Библиотека Виктора Конецкого

«Самое загадочное для менясущество - человек нечитающий»

24.08.2020

К 90-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ГЕОРГИЯ ДАНЕЛИИ

Г.Н. Данелия

ГЕОРГИЙ ДАНЕЛИЯ
25 августа 1930 – 4 апреля 2019

25 августа 2020 года исполняется 90 лет со дня рождения кинорежиссёра, художника, писателя и мемуариста Георгия Николаевича Данелии.
«Кто такой Данелия? Во-первых, это талантливый и самобытный художник, всегда разный и неожиданный даже для тех, кто его хорошо знает. И во-вторых, – это просто добрый человек: и талант его добр и фильмы его добры», – писал о Георгии Николаевиче актёр Евгений Павлович Леонов.
Первый же полнометражный фильм Георгия Данелии по повести Веры Пановой – «Серёжа» (1960), снятый им в соавторстве с Игорем Таланкиным, принёс успех. Последующие его работы – психологическая драма по рассказу Виктора Конецкого «Путь к причалу» (1962), комедия «Я шагаю по Москве» (1963), «написанная акварелью, светлыми и прозрачными красками», и комедия «Тридцать три» (1965), «весёлое зрелище, одетое в строгий, чопорный костюм памфлетного покроя», по замечанию Эмиля Лотяну, подтвердили факт прихода в отечественный кинематограф настоящего профессионала.
А трагикомедия по мотивам романа французского писателя Клода Тилье «Мой дядюшка Бенжамен» – «Не горюй» (1968) – принесла её создателю и мировую известность. В этом фильме Георгия Данелии, по точному замечанию Сергея Бондарчука, «понятия “национальное” и “интернациональное” обрели своё органичнейшее единство. И произошло это потому, что Данелия – настоящий художник и большой мастер».
Фильмы Георгия Данелии «Афоня» (1975), «Мимино» (1977), «Осенний марафон» (1979), «Кин-дза-дза!» (1986) давно вошли в золотой фонд отечественного кинематографа.
«В фильмах Данелии много смеха. Его вызывает порой крохотная, но очень точно подмеченная деталь, – считает Резо Габриадзе. – Смех у Данелии – это всегда мысль, и грусть, и поэзия. Его смех порой лёгкий, порой горький, но никогда он не бывает злым».
К 90-летию со дня рождения режиссёра Г.Н. Данелии на «Мосфильме» уже открыта выставка, посвящённая самым известным киноработам мастера. 25 октября в Концертном зале имени П.И. Чайковского состоится концерт «Музыкальный мир Георгия Данелии», посвящённый 90-летию со дня рождения великого режиссёра. В концерте примут участие Российский государственный симфонический оркестр кинематографии (дирижёр и солист Сергей Скрипка), артисты театра и кино, прозвучит музыка Бориса Чайковского, Моисея Вайнберга, Андрея Петрова, Гии Канчели, музыка к фильмам Георгия Данелия: «Серёжа», «Путь к причалу», «Я шагаю по Москве», «Тридцать три», «Не горюй!», «Мимино», «Афоня», «Осенний марафон», «Слёзы капали», «Кин-дза-дза», «Паспорт», «Настя».
…У Данелии «дар к музыке, – писал драматург Александр Володин. – …Он рисует. Рисунки его потешные, гротескные, грустные. У него дар к работе с актёрами… У него дар к смешному. Любую сцену будущего фильма он мысленно любит тут же довести до комического абсурда. Считается, что он комедиограф. Тогда как на самом-то деле он – грустный человек… У него лицо сильного, жёсткого человека. Он и есть сильный и жёсткий человек. У него одна лишь ахиллесова пята: он добр до сентиментальности…»
Многих из тех, кем дорожил Г.Н. Данелия, кто говорил о нём справедливые слова, приведённые нами сегодня, уже нет на земле. Но вспомним слова самого режиссёра из его книги «Безбилетный пассажир»:
«Набоков писал, что жизнь – только щель слабого света между двумя идеально чёрными вечностями. А мне кажется, жизнь – полустанок: ехал в поезде, сошёл на полустанке, потом поедешь дальше. Только пока ты на полустанке, ты не помнишь предыдущего пути и не знаешь, что будет потом. А там, в поезде, ты снова встретишь тех, кого хочешь встретить... Мне повезло, я хочу встретить многих».
И хочется думать, что земная жизнь Георгия Николаевича Данелии – это лишь «конец первой серии».
Татьяна Акулова-Конецкая

Г. Данелия. Боцман

«Боцман». Рисунок Георгия Данелии.

Читать: Виктор Конецкий. «Сценаристы и режиссеры в море»

Из кф. Путь к причалу

«…главное достижение режиссёра – в работе с актёрами, в умении любовно и тонко рисовать человеческие характеры. Здесь Данелия показал созревшее мастерство» 
(О фильме «Путь к причалу»: Юренев Р. Человеческое // Георгий Данелия. – 
Москва : Искусство, 1982). 




Новости

Все новости

20.09.2020 новое

«ПОСЛЕДНИЙ АДРЕС»

17.09.2020 новое

«РЕКВИЕМ НАД ЛАДОГОЙ»

07.09.2020 новое

ПАМЯТЬ НА ВЕКА


Архив новостей 2002-2012
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru