Библиотека Виктора Конецкого

«Самое загадочное для менясущество - человек нечитающий»

12.10.2017

ПОДАРКИ ФОНДУ

Морскому литературно-художественному фонду имени Виктора Конецкого подарены новые книги: Олег Химаныч «MONTCALM – арктический ковчег. Первый заказ завода № 893 – северодвинской “Звёздочки”», Валентина Карепова «Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства», «Такие разные судьбы» (сборник), Александр Никитин «Остров Северной Фиваиды».

О.Б.  Химаныч

Химаныч О. MONTCALM – арктический ковчег. Первый заказ завода № 893 – северодвинской «Звёздочки» / Олег Химаныч ; предисл. ген. дир-ра АО «ЦС “Звёздочка”» Николая Калистратова ; послесл. Татьяны Акуловой-Конецкой. – Северодвинск : АО «ЦС “Звёздочка”», 2017. – 256 с. : ил.

Полное название книги – «Montcalm – арктический ковчег. Первый заказ северодвинской “Звёздочки”». Рассказывая на её страницах о ледокольном пароходе Montcalm («Прончищев»), Олег Химаныч сетует на историческую забывчивость, свойственную людям. Иной раз, и в самом деле, кажется, десятилетиями мы жили «под собою не чуя страны». Но уже само создание книги – кропотливый архивный и литературный труд автора, неравнодушные его помощники, которых он как исследователь собрал вокруг себя, свидетельствуют об ином – память о самом важном неистребима. Показательно и то, что книга Олега Химаныча выходит при содействии Центра судоремонта «Звёздочка», корабельная летопись которого, как раз началась с приходом сюда ледокольного парохода «Прончищев». Значит, и на «Звёздочке» есть те, кто дорожит историей крупнейшей судоремонтной верфи России.
Тяжёлые времена для страны – война и послевоенное бытие, их подробности, отражённые через нелёгкую морскую работу,сохранились и на скупых страницах архивных документов, и в сердцах людей. Оттого повесть о ледокольном пароходе Montcalm («Прончищев») читается, как книга о судьбе конкретного человека, а потому кажется, что и в железном чреве корабля жила-была его душа. И тогда, как же его металлу не пропитаться людским горем – подчас запредельным для понимания современным человеком?
Путь Montcalm к русским берегам начался в союзном конвое PQ-15, а с лета 1942 года он стал единственным пассажирским судном в советской Арктике. Иной раз он брал в рейс сотни человек, и эти люди в условиях войны, часто во льдах, штормах, в любую непогоду, жили и болели, умирали и рождались на борту парохода. И часто голодали – как во время войны, так и не один год после неё. Не потому ли в книге так часто звучат слова о хлебе насущном?..
Montcalm возил по Севморпути полярных зимовщиков и строителей, моряков и портовиков. Но были и спецпереселенцы, и заключённые Норильсклага… Пароход стал свидетелем не только войны в Арктике, но и послевоенной эйфории – «расслабухи», как иные называли время нетрезвых возлияний, воровства и проступков, порой приводивших на скамью подсудимых. Тяжким было то время и нелёгким труд в Арктике – не каждому он оказался по плечу.
«Корабли начинаются с имени», – писал Виктор Конецкий. – «Судно – единственное человеческое творение, которое удостаивается чести получить при рождении имя собственное. Кому присваивается имя собственное в этом мире? Только тому, кто имеет собственную историю жизни, то есть существу с судьбой, имеющему характер, отличающемуся ото всего другого сущего»…
Родившись в 1904 году, канадский пароход Montcalm был назван в честь командующего французскими войсками времён Семилетней войны – конкретного исторического лица, которого как героя поминал Джеймс Фенимор Купер в романе «Последний из могикан».
В 1948 году корабль получил новое имя – «Прончищев». И это тоже знак людской благодарности Василию Васильевичу Прончищеву, который ещё в XVIII веке проложил на карте отрезок Севморпути в самом труднодоступном в то время районе Арктики. По местам, впервые увиденным и описанным Прончищевым, Montcalm («Прончищев») ходил много раз, и нет в том случайности. «Смысл жизни судна – движение, – рассуждал Виктор Конецкий. – Любое движение в пространстве есть беспрерывная смена обстоятельств и свойств среды вокруг… И чем сложнее существо, тем таинственнее его связь с собственным именем».


ЛПХ Прончищев. 1948 год

Многообразные и в чём-то схожие людские судьбы главным образом создают облик времени, зримо и объёмно представленного Олегом Химанычем в документальной повести. Вероятно, самым сложным для автора было найти живые подробности в биографиях людей, работавших на пароходе. Но он постарался их не забыть: поимённо назвал мальчишек «зуйков» – юнг, пришедших на Montcalm в войну, самоотверженных женщин, работавших на пароходе, механиков, кочегаров, матросов, штурманов, помполитов и, конечно, капитанов. О каждом из них Олег Химаныч рассказывает. Например, о Борисе Николаевиче Макарове, который и до войны, и после неё командовал мурманскими линейными ледоколами, включая легендарные – «Ермак» и «Красин». Между прочим, командовал он и «С.А. Леваневским» – тем самым ледокольным пароходом, на котором Виктор Конецкий и Георгий Данелия осенью 1960-го ходили в Восточный сектор Арктики для снабжения островных полярных станций и доработки сценария фильма «Путь к причалу». Так иногда через годы судьба незримо связывает людей.
Вспомнил автор и Фреда Слокомба, канадского капитана, передавшего пароход советской стороне – тоже знаменитого моряка и тоже с необычной биографией. «Кто в море не бывал, тот Богу не маливался», – говорили поморы. Вот и Слокомб, побратавшись с морем, впоследствии стал священником. Видно, и здесь пролегла та тонкая, но прочная нить судьбы…
Люди Montcalm («Прончищев») – экипаж и пассажиры – как не рассказать о них?! Многие из моряков заслуженно удостоены высоких наград не только на полях сражений Великой Отечественной, но и за доблестный труд в море. Разве не достойны они благодарной памяти потомков, как и сам корабль?!
«Только корабли – живые памятники», – считал Виктор Конецкий. Montcalm («Прончищев»), в последние свои годы ставший плавказармой, закончил век на судоразделке шестьдесят лет назад. Но имя этого честного арктического трудяги, имена людей, служивших, работавших на нём, останутся на страницах добросовестной и предельно честной книги Олега Химаныча.
Татьяна Акулова-Конецкая. «Послесловие»

В.И. Карепова

Карепова В.И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / Валентина Ивановна Карепова. – Тверь : ООО «Изд-во “Триада”», 2017. – 384 с. : ил.

В книге В.И. Кареповой «Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства» рассказывается о роли легендарного пароходства в развитии атомного флота России, о победах ледоколов в освоении Северного морского пути.
На страницах книги впервые проводится исследование вклада пароходства в сохранение Российского атомного ледокольного флота в условиях напряжённой экономической ситуации 1990-х годов. Работая в ММП многие годы, Валентина Ивановна Карепова нередко была участником подготовки ледоколов к выходу в исторические экспедиции в Арктику. Книга подготовлена на базе личных наблюдений автора, архивных документов, а также рассказов ветеранов – участников арктических рейсов.
Валентина Ивановна Карепова посвятила свою новую книгу сплочённому коллективу Мурманского морского пароходства.

Такие разные судьбы

Такие разные судьбы : сб. ст. членов клуба «Бизерта» / 
К.Э. Кузнецова, В.О. Сапунова, Т.В. Акулова и др. ; 
сост. А.Ю. Серебрянникова (Манштейн). – Москва : Арт-Волхонка, 2017. – 334 с. – (Библиотека Фонда сохранения исторического и культурного наследия им. А.А. Манштейн-Ширинской).

Сборник «Такие разные судьбы» отражает работу членов санкт-петербургского клуба «Бизерта». Клуб объединяет людей разного возраста и разных профессий, интересующихся историей исхода Русской эскадры из Крыма. Это, прежде всего, потомки тех, кто в 1920 году был вынужден покинуть Родину, оказался в Бизерте и обрёл вечный покой на кладбищах Туниса. Со временем их семьи рассеялись по разным странам мира, но сохранили в своём сердце идею Русского мира. Других членов клуба «Бизерта», не связанных родством с чинами экипажей Российского императорского флота, интересует чисто исторический аспект судьбы Русской эскадры.
Материалы сборника разнообразны по темам и направлениям, по уровню погружения в предмет исследования. Часть статей возникла из докладов, прочитанных на заседаниях клуба, различных конференциях, другая – прислана иногородними и иностранными членами клуба «Бизерта».
Сборник «Такие разные судьбы» является очередной книгой «Библиотеки Фонда сохранения исторического и культурного наследия им. А.А. Манштейн-Ширинской».

А.Л. Никитин

Никитин А.Л. Остров Северной Фиваиды / А.Л. Никитин ; сост. 
О.И. Никитина. – Санкт-Петербург : «Дмитрий Булавин», 2013. – 304 с.

В книгу «Остров Северной Фиваиды», петербургского историка и музейного хранителя Александра Львовича Никитина (1956–2005), вошли исторические, краеведческие, топонимические очерки, написанные автором в 80–90-е гг. XX века. Они не устарели, хотя с того времени и произошли некоторые перемены: возвращены прежние названия улиц, восстановлены исторические дворцы, храмы. Но по-прежнему не счесть погибающих островов «седой старины», молчаливо ожидающих нравственного пробуждения современников, осознания себя неравнодушными, деятельными наследниками. Таким был в своём времени автор.
Кроме Петербурга, его пригородов и области А.Л. Никитин пишет о Русском Севере, он побывал в вологодских краях, Пскове, Великом Новгороде, на Урале и даже в Забайкалье. По итогам последней поездки им написаны очерки «А.П. Ганнибал в Селенгинске» и «Военный Селенгинск первой половины XVIII века».
Название книге дал очерк – «Остров Северной Фиваиды». Это проникновенный рассказ о паломничестве на озеро Кубенское, в старый, разрушенный людьми и временем Спасо-Каменный монастырь, бывший некогда одним из образцов своеобразной «монашеской республики» Русского Севера и всей России. Очерк о месте христианского пустынножительства на Русском Севере есть духовная доминанта всего сборника, частицы которой почти в каждой из работ автора.
С интересом и уважением к деятельности А.Л. Никитина относился В.В. Конецкий, встречавшийся с исследователем в начале 1990-х годов. 




Новости

Все новости

24.04.2024 новое

«БЕГ ВРЕМЕНИ БОРИСА ТИЩЕНКО»

21.04.2024 новое

ПИСАТЕЛЬ АНАТОЛИЙ ЁЛКИН

12.04.2024 новое

ПАМЯТИ ГЕРОЕВ ВЕРНЫ


Архив новостей 2002-2012
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru