стерегущем». 20 июля 1944 г. пролежавший на дне без малого три года эсминец был поставлен в док на завод имени А.А. Жданова. Его ремонт завершился уже после окончания войны. В 1945-м Л.А. Киркевич принимал участие в приёме и перегоне в СССР капитулировавшего немецкого флота.
С апреля 1946 г. по январь 1950 г. Л.А. Киркевич – дивизионный инженер-механик 3-го ДЭМ 8-й эскадры ВМФ.
После войны Леонид Киркевич решительно отказался писать доносы на своих товарищей, о чём его «просили». Человек долга и чести, он никогда не забывал, что боевые друзья спасли жизнь и ему, когда он оказался в холодных водах Балтики в 1941-м во время одной из немецких атак на эсминец «Стерегущий». Имя одного из спасителей носит его старший сын Борис.
В январе 1950 г. боевые товарищи помогли Л.А. Киркевичу с переводом в Советскую Гавань (Хабаровский край) помощником флагманского инженер-механика 7-го ВМФ.

Сов. Гавань. 1952 год

В Сов. Гавани. 1952 год.

Затем Киркевич служил флагманским инженер-механиком бригады строящихся кораблей в Комсомольске-на-Амуре, с апреля 1955 г. по март 1957 г. – флагманским инженер-механиком экспедиций по Северному морскому пути (Североморск).

На рейде у о. Диксон

На рейде у о. Диксон

Л.А. Киркевич награждён двумя орденами Красного Знамени, Отечественной войны II ст., Красной Звезды, многими медалями.
В 1957 году в звании инженера капитана I ранга Л.А. Киркевич вышел в отставку по болезни – сказались последствия тяжёлых ранений и контузий времён недавней войны (в 1941-м на ЭМ «Стерегущий» Леонид Киркевич был тяжело ранен в правую кисть, потерял два пальца, в 1942-м – тяжёлое ранение в голову).
Леонид Александрович жил с женой Ниной Владимировной и детьми в Киеве. В 1964 г. у Киркевич родился младший сын Игорь – шестой ребёнок в семье.

Игорь Киркевич

Игорь Киркевич

До 1973 года Л.А. Киркевич работал в Главном управлении материально-технического снабжения Министерства коммунального хозяйства УССР.
Ветеран Великой Отечественной войны Л.А. Киркевич – один из основателей Общества спасения на водах на Украине.
Леонид Александрович Киркевич скончался 7 февраля 1978 года в Киеве, похоронен на Байковом кладбище. Ему было всего 65 лет.
Л.А. Киркевич многие годы поддерживал тесные отношения со всеми, с кем прошёл рядом всю войну – дружил с вице-адмиралом Е.П. Збрицким, контр-адмиралом И.Г. Святовым, многими другими. «Папа любил и ценил Л.А. Киркевича как отличного офицера и человека. Он жил в Киеве и приезжал к нам в Ленинград. Он был смуглый, красивый, громкоголосый, весёлый. Сиживали за столом долго, вспоминали обо всём и обо всех. Мне было лет пятнадцать, я слушала. С папой он и переписывался…» – вспоминает дочь И.Г.Святова Вера Трэмон.
Очень жаль, что воспоминания Евгения Павловича Збрицкого – во время войны командира эсминца «Стерегущий», не опубликованы отдельной книгой. Но они сохранились на страницах газеты «Моряк Балтики» (июнь 1965 г. под названием «”Стерегущий” вступает в бой»). Во время написания воспоминаний Е.П. Збрицкий обращался за помощью к Леониду Киркевичу, ценя его «цепкую память», и помощь получил.

Грамота в.-адм. Збрицкого

Грамота.
«Капитану I ранга инженеру запаса Киркевич Леониду Александровичу замечательному командиру электро-механической боевой части славного эскадренного миноносца “Стерегущий” КБФ в день 60-летия. Бывший командир эсминца “Стерегущий”
вице-адмирал запаса Е.П. Збрицкий. 14.01.73 г.».

А в курсантском альбоме Л.А. Киркевича сохранились сделанные им записи, – о гибели во время Великой Отечественной войны товарищей, выпускников ВВМИУ им. Ф.Э.Дзержинского.

А.И. Голобородько

«Голобородько А.И. – погиб 28 августа 1941 г.».

Г.А. Пономарёв

«Пономарёв Г.А. – погиб в Новороссийске в 1942 г. от прямого попадания бомбы».

М.М. Соловьёв

«Соловьёв М.М. – погиб 28 августа 1941 г. в Таллинский переход 
(бывш. командир БЧ-5 ЭМ “Смелый”)».

Д.С. Титков

«Титков Д.С. – погиб в 1942 г. на Чёрном море».

П.К. Ревин

«Ревин П.К. – погиб 28 августа 1941 г. в Таллинский переход 
(бывш. дивиз. механ. с.к.р.)».

Н.А. Каргин 

«Каргин Н.А. – погиб 23 сентября 1941 г. на ЛК “Марат”. 
Светлая память о замечательном человеке и товарище».

ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ ВСЕМ ПОГИБШИМ ЗА СВОЁ ОТЕЧЕСТВО! 

Вечная память героям!




Новости

Все новости

18.05.2017 новое

Памяти контр-адмирала РИФ А.И. Бестужева-Рюмина

12.05.2017 новое

ПОДАРОК ФОНДУ

05.05.2017 новое

С ДНЁМ ПОБЕДЫ!


Архив новостей 2002-2012
Яндекс цитирования