Библиотека Виктора Конецкого

«Самое загадочное для менясущество - человек нечитающий»

21.02.2019

23 ФЕВРАЛЯ – ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА

С Праздником!

ГЕРОИ КОНЕЦКОГО

ЛЮДИ И КОРАБЛИ

В личном архиве В.В. Конецкого хранится фотография с надписью: «Спасательное судно “Вайгач»”. Капитан 2-го ранга Трифонов, мой первый командир. В. Конецкий».

В.А. Трифонов

Полное имя замечательного моряка раскрыла заметка о спасении парохода «Илья Репин» «Героизм и мужество военных моряков», присланная из Мурманска нашим другом – журналистом Олегом Всеволодовичем Сюсюрой.

Газета Советский Флот

ГЕРОИЗМ И МУЖЕСТВО ВОЕННЫХ МОРЯКОВ

Капитан 3 ранга Трифонов, командир небольшого спасательного судна, просел только что полученную радиограмму. «Окажите помощь, – говорилось в ней, – терпящему бедствие пароходу “Илья Репин”».
Была полярная ночь. В таких условиях нелегко разыскать затерявшийся среди волн пароход, а еще труднее спасти его. Однако командир, отдал своему помощнику старшему лейтенанту Басаргину необходимые распоряжения, вчерне набросал план спасательной операции.
Когда все подготовительные работы были закончены, корабль, разрезая форштевнем темно-зеленые волны, направился к месту аварии. С каждой минутой качка усиливалась. Студеный зюйд-вест обжигал лица моряков. Но бывалый офицер уверенно вел корабль к цели.


В.Конецкий. Вайгач выходит из Кольского залива на спасение. 1952 г.

Виктор Конецкий. «”Вайгач”выходит из Кольского залива
на спасение». Рисунок. 1952 год.

После продолжительного поиска пострадавшего парохода спасательное судно подошло, наконец, к нему. Оказалось, что «Илья Репин» в темноте наскочил на камни и получил несколько пробоин. Когда начался прилив, пароход сняло с камней. Экипаж самоотверженно боролся за живучесть, но вода поступала всё сильней. Крен на правый борт достиг четырнадцати градусов.
Капитан 3 ранга Трифонов быстро оценил обстановку. Он предложил капитану парохода отойти на мелкое место. Когда распоряжение было выполнено, на борт «Ильи Репина» переправилась аварийная партия во главе с офицерами Басаргиным и Сюсюрой. Началась напряженная борьба с водой.
Порывистый ветер, раскачивая суда, то и дело рвал швартовы. На морозе леденели руки. Моряки трудилась по пояс в воде, которая продолжала поступать. Был затоплен грузовой трюм, вода появилась в каютах. Но моряки, не считаясь с усталостью, быстро вводили в действие переброшенные на пароход мотопомпы. Мотористы Петров и Валевский начали откачивать воду из помещений.
Трудности возникали одна за другой. В затопленных отсеках парохода плавали сено, мусор. Они забивали сетки шлангов, и мотопомпы работали вхолостую. Тогда по примеру инженер–капитан-лейтенанта Сюсюры матросы и старшины шли в ледяную воду и очищали сетки. Старшина 2 статьи Бородин, старший матрос Капустин, матрос Казначеев действовали четко и хладнокровно. Промокшие до нитки военные моряки всё время находились на самых опасных участках, помогали экипажу «Ильи Репина» бороться с водой.
Чтобы ускорить откачку воды, военные моряки вооружили дополнительно паровой аварийно-спасательный насос. Пока шла откачка воды, водолазы мичман Дряхлов и старшина 2 статьи Дашин спустились за борт и начали обследовать корпус парохода, чтобы установить места пробоин.
Ночью разыгрался шторм. Стоять у борта парохода стало опасно. Оставив на пароходе аварийную партию, спасательное судно отошло, а утром следующего дня моряки обоих судов начали заделывать пробоины. Двое суток работали они в ледяной воде и с честью выполнили трудную задачу.
Выполняя сложную и ответственную операцию, военные моряки еще раз продемонстрировали свое высокое воинское мастерство, мужество и стойкость. Как всегда, умело и хладнокровно руководил действиями подчиненных командир спасательного судна Василий Александрович Трифонов. Отличившиеся при спасении парохода «Илья Репин» офицеры Трифонов, Басаргин, Сюсюра, старшина 2 статьи Бородин, мотористы Петров, Валевский и другие награждены.
Корр. «Советского Флота».

«Небольшое спасательное судно» под командованием капитана 3-го ранга В.А. Трифонова, оказавшее в море помощь пароходу «Илья Репин», называлось «Вайгач».
На СС «Вайгач» 441-го Отдельного дивизиона аварийно-спасательной службы Северного флота будущий писатель служил с ноября 1952 года по июнь 1953 год, и всегда с теплотой вспоминал своих товарищей.

Грузопассажирский пароход «Илья Репин» был спущен на воду в 1927 году на судоверфи «Stettiner Oberwerke AG» в Штеттине (Германия) под именем «Rugard». Водоизмещение – 2150 тонн, длина – 77 метров, ширина – 10,9 метров, осадка – 4 метра, скорость – 15 узлов. Пароход имел две паровые машины общей мощностью 1900 л/с, пассажировместимость – 185 мест, грузовместимость – 40 тонн, экипаж – 56 человек (14 человек – командный состав).
С 1950 году «Илья Репин» был переведён на баланс Мурманского морского пароходства и работал на скорой линии Мурманск–Архангельск–Мурманск, делал по 22 захода в портопункты побережья Баренцева и Белого морей. В зимнее время пароход работал на линии Мурманск–Йоканьга–Мурманск. Пароход выполнял рейсы в Линахамари и Озерко. Перевозил рыбаков, военных моряков и пограничников. За 18 лет эксплуатации в ММП п/х «Илья Репин» перевёз более 440 000 пассажиров, более 35 000 тонн народно-хозяйственных грузов, прошёл более 400 000 миль. За последние 10 лет эксплуатации моряки «Ильи Репина» сэкономили более 750 000 рублей по статьям расхода.
Данной информацией поделился с нами известный капитан дальнего плавания ММП Вячеслав Васильевич Кисляков.

«В июле 1966 года с группой курсантов Ленинградского мореходного училища (ЛМУ) я прибыл в Мурманск для прохождения годичной плавательной практики на судах пароходства, – вспоминает В.В. Кисляков. – Меня и ещё двух курсантов третьего курса Валентина Кустова и Василия Дмитрова направили на знаменитый по всему Северу пароход “Илья Репин”, который уже тогда называли “Дедушкой пассажирского флота”. А после окончания ЛМУ в марте 1968 года я вновь пришёл на это же судно, но уже в должности третьего штурмана, и работал на пароходе до передачи его и перегона по рекам в город Днепропетровск, где ему была уготовлена участь развесёлого плавучего ресторана…
…До войны “Rugard” работал на линиях Балтийского и Северного морей, совершая рейсы на расстояния до 1000 морских миль, перевозя пассажиров и грузы для Германии. Судно отличалось своим мощным клепанным корпусом из знаменитой крупповской стали и безотказностью работы паровой машины. Но прежде всего его узнавали в портах Германии по знаменитой трубе и мощному паровому тифону, звук которого был слышан на многие морские мили. К 1939 году Германия располагала крупным торговым и пассажирским флотом.

Rugard. 1939 г.

«Rugard». 1939 год.

Начало Второй мировой войны не стало неожиданностью для немецких судоходных компаний. Капитаны судов имели секретные инструкции на случай “чрезвычайных обстоятельств”. Практически все пассажирские суда в начале войны были возвращены в порты Германии, где их быстро переоборудовали под базы подводных лодок, плавучие казармы, госпитали, мастерские, а затем рассредоточили по разным портам: Киль, Гамбург, Данциг, Готенфаген, Штеттин, Бременхафен, Фленсбург и другим. По существу, большинство пассажирских судов Германии отстаивались в гаванях, не принимая участия в операциях на морских театрах войны. Пароход “Rugard” во время войны использовался как по назначению, так и в качестве госпитального судна, он считался и личной яхтой Германа Геринга, рейхсфюрера гитлеровской Германии.
Война, как известно, закончилась победой антигитлеровской коалиции над фашистской Германией. Судьба германского флота решалась на Потсдамской конференции трех держав в конце июля – начале августа 1945 года, где были определены принципы распределения германского флота среди союзников. Часть германских пассажирских судов перешла под советский флаг.
Пароход “Rugard” в счет репараций был также передан СССР. После передачи судно прошло переоборудование, и было названо именем великого русского художника – “Илья Репин”, а затем отправлено в порт Ленинград.
26 июня 1945 года вышло постановление СНК СССР о реорганизации Гидрографического института в Высшее арктическое морское училище Главсевморпути (ВАМУ). Все студенты Гидрографического института, учившиеся в то время, стали курсантами ВАМУ. Для обеспечения практики курсантов училищу были переданы пассажирский пароход “Илья Репин” и две парусно-моторные шхуны ледового класса – “Профессор Визе” и “Академик Шокальский”. В дальнейшем ВАМУ было преобразовано в ЛВИМУ им. адмирала С.О.Макарова.

А.И. Русаков. Пароход Илья Репин на Неве. 1947 г.

А.И. Русаков (1898–1952). «Пароход “Илья Репин” на Неве».
Холст, масло. 1947 год. Из частного собрания. 

Вот что вспоминает о пароходе “Илья Репин” капитан ММП Семён Лазаревич Либеров: «Тогда в 45-м в арктическом училище не было общежития. Все курсанты жили в громадном куполообразном здании бывшего Гидрографического института на Заневском проспекте. Вначале – в актовом зале, позже – под самым куполом. Но там надо было размещать лаборатории, и кому-то пришла в голову гениальная идея поселить курсантов на пассажирском пароходе “Илья Репин”. Он стоял у причала не далеко от 16-й линии Васильевского острова. Судно было вполне комфортабельным: каюты трех классов, музыкальный салон, прекрасный ресторан. Он казался курсантам просто раем…»
Но не долго длился рай для курсантов. На Севере в Мурманске надо было налаживать пассажирские перевозки вдоль побережья Баренцева и Белого морей. Так пароход получил свою новую прописку – порт Мурманск, Мурманское морское пароходство.

ПХ Илья Репин

«Илья Репин».

Более 18 лет судно обслуживало побережье Белого и Баренцева морей. На линиях Мурманск – Архангельск, Мурманск – Йоканьга, Мурманск – Озерко, и других были перевезены сотни тысяч пассажиров и тысячи тонн груза. Сотни жителей побережья каждый раз с нетерпением ожидали, когда же на горизонте появится знаменитая труба “Ильи Репина” или зазвучит его гудок. Судовое сообщение было единственным видом связи с материком. Пароход всегда ждали с любовью и нетерпением.

Илья Репин. Западный Кильдин. 1962-1963 гг.

Пароход «Илья Репин».
Западный Кильдин. 1962–1963 гг.

Когда 5 октября 1968 года “Дедушка пассажирского флота”, последний из могикан парового флота, славный труженик Советского Заполярья, уходил из Мурманска в свой последний рейс, капитан порта Юрий Львович Попов лично сообщил на все суда, стоявшие в порту и на рейде, что пароход “Илья Репин” уходит из родного порта навсегда. Это были незабываемые минуты. Как только были отданы последние швартовы, началось что-то невообразимое. Сначала начали гудеть судовыми тифонами и свистками катера АСПТР, буксиры, портовый флот и суда ВМФ, стоявшие у морского вокзала. Затем мощно заревели ледоколы и суда, поставленные на СРЗ, к ним подключились все суда, стоявшие в порту и на рейде, а по мере движения судна по заливу к этому реву судовых тифонов и свистков подключились гудки паровозов и клаксоны автомобилей. 
На душе творилось что-то необычайное. Помимо воли на глаза наворачивались слезы и мурашки бежали по телу. Я стоял на мостике и видел, как катились слезы у морских волков – капитанов Николая Павловича Показанова и Василия Ивановича Игауна, которые провожали любимое судно в его последний рейс. И в этих гудках судов, паровозов и машин была выражена человеческая любовь и уважение к знаменитому труженику – пароходу “Илья Репин”. С судьбой судна напрямую были связаны тысячи человеческих судеб. Пароход был кузницей кадров. На нём прошли обучение и повысили квалификацию более 400 моряков. Из экипажа п/х “Илья Репин” вышли и в последующие годы работали двадцать один капитан дальнего плавания, из них один – Герой Социалистического Труда, четыре партийных работника, три капитана наставника, два заместителя начальника пароходства и Министерства морского флота.
Сотни членов экипажа и тысячи людей с побережья с благодарностью вспоминают ту неповторимую атмосферу, которая существовала на славном и легендарном судне. Память о “Дедушке пассажирского флота” и тех временах осталась в экспонатах и фотографиях, которые хранятся в музее Мурманского морского пароходства. А для меня пароход “Илья Репин” прежде всего напрямую ассоциируется с его славным экипажем, а также с моими первыми капитанами – Николаем Павловичем Показановым и Василием Ивановичем Игауном, прекрасными людьми и непревзойденными моряками-профессионалами, давшими многим судоводителям, в том числе и мне, путевку в большую капитанскую жизнь».

К сожалению, новой информации о В.А. Трифонове пока найти не удалось, как и об офицере Басаргине, фамилию которого Виктор Конецкий присвоил главному герою повести «Кто смотрит на облака».

О судьбе инженер–капитан-лейтенанта Всеволода Сюсюры рассказал его сын Олег Всеволодович:

«Мой отец, Всеволод Ильич Сюсюра, родился 25 января 1926 года в селе Николаевка на Азовском море. Его отец, сельский учитель Илья Филимонович, был репрессирован в 1930-е годы, и лишь в 1940-е годы, предположительно, был выпущен из лагеря в Казахстане по причине болезни, которая тогда считалась неизлечимой.
Мой отец и его старший брат Ростислав воспитывались в специальном детдоме для детей репрессированных на Урале. Отец рассказывал, что вместе с ним там были дети репрессированных маршалов Якира и Тухачевского, но им по прибытии в детдом меняли имена и фамилии. Ростислав, по рассказам отца, сумел бежать, найти части кубанского казачества генерала Павлова, и присоединиться к землякам на фронте. Он был принят в комсомол, воевал пулемётчиком в пулемётно-артиллерийском полку, и погиб летом 1944 года при освобождении Белоруссии. Похоронен в братской могиле в Брестском районе, близ деревни Павлово.
Отец по окончании десятилетки в детдоме приехал в Ленинград и поступил в Военно-механический институт. Сразу сесть за парту не пришлось, поскольку первокурсники были заняты восстановлением здания института после бомбёжек и блокады. Затем вышел указ Сталина о том, что студенты должны идти в армию или в военные училища, и отец перенёс свои нехитрые пожитки в здание Адмиралтейства – в Высшее военно-морское инженерное училище имени Ф.Э. Дзержинского. На первом курсе в 1945 году он прошёл практику на паруснике “Крузенштерн”.
По окончании училища в звании инженер-лейтенанта отец был направлен на Северный флот, где служил на спасательном судне “Вайгач”. Позднее стал на судне командиром БЧ-5. Одновременно он возглавлял все работы водолазной команды судна.
В 1954 году Всеволод Ильич женился на выпускнице Герценовского педагогического института, учительнице географии Нине Мартыновне Винча. Потом родился я, а в 1956 году – мой брат Михаил.
В начале 1950-х годов отец участвовал в возведении объектов нового ядерного полигона на Новой Земле. Водолазные работы выполняли его подчинённые. Точнее год не знаю.


В.И. Сюсюра на Новой Земле

В.И. Сюсюра (в центре) на Новой земле. 1950-е годы.
Фотография из личного архива О.В. Сюсюры
(г. Мурманск).

О том, что Виктор Конецкий и отец служили вместе, я узнал от него, когда отец увидел у меня в руках книгу “Среди мифов и рифов”. Позднее, году или в 1972-м или в 1973-м Виктор Викторович был у нас в гостях, и тогда я мельком познакомился с “дядей Витей”, как рекомендовал мне его отец. Это было потрясение – я в первый раз пожал руку настоящему писателю, тем более, одному из своих любимых сочинителей.
Кстати, отец часто вспоминал, что боцман Росомаха в повести “Путь к причалу” – реальный персонаж, он служил на “Вайгаче”.
С тех пор я внимательно следил за творчеством Виктора Конецкого.
А отец в 1950-е годы, после серьёзного повреждения здоровья в ходе одной из спасательных операций, был списан на берег, и до 1975 года преподавал на военной кафедре Мурманского высшего инженерного морского училища. Затем он продолжил уже гражданскую работу в Мурманском обкоме ДОСААФ.
У отца есть медаль За боевые заслуги, но за что именно она была ему вручена, не знаю, возможно,  за спасение “Ильи Репина”.
В.И. Сюсюра ушёл из жизни в 2002 году. Как кавалер боевой награды, похоронен на мемориальном участке городского кладбища Мурманска. В 2012 году рядом с ним положили и мою маму.
Отец при жизни неохотно рассказывал о службе. Про спасательную операцию, описанную в присланной мною заметке, он вообще никогда не вспоминал. Отец по жизни был очень, а порой, излишне, скромен»…

В. Конецкий. Баренцево море. У Рыбачьего

Виктор Конецкий. «Баренцево море. У Рыбачьего».
СС «Вайгач». Карандаш. 1952–1953 гг. 




Новости

Все новости

10.12.2019 новое

ВИКТОР КОНЕЦКИЙ. «В МОРЯХ ТВОЯ ДОРОГА»

26.11.2019 новое

КНИЖНОЙ ЛАВКЕ ПИСАТЕЛЕЙ – 85

22.11.2019 новое

«СУДЬБА РУССКОЙ ЭСКАДРЫ: КОРАБЛИ И ЛЮДИ»


Архив новостей 2002-2012
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru