14.02.2018
В ЕГО СУДЬБЕ БЫЛ ПОЛУОСТРОВ РЫБАЧИЙ
«Рахманов был известен как очень культурный, благородный и доброжелательный человек…».
Сергей Довлатов. «Мы начинали в эпоху застоя».
«Рахманова отличало удивительное чувство стиля и понимания книжной культуры. Старая культура отложилась в нём, и он смог передать её тем, кто приходил к нему на занятия в ЛИТО».
П. Дейниченко. Цвет жизни – красный //
Кн. обоз. – 2008. – № 10.
15 ФЕВРАЛЯ 2018 ГОДА ИСПОЛНЯЕТСЯ
110 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ПИСАТЕЛЯ ЛЕОНИДА РАХМАНОВА
ЛЕОНИД НИКОЛАЕВИЧ РАХМАНОВ
(15 [28] февраля 1908 – 24 апреля 1988)
Осенью 1955 года возникло литературное объединение при Ленинградском отделении издательства «Советский писатель». Заветным пристанищем для будущих известных писателей и критиков стал третий этаж Дома книги на Невском проспекте, 28.
Первым руководителем ЛИТО был писатель Леонид Николаевич Рахманов, ему активно помогала старший редактор издательства «Советский писатель» Маргарита Степановна Довлатова.
Л.Н. Рахманов, как и последовавшие за ним товарищи по литературе (Михаил Слонимский, Геннадий Гор, Израиль Меттер), не только внимательно наблюдал за своими учениками, принимал участия в обсуждении их первых произведений, но и «пробивал» в печать рукописи своих учеников.
Записная книжка Виктора Конецкого времени участия в работе ЛИТО. 1955–1957 гг.
«Наш руководитель Леонид Николаевич Рахманов, рафинированный интеллигент, матерый драматург, сценарист и прозаик. Ему было ещё далеко до собственной “беспокойной старости”... Рахманов называл нас по фамилиям или по имени-отчеству…»
(Виктор Конецкий. «Кляксы на старых промокашках»).
Первые произведения многих членов ЛИТО при издательстве «Советский писатель» были опубликованы в альманахе «Молодой Ленинград», составителями и редакторами которого были Леонид Рахманов и Маргарита Довлатова.
Рахманов «не только хорошо писал, но и сделал много добра очень многим людям – помог. Особенно молодым ленинградским писателям. В. Голявкин, Г. Горышин, В. Конецкий, В.Ляленков, Б. Сергуненков, Э. Шим и многие другие с полным основанием считают его своим первым учителем. Как бы не складывалась писательская судьба Л. Рахманова, он всегда сохранял любовь и чувствительность к слову, активную доброту, так и не прозлился за долгие годы – и это, по-видимому, культура». Так вспоминал – одним из первых – об учителе Андрей Битов (1966 год).
Через много лет ему вторил Валерий Попов: «Я не могу назвать себя его учеником – в его знаменитое объединение при издательстве “Советский писатель” я опоздал. Но думаю, достаточно того, что с восторгом себя причисляли к его ученикам Конецкий, Голявкин, Битов. Помню, на похоронах Леонида Николаевича нежно говорил о нём Глеб Горбовский.
Леонид Николаевич был человек с безупречным литературным вкусом. Многие получили от него бесценную литературную помощь. Бывали его ученики и у него дома – В. Конецкий, В. Курочкин, В. Голявкин и многие другие. От него они все получали заряд вольности. Однажды мы, молодые, несколько человек, зашли к нему на Марсово поле, а Леонид Николаевич слушал радио и выключил его. Спросили: “Что слушали, Леонид Николаевич?” Он говорит: “Да «Голос Америки». А впрочем, неважно”, включил опять, и мы вместе дослушали передачу.
Дом, в котором многие годы жил Л.Н. Рахманов
(наб. р. Фонтанки, 1).
Мемориальная доска на доме (наб. р. Фонтанки, 1).
Фото: Морской фонд им. Виктора Конецкого. 2018 год.
Я вспоминаю Леонида Николаевича, разговор, поражающий точностью, независимостью, интеллигентностью. Помню, как я восхищенно озирал стены квартиры на Марсовом поле, полки, стеллажи: такого культурного слоя – книги двадцатых годов, картины и фотографии – я раньше не встречал нигде. Для меня, пытавшегося войти в литературу, в петербургскую культуру, не могло быть ничего важней этого прикосновения к культуре прошедших десятилетий. Назревало уже отрицание той эпохи, уже принято было говорить, что в Ленинграде погибла культура, интеллигенция.
Сам облик Леонида Николаевича, независимое и достойное его поведение, домашний его “музей” убедили меня в том, что можно достойно прожить любую эпоху… И еще – дай нам Бог оставить такой же “культурный пласт”, какой оставили они!» (2003 год).
Леонид Рахманов родился в г. Котельнич Вятской губернии. Учился в Ленинградском электротехническом институте. Первые рассказы он опубликовал в 1927 году, в 1929-м в журнале «Звезда» увидела свет его первая повесть «Полнеба». В 1930-е годы Леонидом Рахмановым написаны повести «Племенной бог», «Базиль», «Умный мальчик».
Особую известность Л.Н. Рахманову принесла пьеса «Беспокойная старость» (1937). Прообразом героя пьесы профессора Полежаева послужил великий русский учёный К.А.Тимирязев, знакомый зрителям по фильму, снятому по сценарию Рахманова, «Депутат Балтики».
Во время советско-финляндской войны, Л.Н. Рахманов был военным корреспондентом Ленинградского отделения ТАСС, его репортажи печатались в газете «Боевая Красноармейская».
В годы Великой Отечественной войны Леонид Рахманов служил в газете 14‑й армии Карельского фронта «Часовой Севера».
Вместе с другими ленинградскими писателями 24 июня 1941 года он отправился в Мурманск, служил на Кандалакшском направлении, на полуострове Рыбачий (этим фактом биографии своего учителя особенно дорожил Виктор Конецкий).
С 12 августа 1941 года Рахманов приступил к обязанностям военкора по Ленинградскому фронту. Добытая им информация с мест сражений передавалась в сводках Информбюро, печаталась в газетах, в том числе в «Известиях».
Затем, оказавшись в кольце осажденного Ленинграда, Леонид Николаевич пережил в нём тяжёлые месяцы блокады – с сентября 1941 по февраль 1942 года.
В феврале 1942 года по состоянию здоровья он был эвакуирован на Большую землю, в родной Котельнич. Событиям военных лет посвящены пьесы Л. Рахманова «Окно в лесу» и «Камень, кинутый в тихий пруд», повесть «Домик на болоте» (в соавторстве с Е. Рыссом).
Леонид Рахманов – автор пьесы о Чарльзе Дарвине «Даунский отшельник», киноповести об Александре Невском «Кто с мечом войдёт», двух сценариев о М.В. Ломоносове – «Михайло Ломоносов» и «Явление Венеры», книги воспоминаний «Люди – народ интересный».
…В «Телефонной книге» (1955–1956 гг.) Евгений Шварц оставил словесный портрет Рахманова, с которым дружил, и которого знал хорошо: «…Много читает. Читает не по-литературоведчески, но со страстью, по-писательски, со многими книгами отношения у него личные, словно с людьми…».
Но при этом Шварц заметил: «Сколько принужденного молчания»!..
Сегодня мы можем догадаться – почему. И порадоваться тому, что Л.Н. Рахманову в полной мере удалось весь накопленный духовный и литературный опыт со всей честностью передать молодым прозаикам. Из ЛИТО при Ленинградском отделении издательства «Советский писатель» в литературу вышли: Александр Володин, Глеб Горышин, Виктор Курочкин, Виктор Конецкий, Олег Базунов, Вадим Инфантьев, Виктор Голявкин, Ричи Достян, Владимир Ляленков, Сергей Тхоржевский, Эдуард Шим, Борис Сергуненков, Валентин Пикуль, Евгения Васютина, Майя Данини, Наталья Банк, Игорь Кузьмичёв, Виктор Дмитриев, Валентина Левидова, Игорь Косаковский, Надежда Верховская, Михаил Демиденко, Аскольд Шейкин, Эмиль Офин, Вадим Беляев, Олег Грудинин, Фёдор Гордеев, Андрей Битов, Владимир Афонин и другие. У каждого из них была своя дорога, как и у книг – «своя судьба, своя долгота века».
Фрагмент рецензии Л.Н. Рахманова
на рукопись Виктора Конецкого «Кто смотрит на облака».
5 мая 1966 года. Из архива В.В. Конецкого.
Татьяна Акулова-Конецкая