Библиотека Виктора Конецкого

«Самое загадочное для менясущество - человек нечитающий»

11.01.2018

САМОЕ ШКЛОВСКОЕ

      «Создавая литературное произведение, нужно стараться не избежать давления своего времени, а использовать его так, как парусный корабль пользуется ветром». 
В.Б. Шкловский. 
«Техника писательского мастерства» 

В.Б. Шкловский

Виктор Борисович Шкловский
(12 [24] января 1893 – 5 декабря 1984)

В издательстве «АСТ», в редакции Елены Шубиной вышла книга «САМОЕ ШКЛОВСКОЕ», избранное Виктора Шкловского, «предводителя формалистов», писателя и литературоведа, одного из основателей легендарного ОПОЯЗа – общества, которое во главу угла своей деятельности ставило работу по развитию русского поэтического языка.
Книгу открывает предисловие Никиты Ефимовича Шкловского-Корди «Постиженье новизны».
Составитель книги «Самое шкловское» Александра Берлина включила в состав сборника всё, по её мнению, самое яркое и важное из статей, воспоминаний, переписки одного из ярчайших представителей русской интеллигенции, основателя формального метода в искусстве, лингвиста, писателя Виктора Борисовича Шкловского. А также собрала в отдельную главу его портреты, разбросанные в мемуарах современников (Корней Чуковский, Евгений Шварц, Сергей Довлатов), и литературных героев, чьим прототипом он стал (от произведений Вениамина Каверина до Дмитрия Быкова). Мастер интеллектуального эпатажа, друг и соперник, ярый оппонент Булгакова, Горького, Олеши, Маяковского, Мандельштама, Тынянова и многих других, на протяжении почти всего века Шкловский был в самом центре творческой жизни страны. Его работы по теории литературы переведены на множество иностранных языков и сейчас уже являются каноническими пособиями для студентов-филологов. Программная статьи Шкловского «Искусство как прием» (1917 г.) была опубликована сто лет назад. В год Великой Октябрьской свершилась ещё одна революция и началась ещё одна «гражданская война» – между формой и образом, фабулой и сюжетом, процессом и результатом. Итогом этого противостояния, через футуризм, структурализм и другие течения ХХ века, можно считать всё современное искусство.

САМОЕ ШКЛОВСКОЕ

Самое шкловское / Сост. Александра Берлина ; предисл. Н.Е. Шкловский-Корди. – Москва : АСТ , Редакция Елены Шубиной, 2017. – 624 с.

По сути, сборник «Самое шкловское» – это галерея жанров и формальных экспериментов: футуристический манифест «Воскрешение слова» (1914 г.), главы из учебника для пролетарских писателей «Техника писательского ремесла» (1927 г.), воспоминания о Маяковском (1940 г.), памфлет «Гамбургский счёт» (1928 г.), послания внуку Никите Шкловскому (1965–1974 гг.), письма Виктору Конецкому (1974–1978 гг.) и другое. Сухая теория и почти интимное складываются в биографию. Виктор Шкловский писал, что «вещь» в искусстве должно переживать, а не видеть разом, не важно само произведение, важен процесс его узнавания. Здесь сам Шкловский – «вещь», и следить за движением его мысли – главная ценность книги.
12 января 2018 года исполняется 125 лет со дня рождения Виктора Борисовича Шкловского.

Телеграмма В.В. Конецкого Шкловским

Телеграмма В.В. Конецкого С.Г. и В.Б. Шкловским.
Из личного архива Виктора Конецкого. 




Новости

Все новости

21.04.2024 новое

ПИСАТЕЛЬ АНАТОЛИЙ ЁЛКИН

12.04.2024 новое

ПАМЯТИ ГЕРОЕВ ВЕРНЫ

07.04.2024 новое

ВИКТОР КОНЕЦКИЙ. «ЕСЛИ ШТОРМ У КРОМКИ БОРТОВ…»


Архив новостей 2002-2012
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru