07.09.2020
ПАМЯТЬ НА ВЕКА
8 сентября 1941 года – ДЕНЬ НАЧАЛА БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА
В 2019 году в Омске увидел свет роман нашего друга ТАТЬЯНЫ ПЯТОВОЙ «БЛОКАДНАЯ КУПЕЛЬ». Основной темой повествования стал Ленинград, показанный автором через призму повседневной истории его жителей в страшные годы войны.
Книга, изданная Татьяной Александровной Пятовой, известным культорологом и лингвистом, не избежала добрых откликов читателей. Среди тех, кто откликнулся на выход книги, и Морской литературно-художественный фонд имени Виктора Конецкого. Т.А. Пятова в своей книге цитирует писателя-моряка, и признаётся, что ей при подготовке книги «неоценимую помощь оказали светлые и достоверные произведения» Виктора Конецкого: «Творческое наследие создателя искрящейся прозы, в которой правда жизни не теряет гуманизма, помогли мне как в создании военных эпизодов, так и в осмыслении удивительного ленинградского характера – стойкого и нежного».
Замечательный отклик на книгу «Блокадная купель» прислал известный океанолог, учёный-геофизик, поэт и мемуарист – Александр Городницкий.
Александр Моисеевич Городницкий, как и В.В. Конецкий, пережил в родном городе самую страшную блокадную зиму 1941–1942 гг., и был вывезен в эвакуацию в Омск в апреле 1942-го по Дороге Жизни. О том времени его стихи:
Водитель, который меня через Ладогу вёз,
Его разглядеть не сумел я, из кузова глядя.
Он был неприметен, как сотни других в Ленинграде, –
Ушанка да ватник, что намертво к телу прирос.
Водитель, который меня через Ладогу вёз,
С другими детьми, истощавшими за зиму эту.
На память о нём ни одной не осталось приметы.
Высок или нет он, курчав или светловолос.
Связать не могу я обрывки из тех кинолент,
Что в память вместило моё восьмилетнее сердце:
Лишённый тепла, на ветру задубевший брезент,
Трёхтонки поношенной настежь раскрытая дверца.
Глухими ударами била в колёса вода,
Гремели разрывы, калеча усталые уши.
Вращая баранку, он правил упорно туда,
Где старая церковь белела на краешке суши.
Он в братской могиле лежит, заметённой пургой,
В других растворив своей жизни недолгий остаток.
Ему говорю я: «Спасибо тебе, дорогой,
За то, что вчера разменял я девятый десяток».
Сдержать не могу я непрошеных старческих слёз,
Лишь только заслышу весенние трели капели,
Водитель, который меня через Ладогу вёз,
Чтоб долгую жизнь подарить мне в далёком апреле.
Т.А. Пятова поделилась с нами откликом на книгу «Блокадная купель» А.М. Городницкого – он важен и для нас. Никто не забыт, ничто не забыто.
Татьяна Акулова-Конецкая
АЛЕКСАНДР ГОРОДНИЦКИЙ
ОДИССЕЯ БЛОКАДНЫХ СУДЕБ
Трагической и героической эпопее ленинградской блокады посвящено немало книг документальной и художественной прозы. И это неслучайно. Блокада Ленинграда – одна из величайших гуманитарных трагедий уходящего в прошлое Двадцатого века. Человеческая история не знает другого примера, чтобы огромный народ, окружённый врагами, мог выстоять в невыносимых условиях жесточайшей осады, голода и холода, под постоянными бомбёжками и артобстрелом. В наше время понятие «блокада» уже утратило свой военный смысл и стало нарицательным, превратившись в символ горя, ужаса и немыслимых страданий, выпавших на долю жителей города на Неве, одновременно став памятником их мужеству и стойкости. 872 суток продолжалась блокада, которая унесла жизни более миллиона ленинградцев, причём большая часть погибших приходится на гражданское население. Жертв было бы ещё больше, если бы 18 января 1943 года советским войскам не удалось прорвать оборону врага и разорвать кольцо окружения.
Книга Татьяны Пятовой «Блокадная купель» занимает среди других книг, посвящённых этой нелёгкой теме, особое место. Мне, старому человеку, пережившему в детстве первый тяжелейший год блокады, и вывезенному в апреле 1942 года, вместе с другими ленинградскими детьми по ладожской ледовой трассе в эвакуацию в Омск, трудно было читать эту книгу без слёз. Её автору Татьяне Пятовой удалось удивительным образом связать документальные свидетельства отдельных людей с их бесстрастными и жесточайшими фактами о войне и блокаде, и литературную ткань повествования. Эта связь создаёт абсолютную достоверность книги, которую, раз открыв, уже не закроешь, пока не прочтёшь до конца. И дело не только в захватывающем сюжете, а ещё и в безжалостном, правдивом описании нечеловеческого быта военных лет на фронте и в тылу, в котором людям трудно было оставаться людьми и сберечь свои духовные ценности. А они ещё не только выжили и остались людьми, но одержали победу над фашистскими нелюдями, за которую было много заплачено. А, когда стоишь на Пискарёвке, то понимаешь, что даже слишком много.
Т.А. Пятова. «Не смотри…»
Графика. 2019 год.
Повествование это, основой которого явилась драматическая и героическая биография её родителей, охватывает целую историческую эпоху, – от трудной поры тридцатых годов с голодным бытом детских домов, через Отечественную и Японскую войны, до не менее трудного времени первых послевоенных лет. Но стержнем этого полудокументального романа является ленинградская блокада, Ленинград, защитниками которого были его герои. В немалой степени достоверности изложения сурового быта военных госпиталей и героизма врачей и медсестёр, спасавших раненых и больных, и погибавших от дистрофии ленинградских детей, помогла профессиональная подготовка Татьяны Пятовой, которая, наряду с гуманитарным, имела, оказывается, и среднее медицинское образование. Дополняют эту эпопею талантливые рисунки и стихи, свидетельствующие об энциклопедической одарённости автора. Интересны также личные комментарии автора, с оценкой описываемых событий.
Я считаю, что книгу эту, несущую горькую правду, о войне и блокаде, необходимо прочесть молодым людям следующих за нами поколений, наряду с книгами Виктора Некрасова, Василя Быкова, Василия Гроссмана. И не только у нас, но и за рубежом, и прежде всего в Европе, в частности, в Германии, где слишком быстро позабыли страшные уроки фашизма, и снова прорастают драконовы зубья неонацизма. Там детям в школах внушают псевдоисторическую ложь, что якобы победу во Второй Мировой войне одержали наши западные англо-американские союзники, открывшие второй фронт, когда исход войны был уже ясен, когда становой хребет гитлеровской Германии был уже сломан ценой жизней миллионов советских солдат и мирного населения, и, в первую очередь, ленинградцев.
В 2014 году, в 70-летний юбилей полного снятия блокады Ленинграда, много шума наделал опрос, проведённый телеканалом «Дождь», о том, что возможно следовало бы сдать город немцам и тем самым попытаться спасти миллионы оставшихся в нём мирных жителей. К моему великому удивлению, более 51% опрошенных высказались в пользу сдачи города, в основном это молодые люди. Меня шокировало, что в числе сторонников сдачи были такие уважаемые мною писатели, как Виктор Астафьев и Людмила Улицкая.
Объяснить эту бессмысленную дискуссию можно только полным незнанием фактов и невежеством сторонников сдачи, которая якобы сохранила бы мирное население, не говоря уже о моральной стороне вопроса.
Книга Татьяны Пятовой необходима сегодняшней молодёжи и детям, и в России, и за рубежом, чтобы трава забвения не вырастала на братских могилах погибших в войне с фашизмом.
2020 год
8 сентября, в день, когда блокадное кольцо сомкнулось вокруг Ленинграда на долгих 872 дня, в нашем городе пройдёт День памяти жертв Блокады Ленинграда. Блокадные чтения пройдут в Петербурге в третий раз. Петербуржцы могут прийти на любую площадку и прочитать имена своих погибших родственников или имена из списков, которые будут предоставлены им на месте.
В этот же день в д. Кобона Кировского района Ленинградской области будет открыт памятник «Неизвестному водителю», посвящённый всем водителям Дороги Жизни, спасшим более миллиона жизней ленинградцев в страшные дни блокады. Идея создания памятного знака принадлежит блокадникам, вывезенным по Дороге Жизни – Александру Моисеевичу Городницкому и Никите Владимировичу Благово, директору Музея истории школы Карла Мая.