Библиотека Виктора Конецкого

«Самое загадочное для менясущество - человек нечитающий»

11.11.2018

«ПИКАССО & ХОХЛОВА»

ПУТЕШЕСТВИЕ ВО ВРЕМЕНИ

П. Пикассо. Портрет Ольги. 1917 год

        «Он был экстравертом, она – интровертом. Он был напорист и импульсивен, она – застенчива и меланхолична. Он был атеистом, она – верующей. Она была белокожа, он – смугл, как просмоленный, с головы до пят. Она – аккуратна и педантична, он – неряшлив и сумбурен. Она ценила верность, семью, традиции, он терпеть не мог такие “буржуазные предрассудки и способы человеческого закабаления”. Она любила классическую музыку, он её не понимал. Список можно продолжить до бесконечности: от привычек – до меню. Столь разных, да что там – диаметрально противоположных друг другу людей по характеру, воспитанию, языку, национальности, идеалам, не говоря о колоссальной разнице в сексуальном опыте и темпераменте, было трудно отыскать».
Елена Шатохина. «Пикассо и Хохлова»

20 ноября 2018 года в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (Москва, ул. Волхонка, 12) открывается выставка «ПИКАССО & ХОХЛОВА». 12 июля 2018 года исполнилось 100 лет со времени женитьбы Пабло Пикассо и Ольги Хохловой и выставка представит историю отношений супругов, отражённую в полотнах художника.
В Пушкинском музее крупные выставки Пикассо проходили в 1956 и 2010 годах. Грандиозный успех имела и другая международная выставка «Москва – Париж» в 1981 году, на которой Виктор Конецкий поспешил увидеть портрет «Ольги в кресле» кисти Пикассо. «Уйти от него, оторваться трудно» – напишет он о портрете в эссе «Пришла пора таких заметок».

Ольга Степановна Хохлова родилась 17 июня 1891 года в украинском городе Нежине на Черниговщине.
Глава семьи – Степан Васильевич Хохлов – был поручиком и начальником лазарета Батуринского резервного пехотного полка царской армии, расквартированного в Нежине, хотя первое его образование было духовное; дослужился затем до полковника (новые сведения биографа Хохловой Тетяны Сидоренко, Украина).

Нежин. Начало XX века

Нежин. Начало XX века.

Семья Хохловых была глубоко верующей, воспитанию пятерых детей уделялось большое внимание, об этом заботилась мать семейства – Лидия Николаевна (её девичья фамилия Зинченко, по другим сведениям – Винченко).
Некоторое время семья жила в Киеве, где Ольга, мечтавшая стать танцовщицей, тайком от отца посещала балетную школу.
Затем семья Хохловых переехала в Санкт-Петербург к новому месту службы отца.
В 1910 году Степан Васильевич Хохлов (на тот момент подполковник) был переведен по службе на юго-запад Закавказья в Карскую область. Ольга же закончила в Санкт-Петербурге обучение во французском пансионе и решила поступать в школу танцев Евгении Соколовой.
На одном из сайтов, посвящённых Пабло Пикассо, приведены следующие сведения об Ольге: «…А уже в следующем [1911] году через сестёр Конецких [Хохлова] попала на просмотр к Сергею Дягилеву и получила место в “Русских балетах”» (www.pablo-ruiz-picasso.ru).
Вероятно, так и было. Ольга Хохлова была частой гостьей в доме Конецких: дружила с сёстрами – Любочкой и Матильдой, была сердечно привязана и к их матушке Марии Павловне.
Ольга Хохлова, видимо, как и Любовь Конецкая, обучалась в частном французском пансионе Люси Ревиль (ранее – пансион Капронье, Ново-Исаакиевская улица, д. № 14). И Любочка, зная об увлечении Ольги балетом, представила её своей старшей сестре Матильде Дмитриевне Конецкой – танцовщице Императорского (Мариинского) театра.
В архиве Виктора Конецкого в РГАЛИ хранятся открытки, полученные Л.Д. Конецкой от Ольги в разные годы. В одной из них, поздравляя Любовь с днём Ангела, Ольга Хохлова сообщала ей из Карса о поездке в Тифлис и скором приезде в Петербург.

О. Хохлова, Матильда и М.П. Конецкие

Ольга Хохлова (слева), Матильда и Мария Павловна Конецкие.
Петербург. 1910-е годы. РГАЛИ, фонд В.В. Конецкого.

В своих «Ранних воспоминаниях» танцовщица и педагог Бронислава Нижинская (1891–1972) упоминает рыжеволосую Ольгу Хохлову, ученицу Евгении Павловны Соколовой.
У талантливого педагога Е.П. Соколовой (1850–1925) занимались Анна Павлова и Тамара Карсавина, Кшесинская и Егорова, Трефилова и Ваганова, Ольга Спесивцева, сама же она – ученица Петипа и Иогансона, танцевала во всех балетах Мариуса Петипа и знала все главные партии, которые разучивала со своими ученицами. Школа Евгении Соколовой, безусловно, многое дала Ольге.

Счастливой весной 1911 года, пишет Б. Нижинская, вместе с Ольгой Хохловой и Миде Гулюк, которые «в профессиональной труппе ещё никогда не выступали и за границу ехали в первый раз», и выпускницами балетного училища они отправились в Монте-Карло к Сергею Павловичу Дягилеву.
Матильда Конецкая закончила службу танцовщицы в Императорском театре в 1912 году и тоже по приглашению С.П. Дягилева направилась в Монте-Карло. В «Русских балетах Дягилева» в мимансе принимала участие и её младшая сестра Любовь. В Монте-Карло сёстры вновь встретились с подругой Ольгой Хохловой. Контракт с Дягилевым Матильда Дмитриевна заключила на сезон 1912–1913 годов, но затем он был продлён ей до августа 1914 года (сведения приводятся по документам из архива С.П. Дягилева, присланным нам английским исследователем русского балета Эндрю Фостером [Andrew Foster]).

Матильда Конецкая (слева), Ольга Хохлова (в центре)

Матильда Конецкая (слева), Ольга Хохлова (в центре).
У С.П. Дягилева. РГАЛИ, фонд В.В. Конецкого. 

Афиша. Шахерезада

Афиша балета «Шахерезада» с именами
Ольги Хохловой, Матильды и Любови Конецких. 1914 год.
Прислано Эндрю Фостером.

Русский балет в Монте-Карло. 1914 год

Балет Михаила Фокина «Бабочки». В группе – Ольга Хохлова и Матильда Конецкая. Премьера балета состоялась 16 апреля 1914 года в Оперном театре Монте-Карло.
Прислано Эндрю Фостером.

В июле 1914-го началась Первая мировая война, и Конецкие поспешили вернуться в Петроград. Последнее сообщение от Ольги (из тех, что сохранились в архиве Л.Д.Конецкой) было получено в 1916 году. Революции и войны разлучили близких людей.

Ольга Хохлова. 1914 год

Ольга Хохлова. Надпись на фотографии: «Дорогой и славной моей Любочке от любящей Ольги. Лондон. 1914 г. 24 июля».
Через четыре дня началась Первая мировая война.
РГАЛИ, фонд В.В. Конецкого.

У Дягилева творческая жизнь Ольги Хохловой складывалась успешно: благодаря способностям и трудолюбию, она перешла из кордебалета к небольшим партиям. Так, о совместной работе с Ольгой над партиями нимф в балете Вацлава Нижинского «Послеобеденный отдых фавна» (1912 год) пишет в «Ранних воспоминаниях» Бронислава Фоминична Нижинская.
В феврале 1917 года для работы над балетом «Парад» к Дягилеву прибыл Пабло Пикассо – его знакомство с труппой состоялось в Риме. Во время репетиций и спектаклей художник делал бесконечные наброски и рисунки танцовщиц. Но лишь одна из них покорила сердце экспрессивного и страстного Пикассо – Ольга Хохлова.

Афиша балета Парад

Афиша одноактного балета композитора Эрика Сати «Парад»
(сценарий – Жана Кокто, хореограф – Леонид Мясин,
декорации и костюмы – Пабло Пикассо).

Из книги танцовщика и хореографа Леонида Мясина «Моя жизнь в балете»: «Зимой 1916/17 года наша студия на площади Венеции в Риме была местом встречи уже расширяющегося круга художников; теперь в него входил Пабло Пикассо, которого Дягилев пригласил в Рим работать над новым балетом. <…> Я много слышал о молодом испанце, который приходил на наши репетиции, рисовал танцовщиков и помогал Баксту расписывать некоторые используемые в балете аксессуары. Именно во время репетиций “Женщин в хорошем настроении” (балет Л.Ф. Мясина. – Т. А.) он встретил свою будущую жену Ольгу Хохлову, исполняющую роль Феличиты…».
В мае Ольга танцевала в Париже в балетах «Сильфида», «Солнце ночи», «Петрушка». Потом труппа Дягилева уехала в турне по Испании, где Ольга исполнила и сольную партию – придворной дамы в балете Л. Мясина «Менины». В Барселоне Пикассо представил её своей матери. Предстояли гастроли и в Южную Америку, но туда Хохлова, увлечённая Пикассо, уже не отправилась.
Она не сразу ответила ему взаимностью: истинная вера не позволяла Ольге вступить с Пабло в близкие отношения до замужества. И горячий Пикассо поспешил оформить их брак. В 1918 году Ольга Хохлова стала женой художника. Пикассо, к тому времени уже познавший горечь потерь, хотел видеть жену только рядом с собой и надеялся, что с её появлением обрёл тихую гавань.

Пикассо и Хохлова. 1917 год

Пабло Пикассо и Ольга Хохлова
на фоне афиши балета «Парад». 1917 год.

Ольга стала и его любимой моделью. «У неё были чистые правильные черты лица, гладкая кожа, вся натура её пронизана той женственностью, которая всегда так волновала Пикассо» – писала о Хохловой французский историк культуры Антонина Валлантен в книге «Пабло Пикассо». И картинам художника «Ольгиного» периода присущ «классический язык гибких, поющих линий – язык умиротворения, счастья и любви». Его портрет «Ольга в кресле» (1918 год) считается одним из лучших портретов XX века.

П. Пикассо. Портрет Ольги в кресле. 1918 год

Пабло Пикассо. «Ольга в кресле». 1918 год.

Но на портретах Пикассо, даже начального счастливого периода семейной жизни, Ольга не улыбается, она чаще всего грустна или задумчива. Пикассо не редко пишет жену, склонившуюся над книгой (чтение для неё было и привычкой, и отдушиной) или за письменным столом.
Ольга Степановна была оторвана от родины и семьи. Её отец и брат Николай воевали в Белой армии: Степан Васильевич пропал без вести в 1919-м, а Николаю выпала участь эмигранта в Сербии. Другой брат, мать и сёстры жили в Москве, остро нуждались. Ольга часто писала родным, отправляла посылки, но они до них доходили редко…
Хохлова была оторвана и от балета, который горячо любила. Ещё в 1919 году Дягилев писал Пикассо, заманивая того в Лондон, где труппа в очередной раз имела большой успех: «…А Ольга? Неужели она навечно распрощалась с искусством танца? Это весьма печально! Мясин сожалеет об этом как хореограф, а я – как бывший поклонник…».
Радостью и спасением для Ольги стало рождение в 1921 году сына Паблито. Пикассо постоянно писал и маленького Поля (так сына звали дома), и жену, которую материнство ещё больше украсило.

П. Пикассо. Ольга в мантилье. 1917 год

Пабло Пикассо. «Ольга в мантилье». 1917 год.

Пикассо. Мать и дитя. 1922 год

Пабло Пикассо. «Мать и дитя». 1922 год.

П. Пикассо. Ольга в задумчивости. 1923 год

Пабло Пикассо. «Ольга в задумчивости». 1923 год.

...Прожив с мужем более семнадцати лет, Ольга его покинула. «Любит страстно, но его любовь убивает», – такой вердикт вынес Пикассо поэт Поль Элюар. Хохлова не выдержала измен (новой возлюбленной Пикассо не было и восемнадцати лет, она родила ему дочь), и ненависти, которую, как признавался сам Пабло, он стал испытывать к жене. «Она слишком многого от меня хотела!» – заявлял Пикассо после расставания с Ольгой.
В январе 1987 года Виктор Конецкий побывал во Франции (цель поездки: сбор материала для прозаической книги «Семейная хроника»). В Париже он встретился с другом Сартра и Пикассо – писателем Мишелем Лерис (1901–1990), который знал Ольгу Хохлову в 1920–1930-е годы: «Была грациозна, аристократична, имела буржуазные привычки, <…> благодаря ей Пикассо стал светским человеком, что ему не нравилось» (из записной книжки В.В. Конецкого).
Кто-то из многочисленных биографов Пикассо точно заметил, что Ольга совершила чисто женскую ошибку: она впала в полную зависимость от мужа, мечтая о диалоге душ, драматизировала их отношения.
А Пикассо нуждался в абсолютной свободе без внешних светских условностей. По мнению внука художника Оливье Видмайера-Пикассо, любовные похождения были для Пабло «sine qua non» – непременным условием творчества.
И художник творил, а семейная его история с Хохловой переродилась в историю судебных склок и взаимных унижений, растянувшуюся на двадцать лет. Официально их развод оформлен не был никогда.
Разлад отношений с Ольгой отразился и на манере работы Пикассо: на смену неоклассике пришёл гротеск и сарказм кубизма.

П. Пикассо. Женщина в шляпе (Ольга). 1935 год

Пабло Пикассо. «Женщина в шляпе» (Ольга). 1935 год.

…С наступлением «оттепели», Любовь Дмитриевна Конецкая пыталась разыскать Ольгу, писала Пабло Пикассо, но ответа не получила. Сообщение о смерти Ольги Степановны пришло из Москвы от друга художника Ильи Эренбурга (3 марта 1958 года).

Письмо Л.Д. Конецкой от И.Г. Эренбурга

Письмо И.Г. Эренбурга Л.Д. Конецкой.
1953 год. РГАЛИ, фонд В.В. Конецкого.

Ольга Руис Пикассо умерла 11 февраля 1955 года в городской больнице «Бо Солей» г.Канны от рака – болезни, отягощённой её горьким одиночеством и непрощённой обидой на мужа. Она похоронена на самом красивом кладбище Франции – дю Гран-Жас (его называют «Пер-Лашез Лазурного берега»).
Пикассо на похороны отвергнутой жены не приехал: он работал над очередной эпохальной картиной.

Пабло Пикассо

В июне 2018 года в Opra de Parisоткрылась выставка «Пикассо и танец», и там Ольга Хохлова вновь и на парижской сцене, и в сердце художника – на рисунках и фотографиях, свидетельствующих об их зарождающейся любви. А рядом: Сергей Дягилев и Тамара Карсавина, Лев Бакст и Гильом Аполлинер, Игорь Стравинский и Жан Кокто…

Ольгу Хохлову особо почитают на родине: в 2016 году в украинском Нежине, где родилась будущая танцовщица, одна из улиц названа её именем, а на фасаде Крестовоздвиженской церкви, где крестили Ольгу, установлена мемориальная доска. Тогда же в память об О.С.Хохловой была открыта выставка в Нежинском краеведческом музее им. И.Г.Спасского, состоялся концерт, на котором выступили юные таланты.

Фото из интернета

Мемориальная доска Ольге Хохловой в Нежине
на фасаде Крествоздвиженской церкви.

В 2016 году в Нежине вышел сборник статей «Ольга Хохлова: всемирно известная нежинка малоизвестная на Родине», а в 2018-м – в Киеве книга Тетяны Сидоренко «Ольга, жена Пикассо» – первая в Украине художественная книга об О.С. Хохловой (обе на украинском языке).

Новая книга Т. Сидоренко

Выставка «Пикассо & Хохлова» в ГМИИ им. А.С. Пушкина продлится до 3 февраля 2019 года. На ней будет представлены 200 объектов – от монументальных панно до писем и открыток, материалов семейного архива (в т. ч. из фондов Музея Пикассо в Париже и FABA, частных собраний).
Скажем спасибо великому Пабло: на полотнах своих он Ольгу обессмертил.

Татьяна Акулова-Конецкая

ИЗБРАННАЯ БИБЛИОГРАФИЯ
ПО ТЕМЕ ВЫСТАВКИ:

Валлантен А. Пабло Пикассо / Антонина Валлантен. – Ростов-на-Дону : Феникс, 1998. – 448 с. – (След в истории).
Видмайер-Пикассо О. Пикассо. Интимный портрет / Оливье Видмайер-Пикассо;пер. с фр. Г. Соловьёвой. – Москва : КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2015. – 320 с.
Герман М. Пикассо. Путь к триумфу / Михаил Юрьевич Герман. – Москва : Искусство – XXI век, 2013. – 336 с.
Конецкий В. Опять название не придумывается / Виктор Конецкий / В кн.: Конецкий В. Третий лишний. – Ленинград : Сов. писатель, 1983. – С. 204–264.
Конецкий В. Из семейной хроники / Виктор Конецкий / В кн.: Конецкий В. Никто пути пройденного у нас не отберёт. – Москва : Кн. палата, 1989. – С. 104–128. – (Популярная библиотека).
Кузьмичёв И. Дом на канале / Игорь Кузьмичёв / В кн.: Виктор Конецкий: человек из морского пейзажа. – Санкт-Петербург : Площадь искусств, 2014. – С. 15–26.
Мясин Л. Моя жизнь в балете / Леонид Мясин. – Москва : АРТ, 1997. – 336 с. – (Balets Russes).
Нечаев С. Пикассо и его несносная русская жена / Сергей Нечаев. – Москва : АСТ, 2013. – 320 с. – (Людям о людях).
Нижинская Б. Ранние воспоминания : кн. 1–2 / Бронислава Нижинская. – Москва : АРТ, 1999. – (Balets Russes).
Пенроуз Р. Пикассо. Жизнь и творчество / Роланд Пенроуз ; пер. с англ. Е.Г. Генгель, Ю.Е. Андреевой. – Минск : Попурри, 2005. – 896 с.
Пикассо М. Дедушка / Марина Пикассо ; пер. с фр. Д. Савосина. – Москва : Текст, 2006. – 176 с. – (Коллекция).
Шатохина Е. Пикассо и Хохлова / Елена Шатохина. – Москва : Вагриус, 2008. – 256 с. – (Двое).
Эренбург И. Под колёсами времени / Илья Григорьевич Эренбург. – Москва : АСТ, 2017. – 656 с. – (Люди, годы, жизнь).

Новая книга. 2018 год

Новая книга:
Схейен Ш. Сергей Дягилев. «Русские сезоны» навсегда /
Шенг Схейен ; пер. с нидерландского Н. Возненко и С. Князьковой. – Москва : КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2018. – 608 с. : ил.

В семейной библиотеке Конецких

В семейной библиотеке (принадлежали Л.Д. Конецкой):
«Omega» (рекламный каталог, Париж, декабрь 1912 года);
«Русский балет» (альбом «Солнца России», 1908 год, № 1),
на развороте мозаика
«Артистки Императорского петербургского балета»;
«Балет Национальной оперы “Гранд Опера”, Париж:
Гастроли в Советском Союзе. Ленинград – Москва»
(программа, декабрь 1969 – январь 1970).



Новости

Все новости

15.03.2024 новое

СЕРГЕЮ КОЛБАСЬЕВУ ПОСВЯЩАЕТСЯ

11.03.2024 новое

ПАМЯТИ ЛЕЙТЕНАНТА Д.А.ФРОЛОВА

03.03.2024 новое

«ПИШИТЕ, ДАЖЕ ЕСЛИ ИЗ ВАС НЕ ПОЛУЧИТСЯ ПИСАТЕЛЬ…»


Архив новостей 2002-2012
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru