Библиотека Виктора Конецкого

«Самое загадочное для менясущество - человек нечитающий»

13.06.2019

ПОВОРОТЫ СУДЬБЫ

ОЛЕГ ХИМАНЫЧ
ВЫШЛИ В МОРЕ ТРИ ТВОРЦА… 

Как однажды оказались в городе на Двине два советских писателя и поэт – не поморы, 
но точно – причастные к Северу даровитости

Год 1963-й. Север, Архангельск, лето – разгар навигации. Старинный город-порт в те времена без устали провожал корабли в Арктику. На одном из них – зверобойной шхуне «Моряна» в Карское море уходили два молодых московских литератора – Юрий Казаков и Евгений Евтушенко. А всего в нескольких километрах от их «Моряны», стоявшей у причала «холодильника», выше по течению Двины у острова Краснофлотский ждал приказа поднять якоря и отправиться на Севморпуть перегонный караван судов знаменитой Наяновской экспедиции. В её большом и разношёрстном составе готовилась к рейсу и «самоходка» штурмана Виктора Конецкого – начинающего морского писателя, ленинградца. И, между прочим, для него это были не первая остановка и пребывание в областном городе на Северной Двине. Хотя при этом Конецкий ещё не завязал личного знакомства ни с Казаковым, ни с Евтушенко…

ЮРИЙ КАЗАКОВ (1927 – 1982)

Юрий Павлович Казаков сегодня известен, не только как мастер русской словесности, но и как заядлый путешественник, странник, обошедший берега Белого моря – Летний, Конушинский, Абрамовский, Зимний…
Юрий Казаков родился в Москве в семье рабочего. С детства, мечтая стать музыкантом, он окончил музыкальное училище имени Гнесиных по классу контрабаса, был принят в состав профессионального оркестра, но вскоре увлёкся литературным творчеством и поступил в Литературный институт имени Горького. Окончив его, в 1958-м, он со временем стал выдающимся мастером русского рассказа, автором удивительно музыкальных, точных по словесному рисунку и неповторимых по описаниям природы произведений. В одном из своих писем он писал: «Задумал я не более, не менее, как возродить и оживить жанр русского рассказа». Сегодня же мы в праве говорить, что Юрий Казаков справился с этой нелегкой задачей.

Юрий Казаков

Особое отношение было у Юрия Казакова к русскому Северу. Уже ранние рассказы его говорили о любви к нашему краю, о прекрасном знании поморов, их быта, языка. Примечательно, что и первый сборник рассказов Казакова «Манька» вышел в свет в 1958 году в Архангельске.
И город на Северной Двине никто до сих пор не описал лучше, чем Юрий Павлович. Именно он из всех литераторов понял и открыл, что у Архангельска есть не только своё лицо, но и душа…
«Можно свернуть с улицы Павлина Виноградова, пойти по любому переулку и через двести метров очутиться как бы в глубокой провинции и в прошлом веке. Деревянные тротуары, между досок лезет трава, возле ступенек крылец цветут одуванчики, заборы заваливаются внутрь и наружу. Дома – одноэтажные и двухэтажные, с высокими крышами, с наружными лестницами, напоминающими трапы; и в этих домах, в их фигурных башенках со шпилями, с петушками в их антресолях, в маленьких окошечках есть что-то милое, давно забытое, чуть ли не голландское. А во дворах трава и колодцы, и старые ивы, и мостки, и сараи… Можно сидеть в белую ночь на таком дворике под ивой за врытым в землю старым столом, пить чай из самовара, лениво брать из вазочки прозрачный мёд, вздыхать, покуривать – и о внешней шумной жизни напоминать вам будет разве что гудки пароходов на реке да звук садящихся и взлетающих за Двиной самолётов»…
В 1961 году вышла книга очерков Юрия Казакова «Северный дневник», которая с годами пополнялась всё новыми историями путешествий писателя, героями которых были моряки и рыбаки нашей области. Жадный до впечатлений горожанин, москвич Юрий Казаков с интересом глядел на людей, живущих почти на окраине России: кто они – люди, живущие здесь – не знавшие крепостничества, но «стоящие на первичной стадии добывания хлеба насущного в поте лица своего», и насколько они свободны? И сам же отвечал: если и зависимы, то лишь от природы – «Они и море, больше нет никого». А, сравнивая их жизнь с городской, состоящей из толкотни, суеты и бесчисленных мелочных проблем, он снова задумывался: «Может быть, жизнь этих людей как раз и есть наиболее здоровая и общественно-полезная жизнь»?!
Моему старому знакомцу – знаменитому архангельскому капитану Юрию Дмитриевичу Жукову довелось познакомиться с Казаковым во время рейса на каботажном пароходе «Юшар». Он впоследствии рассказывал: «Простой в общении, Юрий Павлович любил прислушиваться, расспрашивать. По-моему у него был какой-то двойной слух»… Не потому ли в рассказах Казакова отсутствуют даже малейшие неточности и нет ни единой лишней фразы?!
А годом раньше, в 1963-м Казаков предпринял очередную поездку на Север. Причём в этот раз он взял с собой в поездку поэта Евгения Евтушенко, который впоследствии признал, что этой «творческой командировкой» в Архангельск и в Карское море, Юрий Павлович спас его от ожидаемого гнева партийных чиновников из ЦК.

ЕВГЕНИЙ ЕВТУШЕНКО (1932 – 2017)

Евгений Александрович Евтушенко – один из выдающихся советских поэтов прошлого века, драматург, публицист и кинорежиссёр родился в семье Александра Гангнуса (по происхождению – прибалтийского немца) и Зинаиды Евтушенко (В 1944 году, по возвращении из эвакуации со станции Зима в Москву, мать поэта поменяла фамилию сына на свою девичью. – Прим. О. Х.).
Поэт Евтушенко начал печататься в 1949 году с 1952 по 1957 год учился в Литературном институте имени Горького, но был исключён за «дисциплинарные взыскания». Тем не менее, в 1952 году выходит его первая книга стихов «Разведчики грядущего», которую впоследствии автор оценил как юношескую и незрелую. В 1952 году Евтушенко стал самым молодым членом Союза писателей СССР. В период с 1950-х по 1980-е годы, во времена «по­этического бума» наряду с Беллой Ахмадулиной, Андреем Вознесенским, Булатом Окуджавой, Робертом Рождественским он приобретает особую популярность в числе литераторов так называемой «хрущёвской оттепели».
Произведения Евгения Евтушенко в тот и последующий периоды отличала не только широкая гамма настроений и жанровое разнообразие. Поэт, который стремительно набирал популярность, иногда высказывал не только патриотические, но с точки зрения властных чиновников, «диссидентские мысли», за что подвергался критике и обструкции. В упомянутое путешествие на Север, в край белых ночей с Юрием Казаковым Евгений Евтушенко, напомним, отправился как раз в один из периодов, когда ему грозило разбирательство с «партийными идеологами» по поводу напечатанной в марте 1963 года в Париже его «Автобиографии»…

Евгений Евтушенко

А в предисловии к своему северному циклу стихов Евгений Евтушенко написал: «Минувший творческий год был для меня годом серьёзных раздумий об ответственности писателя перед народом. А раздумья в четырёх стенах не всегда плодотворны… И снова с Юрием Казаковым мы приехали к вам и вышли в море на зверобойной шхуне «Моряна» и пробыли там около двадцати дней. Мы оба счастливы, что познакомились с такими удивительными людьми, как зверобои Севера, и постараемся в меру наших сил отразить их труд в своих произведениях: я – в стихах, а Юра Казаков – в прозе».

ВИКТОР КОНЕЦКИЙ (1929 – 2002)

К слову, этот очерк я взялся писать в день, когда отмечалось 90-летие Виктора Викторовича – 6 июня 2019 года… Советский писатель-маринист, киносценарист, публицист родился в Ленинграде, в интеллигентной семье.
С 1964 года по восьмидесятые Виктор Конецкий совмещал литературную деятельность и штурманское ремесло в морском торговом флоте и прошёл здесь путь от четвёртого помощника капитана до капитана дальнего плавания.

Виктор Конецкий

Для меня же Виктор Викторович – особый, как принято говорить – знаковый автор. Начну с того, что Конецкий буквально ворвался в мою жизнь подростка сразу двумя фильмами – морской драмой «Путь к причалу» и комедией «Полосатый рейс». Сценарий того и другого принадлежит его перу (второй в соавторстве с Алексеем Каплером). О «Полосатом рейсе» много говорить не приходится – его на ура приняла вся страна, и если не ошибаюсь, смотрит с удовольствием до сих пор. История создания «Пути к причалу» сложнее. Может быть потому, что Конецкий и Данелия, участвуя в киноэкспедиции на ледокольном судне «Леваневский», долго время не могли найти той самой тональности повествования, которая в итоге сделала этот фильм предельно простым (без всякой «зауми», на которую падки сегодня режиссёры) и честным. Впоследствии, в плаваниях на Севморпути, в том числе и среди морских спасателей, я не однажды поражался, насколько точны многие служебные и бытовые эпизоды, контексты и даже юмор происходящего на экране… И ночная тишь небольшого арктического порта, и уже разросшийся к началу шестидесятых Мурманск, и сугубо внутренняя жизнь экипажа «Колы», замкнутого в стальном корпусе корабля, да и великолепное актёрское звено во главе с Борисом Андреевым в роли боцмана Росомахи – всё в картине «стреляет» без промаха!
И второе – у литератора Виктора Конецкого есть чему поучиться начинающим авторам – и краткости, и сжатому, но объёмному образу, и общедоступности специфического морского сленга. В этом плане мне, правда, более близки его ранние произведения, но это уже вопрос личных вкусов и пристрастий…

В ЗЕНИТЕ СЕВЕРНОГО ЛЕТА

Архангельск с его белыми ночами необычен, ярок и неповторим, а колдовское свечение, которые природа разливает за полярным кругом, ещё более светоносно, прозрачно и продолжительно, и способно вдохновить любого художника. Уж не потому ли из той, предшествующих и последующих «архангельских поездок» на Север все трое наших героев привозили знаменитые свои творения?!
У Евгения Евтушенко в цикле стихов появятся полное тонкой печали «Белые ночи в Архангельске», пронзительное «Зачем ты так?» и шутейная «Баллада о выпивке», которую, как помню, в восьмидесятых знал наизусть всякий уважающий себя полярник. По одной из версий, эти вещи поэт по настоянию архангельских газетчиков «отстучал» на пишущей машинке в номере старой гостиницы «Двина», когда его товарищи по плаванью на «Моряне», вернувшись из рейса, восседали за праздничным столом в местном ресторане… В евтушенковской антологии северной поэзии ещё увидят свет его знаменитые «По Печоре», «Катер связи», «Про Тыко Вылку»…
У Юрия Казакова с тех же пор и поныне станет непревзойдённым местными архангельскими литераторами «Северный дневник» – широкая и поэтичная энциклопедия русского Поморья, изложенная завораживающим слогом.
Морской арктический странник Виктор Конецкий, однажды выйдя из Архангельска на очередной речной «самоходке», у которой «борт всего в ноготь толщиной» и одолев Севморпуть, напишет одну из самых правдивых, чистых и щемящих своих повестей – «Завтрашние заботы».
К тому же впоследствии сама жизнь упомянутых литераторов, побывавших в 1963-м в Архангельске, не только выведет их на высоты советской литературы, но и крепко свяжет человеческими узами. Евтушенко станет одним из персонажей казаковских «Северных дневников» («Отход») и рассказа «Белуха». А Евгений Евтушенко посвятит Юрию Казакову своё знаменитое «Долгие крики». Виктор Конецкий много лет будет дружен с Юрием Казаковым, литературоведам и читателям затем достанется целое собрание их частной переписки. И всё тот же Юрий Казаков «пригласит» Виктора Конецкого в герои своего знаменитого автобиографического рассказа «Проклятый Север»…

* * *

Что бы ни говорили сегодня о якобы вольном духе поморов, об их не знавшей крепостного права вольнице, поморский Север, никогда не был щедр на литераторов высокого уровня. А потому и удивительно, как практически в одно и то же время сошлись в Архангельске три свободных художника – Юрий Казаков, Евгений Евтушенко и Виктор Конецкий – вовсе не поморы, но определённо – русские (советские) даровитости, оказавшиеся в одном месте и в одно время. Но по всему выходит, не случайно, не слепо, не просто так свела их судьба, а для того, чтобы создали они и каждый из них именно в широтах Русского Севера, в бескрайней Арктике яркие свои произведения.
Писатель, морской историк Олег Химаныч
Карское море – Северодвинск. 2019 год

О.Б. Химаныч

Автор Олег Борисович Химаныч у дома в Лопшеньге,
где останавливался Юрий Казаков. 




Новости

Все новости

17.11.2019 новое

ПОСЛЕДНИЙ ГАРДЕМАРИН БОРИС ЛОБАЧ-ЖУЧЕНКО

15.11.2019 новое

ПАМЯТИ В.Н. КУПЕЦКОГО

06.11.2019 новое

ПАМЯТИ Л.А. АННИНСКОГО


Архив новостей 2002-2012
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru