Библиотека Виктора Конецкого

«Самое загадочное для менясущество - человек нечитающий»

05.05.2018

В КРАСНОЯРСКЕ

3 мая 2018 года в Красноярском литературном музее имени Виктора Астафьева (филиал Красноярского краевого краеведческого музея) открылась выставка «Виктор Конецкий. “Север в фарватере”. Живопись. Акварель», организованная компанией ПАО «ГМК “Норильский никель”» в рамках проекта «Освоение Севера. Тысяча лет успеха» (куратор проекта д.и.н. Ю.З. Кантор).

НАШ ФОТОРЕПОРТАЖ

В КРАСНОЯРСКЕ И В ОВСЯНКЕ

Красноярск

Красноярск основан в 1628 году, является крупнейшим из старинных городов Сибири.

Вид на город из гостиницы Красноярск

Пароход-музей Св. Николай

Пароход-музей «Святитель Николай», находящийся на набережной Енисея в центре Красноярска, – уникальный памятник истории и техники. Пароход (построен в 1886 году) принадлежал известному сибирскому промышленнику А.М. Сибирякову, был самым быстроходным и комфортабельным по тем временам на Енисее, принимал на борт от 150–200 пассажиров.
Музей является филиалом Красноярского краевого краеведческого музея.

Одна из кают Музея Св. Николай

1 июля 1891 года на «Св. Николае» совершил краткую поездку цесаревич Николай, будущий император России, возвращаясь из путешествия на Восток. В Музее открыта и единственная в России экспозиция, посвящённая дипломату Н.П. Резанову, а также
В.И. Ленину, который на пароходе в 1897 году отправился в ссылку в Минусинск (к 100-летию со дня рождения вождя пароход и был восстановлен, превращён в Музей), и знаменитым землякам.

Памятник Н.П. Резанову

Памятник участнику первой кругосветной экспедиции (1803–1806 гг.), русскому дипломату, стоявшему у истоков Российско-Американской компании, первому официальному послу России в Японии Николаю Петровичу Резанову (1764–1807), умершему в Красноярске.

Памятная надпись на месте захоронения Н.П. Резанова

На месте захоронения Н.П. Резанова.

Енисей

Енисей.
Виктор Астафьев: «Блажен тот, кто плывёт реками на теплоходе, видит берега, лес, горы, прибрежные деревушки и пристани, ветер в окнах свистит, музыка играет. На склоне лет со всей уверенностью могу утверждать, что есть у человека путеводная звезда и судьба ему предназначена…».

Красноярский краевой краеведческий музей

Красноярский краевой краеведческий музей.
25 февраля 2019 года Музей будет отмечать юбилей –
130 лет со дня основания.

Центральный зал КККМ

В Красноярском краевом краеведческом музее собраны и представлены уникальные историко-этнографические, естественнонаучные и художественные коллекции; многие из экспонатов в экспозиции Музея посвящены морской истории России.

Музей-усадьба Г.В. Юдина

Музей-усадьба Г.В. Юдина – филиал Красноярского краевого краеведческого музея, открыт в 2014 году. Музей представляет наследие Геннадия Васильевича Юдина (1840–1912), купца, винокуренного заводчика, библиофила и книгоиздателя. Прижизненную славу ему принесла знаменитая библиотека, которая считалась одним из крупнейших частных книжных собраний дореволюционной России. В истории юдинской библиотеки отразились трагические события начала XX века – не найдя покупателей в России Юдин продал библиотеку США, где она стала ядром Славянского отдела Библиотеки Конгресса…

Библиотека Музеев России в Красноярске

В структуру Музея-усадьбы Г.В. Юдина входит Библиотека музеев России, созданная по инициативе Красноярского краевого краеведческого музея и патронируемая самыми влиятельными общественными музейными организациями – Союзом музеев России и ИКОМ России. Библиотека музеев России продолжает российские библиофильские традиции. 
Член Президиума Союза Музеев России и  член ИКОМ –
 заслуженный работник культуры России 
В.М. Ярошевская.

В Юдинке на презентации книги Ю.З. Кантор

На презентации новой книги Юлии Кантор «Невидимый фронт. Музеи России в 1941–1945 гг.»
 в Юдинке.
Директор Музея О.Н. Миронова и Ю.З. Кантор. 4 мая 2018 года.

Памятнимк Детям войны в Красноярске

Памятник «Детям войны» на Владимирской площади установлен по инициативе красноярского общества «Блокадник» в 2005 году.
Авторами монумента стали скульптор Константин Зинич и архитектор Андрей Касаткин. Скульптору позировали его собственные дети –дочь с кусочком хлеба, суточным пайком ленинградцев, а сын с бидончиком, в каких носили воду из реки Невы для питья. За спиной у детей саночки, на которых перевозили погибших к братским могилам и решётка Летнего сада. В Красноярск из блокадного Ленинграда было вывезено 3000 человек.

Памятник В.П. Астафьеву

Памятник Виктору Астафьеву в Красноярске.

Литературный музей им. В.П. Астафьева

Литературный музей им. В.П. Астафьева (филиал Красноярского краеведческого краевого музея) располагается в самом центре Красноярска (ул. Ленина, 69) в уникальном памятнике архитектуры XIX века – деревянном особняке в стиле модерн, реконструированном в 1911 году губернским архитектором В.А. Соколовским.

В Лит. музее им. В.П. Астафьева

Литературный музей им. В.П. Астафьева – научно-исследовательский центр по изучению литературы Сибири, научно-просветительский центр по пропаганде краеведческого материала, а его музейная экспозиция – наглядная основа для познания сибирской литературы.

На выставке Виктора Конецкого

На выставке Виктора Конецкого «Север в фарватере» в Литературном музее 
имени В.П. Астафьева.

На открытие выставки Виктора Конецкого

На открытии выставки Виктора Конецкого. Гости церемонии: руководитель проекта «Освоение Севера. Тысяча лет успеха» Ю.З. Кантор, директор Красноярского краеведческого краевого музей В.М. Ярошевская, Т.В. Акулова-Конецкая, директор Литературного музея им. В.П.Астафьева О.П. Ермакова, директор Музея-парохода «Св. Николай» А.С. Павлова.  Фотография сотрудника Лит. музея, внештатного корреспондента ИА «Территория культуры» Романа Минеева.

Мемориальная часть выставки

Север в фарватере

На выставке

Виктор Конецкий - художник

В экспозиции представлены более 30 живописных работ Виктора Конецкого. Это пейзажи удивительной природы Арктики, северных морей, а также тихих питерских улочек и мостов, родных сердцу автора.

На открытии выставки

В Лит. музее им. В.П. Астафьева

На встрече Т.В. Акуловой-Конецкой с читателями. В центре – писатель, профессор Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М.Ф. Решетнёва, кандидат философских наук, Заслуженный деятель культуры России, член Союза писателей и Союза журналистов России  В.И. Замышляев.

Семейное ахоронение Астафьевых

Семейное захоронение Астафьевых близ Овсянки.

Дом-музей В.П. Астафьева

Виктор Астафьев родился в деревне Овсянка, на берегу Енисея. 
Дом-музей В.П. Астафьева. 
«Всё проходит: любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда-никогда не проходит и не гаснет тоска по родине». Виктор Астафьев. «Далёкая и близкая сказка».

Кабинет В.П. Астафьева

Кабинет В.П. Астафьева.

В Доме-музее В.П. Астафьева

В доме В.П. Астафьева.

Памятник у дома-музея В.П. Астафьева

Памятник Марии Семёновне и Виктору Петровичу Астафьевым
у дома писателя.
Виктор Астафьев: «Так же как и смерть, загадка семьи не понятна, не разрешена. Династии, общества, империи обращались в прах, если в них начинала рушиться семья».

У Музея повести  Виктора Астафьева Последний поклон

У Музея повести «Последний поклон».
Дом бабушки В.П. Астафьева Е.П. Потылициной.
На фотогорафии: В.М. Ярошевская, двоюродная сестра Виктора Астафьева Г.Н. Краснобровкина, директор Литературного музея им. В.П. Астафьева О.П. Ермакова.

В Музее  повести Последний поклон

В Музее повести «Последний поклон». 
Через несколько лет после рождения Виктора Астафьева, его отца арестовали «за вредительство», а в 1931 году мать, переправляясь на лодке на свидание с мужем, утонула, её тело нашли через несколько дней. Виктор Астафьев жил с бабушкой Екатериной Петровной и дедом Ильёй Евграфовичем Потылициными.

В Доме Бабушки Екатерины

В Доме Бабушки Екатерины.

Выставочный зал КККМ в Овсянке

Выставочный зал Красноярского краеведческого краевого музея
в Овсянке.

Экспозиция Васюткино озеро в выставочном зале КККМ в Овсянке

Экспозиция «Васюткино озеро» в Выставочном зале в Овсянке.

Библиотека им. В.П. Астафьева в Овсянке

Библиотека имени В.П. Астафьева в Овсянке
построена на средства писателя.

Памятник Царь-рыбе около Овсянки

Памятник «Царь-рыбе» установлен в 2004 году близ Овсянки.
Виктор Астафьев: «Рыба перевернулась на живот, нащупала вздыбленным гребнем струю, взбурлила хвостом, толкнулась об воду, и отодрала бы она человека от лодки, с ногтями, с кожей отодрала бы, да лопнуло сразу несколько крючков. Ещё и ещё била рыба хвостом, пока не снялась с самолова, изорвав своё тело в клочья, унося в нём десятки смертельных уд. Яростная, тяжко раненная, но не укрощённая, она грохнулась где-то уже в невидимости, плеснулась в холодной заверти, буйство охватило освободившуюся, волшебную царь-рыбу. “Иди, рыба, иди! Поживи сколько можешь! Я про тебя никому не скажу!” – молвил ловец, и ему сделалось легче. Телу – оттого, что рыба не тянула вниз, не висела на нём сутунком, душе – от какого-то, ещё не постигнутого умом, освобождения».

Фото: Морской литературно-художественный фонд
имени Виктора Конецкого.

«ПИСАЛ, КАК ПИСАЛОСЬ, ДУМАЛОСЬ, ДЫШАЛОСЬ…»

«Было время, когда я ездил с женою и без неё в писательские дома творчества и всякий раз, как бы нечаянно, попадал в худшую комнату, на худшее, проходное место в столовой, – рассказывал Виктор Астафьев. – Всё вроде бы делалось нечаянно, но так, чтобы я себя чувствовал неполноценным, второстепенным человеком, тогда как плешивый одесский мыслитель, боксер, любимец женщин, друг всех талантливых мужчин, в любом доме, но в особенности в модном, был нештатным распорядителем, законодателем морали, громко, непрекословно внушал всем, что сочиненное им, снятое в кино, поставленное на театре – он подчеркнуто это выделял: “на театре”, а не в театре! – создания ума недюжинного, таланта исключительного, и, если перепивал или входил в раж, хвастливо называл себя гением.

Виктор Астафьев

Виктор Петрович Астафьев
(1 мая 1924 – 29 ноября 2001)

Когда в очередной раз меня поселили в комнате номер тринадцать, в конце тёмного сырого коридора, против нужника, возле которого маялись дни и ночи от запоров питии времен Каменского, Бурлюка, Маяковского, имеющие неизгладимый след в литературе, но выжитые из дому в казённое заведение неблагодарными детьми, Витя Конецкий, моряк, литератор, человек столь же ехидный, сколь и умный, заметил, что каждому русскому писателю надо пожить против творческого сортира, чтобы он точно знал своё место в литературе…» («Ловля Пескарей в Грузии», 1984 г.).
Астафьев с Конецким и познакомились в Доме творчества – в Ялте в 1963 году. Виктор Астафьев был уже известным автором, но главные книги – «Кража» (1966), «Последний поклон» (1968), «Царь-рыба» (1976), «Пастух и пастушка» (1971) – ещё не были написаны.
Виктор Конецкий тогда – автор десятка рассказов и двух повестей, более известный как киносценарист «Полосатого рейса» и «Пути к причалу».

В. Конецкий и Р. Достян. Ялта

Виктор Конецкий и Ричи Достян – товарищи по ЛИТО.
Встреча в Ялте. 1963 год.
Из личного архива В.В. Конецкого.

Впереди была жизнь, самое важное – война – была пережита, но для обоих останется «навсегда в подсознании». 
Астафьев и Конецкий – разные художники, люди разных судеб. Один – горожанин, мечтал стать живописцем. Другой признавался: если «с писательством по чуду бы и разошлись… стал бы, наверное, крестьянином». Один лучше всего себя чувствовал в море, среди соплавателей, а другой – в тайге, где никто не донимает. Общей была любовь к Отечеству и русской литературе. 
«Искусство тогда искусство, когда оно вызывает в человеке ощущение пусть мимолётного, но счастья, – писал Виктор Конецкий. – …А мы устроены так, что самое пронзительное счастье возникает тогда, когда мы ощущаем любовь к России». 
В далёком 1963 году, даря Конецкому свою книгу «След человека», Виктор Петрович написал о том же: «Вите Конецкому, в память о встрече эту книжку о нашей земле – доброй и жестокой, и всё-таки самой прекрасной, потому что нет её роднее».

Автограф В. Астафьева

Виктор Астафьев одним из первых поддержал Конецкого на литературном поприще. Так, отвечая на вопросы анкеты газеты «Литературная Россия» (1964 г.), он назвал В. Конецкого в одном ряду с Ю. Нагибиным, Ю. Казаковым, В. Шукшиным, А. Солженицыным, Г. Семёновым и другими, чьи рассказы – достижения советской новеллистики, «её продвижение на ещё одну ступеньку вверх»…
Виктор Викторович всегда помнил, как откликнулся Виктор Петрович Астафьев на его одиночество – после смерти матери Л.Д. Конецкой. «Вите Конецкому – милому человеку, славному моряку и писателю с пожеланиями обрести хоть какую-то уверенность в жизни и спокойствие в быту, так нужной в нашей каторжной, но всё же нужной работе» – такую надпись сделал Астафьев на книге «Излучина» (1972 г.), присланной в канун дня рождения Конецкого.

Астафьев «писал, как писалось, думалось, дышалось – и резко, и лирично, и “раздумчиво”», он «никогда не был ни в русле, ни на стрежне социалистического реализма в его жёсткой, зашоренной трактовке. Никогда не мучился над проблемой положительного героя, роли партии, “темой рабочего класса” и прочей идеологической дребеденью».
Всю жизнь Виктор Астафьев писал о своей Родине, своём береге, родных могилах, боясь, что окажутся они «на дне глубоком».

Виктор Астафьев

Последний раз Астафьев и Конецкий встречались в 1986 году – сначала на VIII съезде писателей СССР (24–28 июня 1986 г.) в Москве, затем – у Астафьевых в Овсянке в октябре, куда Виктор Конецкий прибыл после последнего рейса в Арктику, простившись с морями навсегда. Смутно Виктору Викторовичу помнились кресты созвездий над красавцем Енисеем, бабушкины песни, что распевал Астафьев. Но часто вспоминал он, как уставшая Мария Семёновна Астафьева чистила для гостей сибирскую картошку, как поразился в Овсянке тишине – даже коровы не мычали…

В 1990-е годы Астафьев бывал в Петербурге, но Конецкого не навестил. Видно, передали: сердит на тебя Виктор Викторович… Астафьев заявил (кажется, на одной из встреч Горбачёва с интеллигенцией), что надо было сдать Ленинград, не допустить блокады города.
«Виктор Петрович совсем с ума сошёл. Брякнул тут по телевидению, что нечего было защищать Ленинград, эту “груду камней”. Человеческая жизнь ему, видите ли, дороже. Меня бы спросил. Если бы немцы тогда вошли в город, я, пацан 12-ти лет, кусался бы и рвал их зубами. Так и Родину можно отдать – человека пожалеть. Только уж какой это будет человек?» – делился Конецкий с Валентином Курбатовым.

Говорить о непомерности жертв блокады, Виктор Астафьев право имел – он Солдат Отечественной войны, искалеченный, но не убитый, не потерявший ни разума, ни совести, ни ответственности перед ушедшими, и что «самое страшное – привычка к смерти», понял на поле боя.
А ведь он мог легко заполучить бронь, и на фронт не идти. Игарский детдомовец и сирота Витька Астафьев перед войной окончил лишь шесть классов (в Игарке тогда же неосознанно почувствовал в себе и призвание писателя), а затем – железнодорожную школу фабрично-заводского обучения № 1 на станции Енисей близ Красноярска.
Железнодорожник Астафьев ушёл на фронт добровольцем в 1942-м году. Военную подготовку получил в учебном автомобильном подразделении в Новосибирске. Весной 1943 года его направили в действующую армию. Он был шофером, связистом в гаубичной артиллерии, после тяжелого ранения в конце вой­ны служил во внутренних войсках на Западной Украине. Был награжден орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За освобождение Варшавы», «За победу над Германией».
По признанию Астафьева, война стала причиной того, что он всерьёз взялся за перо: хотел рассказать свою правду о войне и заткнуть рты лгунам и болтунам.

В.Конецкий. Осень и Игарке. 1978 год

Виктор Конецкий.Осень в Игарке. Акварель. 1976 год.

Поздние повести и романы Виктора Астафьева – «Людочка» (1987), «Печальный детектив» (1987), «Прокляты и убиты» (1995), «Весёлый солдат» (1998), пронизаны неутихающей болью за судьбу России и человека, потерю духовной крепости в людях. А ведь он и раньше вопрошал: «Боже, Боже! Что есть жизнь? И что с нами произошло? Куда мы делись? В какие пределы улетучились, не вознеслись, не уехали, не уплыли, а именно улетучились? Куда делась наша добрая душа? Где она запропастилась-то? Где?» («Последний поклон»).
…После похорон мужа Мария Семёновна в одном из ящиков письменного стола нашла заготовленную эпитафию:
«От Виктора Петровича Астафьева.
Жене, детям, внукам – Прочесть после моей смерти.
Эпитафия
Я пришел в мир добрый, родной и любил его безмерно.
Ухожу из мира чужого, злобного, порочного.
Мне нечего сказать вам на прощанье.
Виктор Астафьев»

Книга

Виктор Конецкий откликнулся на смерть Виктора Петровича:
«…В этот же день, 29 ноября, 19 лет назад умер Юрий Казаков. Случайность?
Астафьева я ставлю рядом с Казаковым по пронзительности и честности прозы, а это для меня – главное.
Уверен, что Виктор Петрович не возражал бы против этого сопоставления, ибо знал цену всему истинному...
Выжил Астафьев для того, чтобы рассказать правду о войне. Нелёгкую эту задачу он выполнил. И пусть помолчат глупцы…
А правду о любой войне и сегодня общество знать не хочет. И поэтому по-прежнему гибнут молодые люди на земле, где картошка не родится…» (Нов. газ. – 2001. – 3–5 дек.).
Виктор Конецкий пережил фронтовика Астафьева на четыре месяца.
Татьяна Акулова-Конецкая

Енисей. Овсянка 




Новости

Все новости

24.04.2024 новое

«БЕГ ВРЕМЕНИ БОРИСА ТИЩЕНКО»

21.04.2024 новое

ПИСАТЕЛЬ АНАТОЛИЙ ЁЛКИН

12.04.2024 новое

ПАМЯТИ ГЕРОЕВ ВЕРНЫ


Архив новостей 2002-2012
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru