Библиотека Виктора Конецкого

«Самое загадочное для менясущество - человек нечитающий»

04.03.2020

ПРЕЗЕНТАЦИЯ КНИГ В РГО

2 марта 2020 года в канун Международного Дня писателя в Русском географическом обществе в рамках заседания Полярной комиссии состоялась презентация книг, изданных в конце 2019 года: Сергей Безбородов «На краю света», Владимир Блинов «Последний романтик» (капитан Ю.С.Кучиев), Виктор Конецкий «Избранное», Валентина Карепова «Капитан Людмила» (полярный капитан Л.А.Тибряева).
Заседание открыл зам. председателя Полярной комиссии, директор издательства «ГеоГраф» Сергей Юрьевич Лукьянов, ведущая заседания – ген. директор Морского литературно-художественного фонда имени Виктора Конецкого Т.В.Акулова-Конецкая.
Книги представили: гидрограф, писатель Алексей Николаевич Мягков; автор предисловий к книгам В.Конецкого и С.Безбородова историк литературы, сотрудник Российского института истории искусств Евгения Петровна Щеглова; специалист Музейно-выставочного центра технического и технологического освоения Арктики к.и.н. Павел Анатольевич Филин; руководитель издательской программы Музея истории ГУЛАГа и Фонда Памяти Светлана Пухова (Москва); создатель и многолетний директор Музея ММП Валентина Ивановна Карепова; полярный капитан Людмила Анатольевна Тибряева. В завершении встречи прозвучали стихи, посвящённые Виктору Конецкому, Людмиле Тибряевой, всем морякам-полярникам, поэтессы Дианы Радес.
Разговор о книгах сопровождали: видео-фильм «Наш Виктор Конецкий» (Морской литературно-художественный фонд имени Виктора Конецкого, автор фильма – Сергей Сахаров); презентация Издательской программы Музея истории ГУЛАГа и Фонда Памяти; фильм «В море капитаны» (режиссёр Наталья Ясницкая, 1986 год).
О книгах и участии в их подготовке к изданию мы рассказывали на страницах нашего сайта.
С.К. Безбородов (1903–1937) погиб в годы политических репрессий, тираж его первой большой книги «На краю света» о работе метеорологом на земле Франца-Иосифа в 1933–1934 гг. был практически весь уничтожен. Повесть «На краю света» вновь вернулась к читателю при поддержке Музея истории ГУЛАГа и Фонда Памяти.
Капитан Ю.С. Кучиев (1919–2005) всю свою жизнь отдал Мурманскому морскому пароходстве. Атомный ледокол «Арктика» капитана Кучиева первым в мире в надводном плавании достиг Северного полюса. Книга Владимира Блинова «Последний романтик» увидела свет к 100-летию со дня рождения Юрия Сергеевича Кучиева. Автор книги В.М.Блинов – известный историк атомного флота, сотрудник Музея «Ледокол “Ленин”» (Мурманск).
В большой том «Избранного» Виктора Конецкого вошли произведения писателя разных лет. В них – художественное отражение его работы в море, любимой им Арктики, Ленинграда-Петербурга, лица ушедшего XX века.
Книга В.И. Кареповой «Капитан Людмила» посвящена единственному арктическому капитану-женщине Людмиле Тибряевой.
В 1987 году Л.А. Тибряева впервые вышла в море капитаном на т/х «Тикси» Мурманского морского пароходства. К этой заветной цели она шла двадцать лет, пройдя путь от матроса без класса до помощника капитана. Ныне Людмила Анатольевна Тибряева возглавляет Санкт-Петербургское отделение Ассоциации капитанов ММП.

Презентация в РГО

В большом зале РГО.

П. Филин, С. Пухова, Е. Щеглова

П.А. Филин, Светлана Пухова и Е.П. Щеглова.

В. Стругацкий, С. Лукьянов, А. Мягков

Писатель-полярник В.И. Стругацкий (слева), С.Ю. Лукьянов и А.Н. Мягков.

Мурманчане

Капитан П.Е. Семёнов (слева), электромеханик Г.А. Незговоров,
В.И. Карепова, капитаны А.Ф. Загорский и Л.А. Тибряева,
гл. конструктор КГНУ В.И. Шлячков.

Диана Радес

Поэтесса Диана Радес.

Фото: Морской фонд имени Виктора Конецкого.

АЛЕКСЕЙ МЯГКОВ
ТВОРЧЕСТВО ЖИЗНИ

«Меня мучает, что в каждом человеке, быть может, убит Моцарт», – так устами своего героя говорил Антуан де Сент-Экзюпери – писатель-летчик.
Он и писатель-моряк Виктор Конецкий всегда стояли для меня рядом. Они схожи тем, что жили сразу в нескольких ипостасях. Кстати, Сент-Экзюпери тоже обладал художественным даром. Все знают его замечательные, трогательные иллюстрации к сказке о Маленьком принце. Когда Сент-Экзюпери печалился о том, что в человеке, возможно убит Моцарт, он говорил о нереализованности творческого начала. И я думаю, что и для Экзюпери и для Конецкого именно творческое начало во многом определяло ценность человека.
Загадка творчества неразрешима. Мы можем лишь приблизиться к пониманию этого феномена. Он предельно индивидуален. И у каждого проявляется по-своему и в свое время.
Я, как и большинство моряков, читал все книги Виктора Викторовича. Но когда вышло полное собрание, нашел в нем тексты набросок его ранних сочинений и поразился. Во-первых, поразился тому, что они сохранились (значит были важны для автора), а во-вторых поразился тому, что за этими мальчишескими текстами совершенно явственно был виден ПИСАТЕЛЬ.
Виктор Викторович писал, что самое трудное для него – придумать название. У него даже есть повествование в письмах, которое так и озаглавлено – «Опять название не придумывается». Но все-таки названия придумывались, и сейчас кажется, что они единственно возможные.
Самое мое любимое название – «КТО СМОТРИТ НА ОБЛАКА». На облака смотрят люди, способные даже в рутинной работе увидеть высший смысл, недоступный тем, кто смотрит лишь себе под ноги.

Виктор Конецкий

«Если считать искренность главным условием художественной глубины и ценности произведения искусства, то от художника требуется исповедь, требуется бестрепетное заглядывание в себя самого, в своё самое интимное нутро, в самый центр противоречий своих мыслей, в самое слабое место души».
Виктор Конецкий. «Среди мифов и рифов»

Часто приходится слышать, что талантливый человек талантлив во всем. Наверное, это применимо не ко всем, иначе не появилось бы пушкинское «Гений и злодейство – две вещи несовместные». А талант и злодейство? А творчество и злодейство? То есть подразумевает ли
талант, подразумевает ли творчество мораль и порядочность? И мы знаем, что далеко не всегда. Вспоминаются мне слова Беллы Ахмадулиной, не помню, написанные или сказанные о Викторе Конецком. Она сказала коротко: «Ни одного темного пятна в биографии». Такой отзыв еще нужно суметь заслужить. А всё потому, что Виктор Викторович был талантлив в дружбе и в совести. Это знали и ценили многие его замечательные современники. Это чувствовали его читатели.
Трудолюбие – от слова труд. Талант ведь не всегда реализуется в творчестве, а творчество без трудолюбия, без предельной требовательности к своей работе останется дилетантством.
Виктор Викторович говорил, что каждую страницу нужно переписать по крайне мере семь раз, иначе толку не будет.
С одной стороны творчество всегда эгоистично, поскольку доставляет радость творцу. Но у профессионалов путь к этой радости лежит через мучительное преодоление несовершенства, у писателей через преодоление ограниченности языка. Но если эта ограниченность преодолена, то радость творца обращается радостью людей, радостью ожидаемого ответа.
Виктор Викторович был счастлив тем, что его работа всегда получала отклик. И всякий, кто знал его, читал, видел его в морской работе, любовался его живописью должен быть благодарен судьбе за то, что в его жизни было такое счастливое и длящееся явление как Виктор Викторович Конецкий.
Март 2020 года 




Новости

Все новости

28.03.2024 новое

«”КАК МОРСКАЯ СОЛЬ В КРОВИ…”. ПУШКИН В ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ ВИКТОРА КОНЕЦКОГО»

23.03.2024 новое

СКОРБИМ

19.03.2024 новое

ПАМЯТИ О. ВЛАДИМИРА (РЫБАКОВА)


Архив новостей 2002-2012
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru