Библиотека Виктора Конецкого

«Самое загадочное для менясущество - человек нечитающий»

11.06.2017

ВИТАЛИЙ И ВИКТОРИЯ

«Нет литературы, если не заплачено за неё горькой ценой, – ценой муки, будь это мука физическая или душевная». 

Игорь Золотусский о Виталии Сёмине

12 июня 2017 года исполняется 90 лет со дня рождения писателя 
ВИТАЛИЯ СЁМИНА.
О нём с восторгом отзывались Александр Твардовский и Юрий Домбровский, Алесь Адамович и Юрий Трифонов, с ним искал встречи Александр Солженицын, его глубоко и тонко поняли лучшие критики – Игорь Дедков, Игорь Золотусский, Наталья Иванова. Имя Виталия Сёмина ставят в один ряд с Виктором Некрасовым и Юрием Казаковым. Виктор Конецкий называл Виталия Сёмина одним из своих любимых и близких по духу писателей-современников.

В.Н. Сёмин

Виталий Николаевич Сёмин
(12 июня 1927 – 10 мая 1978)

Борис Можаев, знавший толк в сильных характерах, точно подметил, что Виталий Сёмин всю свою недолгую жизнь, «в сущности, писал одну книгу – исповедь собственной души».
Лет двенадцать назад, при первой встрече в Ростове-на-Дону с женой писателя Викторией Николаевной, была поражена: оказывается, земляки имя Виталия Сёмина стали забывать… И только ли земляки?
В.Н. Кононыхиной-Сёминой не стало в прошлом году. Человек высокой культуры и эрудиции, писатель, публицист, литературный критик, она печаталась в журналах «Дон», «Литературное обозрение», «Звезда», «Знамя», «Ковчег». На протяжении тридцати восьми лет, после ранней смерти мужа, её жизнь и творческие усилия были направлены на то, чтобы литературное наследие Виталия Сёмина в полной мере стало достоянием широкого круга читателей.
…Как же рада была Виктория Николаевна, когда в 2009 году в «Звезде» была опубликована её переписка с Виктором Конецким! И я, публикатор, с радостью читала: «Журнал я получила перед Новым годом. Испытала редкостный для меня в последние годы душевный подъём. Письма 20-летней давности напомнили мне тогдашние мои впечатления, заботы, открытия – спектр довольно напряжённой душевной жизни. Многое из него к моим 80-ти годам ушло из живой памяти. Время стирает память, оставляя отдельные строчки, которые всё перечитываешь и перечитываешь с печалью и тоской. Обнимаю Вас, родной человек! <…>».
Но – нет, она ничего не забыла, ничто из того, что составляло сокровенную часть её воспоминаний, не стёрло время. Доказательство тому, и присланные в 2010 году две тоненькие, но объёмные по смыслу, книги, изданные в Таганроге: Виталий Сёмин «Из рабочих записок» и Виктория Кононыхина-Сёмина «Бессонница» (Воспоминания о Виталии Сёмине).

В. Сёмин. Из рабочих записок  В. Кононыхина-Сёмина. Бессонница  

А ранее при участии Виктории Николаевны и Игоря Дедкова была подготовлена книга Виталия Сёмина «Что истинно в литературе: Литературная критика. Письма. Рабочие заметки», к 80-летию со дня рождения В.Н. Сёмина в содружестве с критиком Еленой Джичоевой появился сборник «Виталий Сёмин в воспоминаниях, письмах и литературной критике».

Виталий Сёмин в воспоминаниях...

«Мне потребовалось тридцать лет жизненного опыта, чтобы я сумел кое-что рассказать о своих главных жизненных переживаниях» – такими словами Виталий Сёмин заканчивает «Нагрудный знак “OST”» – свой главный роман – о трудовом лагере в фашистской Германии. Роман непридуманный – в неволю Сёмин был угнан пятнадцатилетним подростком в октябре 1942 года, три года провёл на чужбине. Фабрика невольников, лагерь, побег, пять месяцев на оккупированной американцами территории... «Никакой фантазии невозможно было угнаться за жизнью» – говорил писатель.
Через тридцать лет после смерти Виталия Николаевича были опубликованы и воспоминания о муже Виктории Николаевны. Она всегда утверждала, что для неё важнее всего в литературе художественное качество написанного, а это сегодня – исключительная редкость… Потому так долго, мучительно, бессонными ночами, переживала она каждый день, что прожила – с Сёминым и без него, оттачивая каждое слово, в мыслях и на бумаге ругая себя «за бездарность и душевную вялость», которых в ней никогда не было…
Виктория Николаевна Кононыхина родилась в Батайске. После окончания славяно-русского отделения историко-филологического факультета Ростовского университета преподавала русский язык и литературу в сельской школе села Ремонтное, что в Ростовской области, там и познакомилась с учителем Виталием Сёминым. За спиной у Виталия было изгнание из университета (скрыл, что был на территории фашистской Германии), год работы на Куйбышевской ГЭС (туда бежал от гебистов, склонявших его к сотрудничеству).
Виталий поразил её знанием стихов, пленил речью – «живой, точной, выразительной», и тем, что был «глотателем книг».

В.Н. Кононыхина-Сёмина

Виктория Николаевна Кононыхина-Сёмина
(8 ноября 1929 – 10 сентября 2016)

После переезда в Ростов, Виктория продолжала учительствовать. Виталий Сёмин с детства собирался стать писателем, и ни кем другим. Когда в 1953 году они поженились, им уже были написаны первые рассказы. В 1958-м Сёмин был принят литературным сотрудником в газету «Вечерний Ростов», вскоре стал и членом Союза писателей. К середине 1960-х написаны «Сто двадцать километров до железной дороги», «Ласточки-звёздочки», Виталий Николаевич работал уже литредактором на телевидении.
Но самая большая радость – публикация в 1965-м «Семеро в одном доме» («Окраина») в «Новом мире» Твардовского. Правда, повесть эта тут же вызвала дискуссию, в ходе которой была объявлена очернительской и идеологически вредной… «Поклонники литературного таланта Сёмина, – вспоминала Виктория Николаевна, – как-то быстро рассеялись, пришли одиночество и нужда»…


Б. Садовая, д. 30

Ростов-на-Дону, Б. Садовая ул., дом № 30, 
на 3-м этаже которого жили Сёмины.

Мемориальная доска В.Н. Сёмину

Мемориальная доска на доме № 30 (Б. Садовая ул.).

«Настоящая мысль созревает тридцать лет. Жизни не хватает для этой мысли» – прочтёт Виктория Николаевна в рабочих заметках мужа, когда его не станет. Долгие годы Виталий Сёмин вынашивал идею, а затем и писал «Нагрудный знак “OST”». Роман – выстраданный и глубоко личный, увидел свет за два года до смерти писателя. В «Новом мире», рассказывала Виктория Николаевна, набор дважды рассыпали («вызывал нежелательные аллюзии»), но роман был издан, в том числе и «в обоих Германиях», в Польше, в Чехословакии. Виталий Сёмин посетил немецкое издательство «Бертельсманн», места, где невольно провёл три года жизни. И начал работу над новой книгой о годах войны.

Изд-во АСТ, 2015 год

Последнее издание книги Виталия Сёмина «Нагрудный знак “OST”».
(Москва : «АСТ», 2015).

В.Н. Сёмин скоропостижно скончался в Коктебеле, где отдыхал с женой и работал. В пятьдесят лет, в самом расцвете творческих сил, когда была пройдена не только серьёзная школа жизни, но и многотрудный путь духовного развития, не выдержало его сердце…
Продолжение «Нагрудного знака „OST“» – незавершённый роман Сёмина «Плотина» – увидел свет благодаря усилиям Виктории Кононыхиной-Сёминой в 1982 году.
«За всю историю нашей литературы, мне кажется, было человек пять литераторов, которые кроме любви к своему народу ещё и осмеливались судить и сечь его по делам его. Это я считаю высшим проявлением любви, вечной благодарности своему народу, истинным исполнением писательского долга. Смерть [Сёмина] грохнула по мне с ошеломляющей неожиданностью. Ещё и потому, что узнал о ней с большим опозданием, в море, из старой “Литературки”. Вырезал некролог и вклеил в дневник» – писал Виктор Конецкий В.Н. Кононыхиной-Сёминой в 1983 году.
Виктория Николаевна прожила большую жизнь, стараясь «не потерять со временем, не исказить, не забыть сути» того, кого любила. И в последние свои годы жила тем же: «Уйдёт от меня Виталий – и уйдёт мир, станет пустым и бессмысленным. Не донесу его до конца дней моих. И как жить?..».
…В последнем письме В.Н. Кононыхина-Сёмина делилась успехами Сёмина-младшего: «Мой внук в позапрошлом году совершил плавание на ледоколе от Мурманска до устья Енисея. Он биолог, и цель была научная. Вскоре поплыл в Антарктиду – на год. Очень полюбил полюса, <…> прямо свихнулся на ледяной природе, но и литературу понимает и любит».
Виталий Леонидович Сёмин сегодня в Арктике. Виктория Николаевна успела увидеть переизданную в Москве книгу «Нагрудный знак “OST”». Эта книга, как и всё написанное Виталием Сёминым, остаётся бесценным достоянием читателя – как исповедь души писателя, знавшего цену слову и правде.

Могила В.Н. Сёмина

Памятник на могиле В.Н. Сёмина.
К камню из серого гранита прикреплена тонкая лента из колючей проволоки, а сверху надпись:
 «Прости за то, что мы не понимали, как труден, как одинок был путь к твоей высоте».

У могилы Сёминых

На Северном кладбище в Ростове-на-Дону у могилы Виталия и Виктории Сёминых растут две берёзы. Они были посажены давным-давно. Со временем корни деревьев крепко переплелись, деревья срослись и стволами – уже навсегда, как и две судьбы – Виталия и Виктории Сёминых…
Татьяна Акулова-Конецкая
Ростов-на-Дону – Санкт-Петербург
2017 год

В библиотеке им. М.А. Шолохова 

Книги из библиотеки В.Н. Сёмина и В.Н. Кононыхиной-Сёминой

на выставке в библиотеке им. М.А. Шолохова (Ростов-на-Дону).

Дарственная надпись В.В. Конецкого

Дарственная надпись Виктора Конецкого на книге «Третий лишний»: «Уважаемой Витьке Семиной-Кононыхиной – адски-умному порождению ростовского дна; суровой женщине, которая любит только собственных младенцев, а иностранных учит любить нашу действительность. Из этой книги узнаете, как я не люблю жаловаться на здоровье. Поздравляю Вас, сына, Витьку-внука с Н[овым] Г[одом]! Всем держать хвост пистолетом! 20.12.83».

Фото: Морской фонд имени Виктора Конецкого.




Новости

Все новости

12.04.2024 новое

ПАМЯТИ ГЕРОЕВ ВЕРНЫ

07.04.2024 новое

ВИКТОР КОНЕЦКИЙ. «ЕСЛИ ШТОРМ У КРОМКИ БОРТОВ…»

30.03.2024 новое

30 МАРТА – ДЕНЬ ПАМЯТИ ВИКТОРА КОНЕЦКОГО


Архив новостей 2002-2012
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru