Библиотека Виктора Конецкого

«Самое загадочное для менясущество - человек нечитающий»

22.10.2020

К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ И.А. БУНИНА

         «Вот я, – как бы один во всем мире, – в последний раз мысленно преклоняю колени на этой светлой от луны палубе. Словно нарочно разошлись облака, и радостно и мирно сияет лунный лик в высоте передо мной, а ниже, в светлой и прозрачной бездонности южного небосклона, тихо теплются алмазы Южного Креста. Спокойным и предвечным веселием веселится светлая ночь Твоя. – Как мне благодарить Тебя?»
Иван Бунин. «Воды многие»

И.А. Бунин

ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ БУНИН
22 (10 с. с.) октября 1870 – 8 ноября 1953

ПИСАТЕЛИ ОБ ИВАНЕ БУНИНЕ

«Я никогда не мог смотреть на Ивана Алексеевича, говорить с ним, слушать его без щемящего чувства, что надо бы на него наглядеться, надо бы его наслушаться, – именно потому, что это один из последних лучей какого-то чудного русского дня…».
Георгий Адамович
«Выньте Бунина из русской литературы, и она потускнеет, лишится радужного блеска и звёздного сияния его одинокой страннической души».
Максим Горький
«Мастерство Бунина для нашей литературы чрезвычайно важный пример – как нужно обращаться с русским языком, как нужно видеть предмет и пластически изображать его. Мы учимся у него мастерству слова, образности и реализму».
Алексей Толстой
«Бунина нельзя не любить и не ценить за его строгое мастерство, за дисциплину строки – ни одной полой или провисающей – каждая, как струна, – за труд, не оставляющий следов труда на его страницах…»
Александр Твардовский
«Проза Бунина не столько проза поэта, сколько проза художника – в ней чересчур много живописи».
Юрий Трифонов

«КОСЯСЬ НА ВОЛНЫ У РУЛЯ…»

Предлагаем вниманию читателей подборку избранных стихотворений Ивана Бунина. В этих поэтических наблюдениях поэта за морской стихией, бегущей волной, морской гладью – отражение его представлений об эстетической и философской картине мира.
Стихи Иван Бунин писал с раннего детства.
В 1889 году Бунин впервые увидел «край морской». Это был Крым – Ялта и Севастополь. Ивану Бунину было тогда всего девятнадцать лет; как начинающий литератор к тому времени он отчётливо проникся лишь пейзажами среднерусской полосы России – «с полем, с мужицкими избами».
Своё опьянение «от зыбко бегущей волны» Бунин выразил в стихах «В окошко из тёмной каюты…» (1896) и в «Северном море» (1897), уже сложившимся поэтом. В 1897-м вышла первая книга его рассказов – «На край света», затем – первый сборник стихов «Под открытым небом» (1898).
В 1898 году Бунин перебрался к морю – в Одессу, где сблизился с членами «Товарищества южноpусских художников».
Друг Бунина живописец П.А. Нилус утверждал, что художники нападали на Ивана Алексеевича «за неумение отличать оттенки цветов», и Бунин якобы из общения с ними «понял, что небо и море не только голубого цвета, что есть тёплые и холодные тона, что небо отражается не только на крышах и в воде, но облекает все предметы своим отражением, что луна бывает серебряной, и золотой, и красноватой, а ночное небо зеленоватым, и розоватым, и золотистым, и что солнце и луна насыщают светом испарений воздух, землю».
Море, возникающее в лирических пейзажах Бунина, для него – символ свободы, простора и света жизни.

Нет, не пейзаж влечёт меня,
Не кpаски я стpемлюсь подметить,
А то, что в этих кpасках светит,
Любовь и pадость бытия.

Свою картину морского вольного пространства Бунин создавал как хороший полифонист, всеми подвластными ему как мастеру мазками. Достаточно внимательно прочитать его стихи.
Весной 1907 года И.А. Бунин с женой В.Н. Муромцевой совершил путешествие на Восток – он увидел Египет, Сиpию, Палестину, что нашло отражение и в его стихах.
На страницах своих воспоминаний об А.П. Чехове Бунин передал разговор с Антоном Павловичем в Ялте (1909 г.), примечательный для нас:
«…Потом мы молча прошли набережную и сели в сквере на скамью.
– Любите вы море? – сказал я.
– Да, – ответил он. – Только уж очень оно пустынно.
– Это-то и хорошо, – сказал я.
– Не знаю, – ответил он, глядя куда-то вдаль и, очевидно, думая о чём-то своем. – По-моему, хорошо быть офицером, молодым студентом… Сидеть где-нибудь в людном месте, слушать весёлую музыку…
И, по своей манере, помолчал и без видимой связи прибавил:
– Очень трудно описывать море. Знаете, какое описание моря читал я недавно в одной ученической тетрадке? “Море было большое”. И только. По-моему, чудесно» (Бунин И.А. Чехов / В кн.: А.П. Чехов в воспоминаниях современников. М.; 1960. С. 513).
В 1909-м, памятном для Бунина году, он был избран академиком по разряду изящной словесности, став самым молодым академиком Российской академии.
В 1910 году он вновь отправился в путешествие – в Египет и на Цейлон. Тропический Цейлон стал самой отдалённой точкой бунинских восточных путешествий. Родились его стихи «Океан под ясною луной…» и «Индийский океан». И они всё о том же – о свободе, которое дарит человеку океан и благодарности Богу за созерцание красоты созданного Им безбрежного мира.
По пpизнанию И.А. Бунина, странствия в его жизни игpали «огpомную pоль». Во время путешествия на Цейлон он вёл дневник. Эпиграфом к своим записям Иван Алексеевич взял слова из «Псалтири»: «Господь над водами многими…»
Главы из дневника И.А. Бунин опубликовал под названием «Воды многие» уже в эмиграции в 1925–1926 годах.
Татьяна Акулова-Конецкая

КРАСКИ МОРЯ
                                                          * * *

В окошко из тёмной каюты
Я высунул голову. Ночь.
Кипящее чёрное море
Потопом уносится прочь.

Над морем – тупая громада
Стальной пароходной стеньг.
Торчу из неё и пьянею
От зыбко бегущей волны.

И всё забирает налево
Покатая к носу стена,
Хоть должен я верить, что прямо
Свой путь пролагает она.

Всё вкось чья-то сила уводит
Наш тёмный полуночный гроб,
Всё будто на нас, а всё мимо
Несётся кипящий потоп.

Одно только звёздное небо.
Один небосвод недвижим,
Спокойный и благостный, чуждый
Всему, что так мрачно под ним.
                                                           1896

          СЕВЕРНОЕ МОРЕ

Холодный ветер, резкий и упорный,
Кидает нас, и тяжело грести;
Но не могу я взоров отвести
От бурных волн, от их пучины чёрной.

Они кипят, бушуют и гудят,
В ухабах их, меж зыбкими горами,
Качают чайки острыми крылами
И с воплями над бездною скользят.

И ветер вторит диким завываньем
Их жалобным, но радостным стенаньям,
Потяжелее выбирает вал,

Напрягши грудь, на нём взметает пену
И бьёт его о каменную стену
Прибрежных мрачных скал.
                                                              1897


                В ЗАЛИВЕ

На мёртвый якорь кинули бакан,
И вот, среди кипящего залива,
Он прыгает и мечется тоскливо,
И звон его несётся сквозь туман.
Осенний мрак сгущается вдали,
Подходит ночь, – и по волнам тяжёлым
Ныряют и качаются за молом
Рыбацкие пустые корабли.
И мачты их средь тёмной высоты
Чертят туман всё шире и быстрее,
И плавают среди тумана реи,
Как чёрные могильные кресты.
                                                            1900


                     * * *


Высоко наш флаг трепещет,
Гордо вздулся парус полный,
Встал, огромный и косой;
А навстречу зыбью плещет,
И бегут – змеятся волны
Быстрой, гибкой полосой.

Изумруд горит, сверкая,
В ней, как в раковине тесной,
Медью светит на борта;

А кругом вода морская
Так тяжка и полновесна,
Точно ртутью налита.

Ходит зыбкими буграми,
Ходит мощно и упруго,
Высоко возносит челн –

И бегущими горами
Принимают друг от друга
Нас крутые гребни волн.
                                                      1901


      В ОТКРЫТОМ МОРЕ

В открытом море – только небо,
Вода да ветер. Тяжело
Идёт волна, и низко кренит
Фелюка серое крыло.
В открытом море ветер гонит
То свет, то тень – и в облака
Сквозит лазурь... А ты забыта,
Ты бесконечно далека!
Но волны, пенясь и качаясь,
Идут, бегут навстречу мне
И кто-то синими глазами
Глядит в мелькающей волне.
И что-то вольное, живое,
Как эта синяя вода,
Опять, опять напоминает
То, что забыто навсегда!
                                              1903–1905


                    * * *


Вдоль этих плоских знойных берегов
Лежат пески, торчат кусты дзарига.
И моря пышноцветное индиго
Равниною глядит из-за песков.

Нет даже чаек. Слабо проползает
Шуршащий краб. Желтеют кости рыб.
И берегов краснеющий изгиб
В лиловых полутонах исчезает.
                                                          1906–1907


                    НА РЕЙДЕ

Люблю сухой, горячий блеск червонца,
Когда его уронят с корабля
И он, скользнув лучистой каплей солнца,
Прорежет волны у руля.
Склонясь с бортов, с невольною улыбкой
Все смотрят вниз. А он уже исчез.
Вверх по корме струится глянец зыбкий
От волн, от солнца и небес.
Как жар горят червонной медью гайки
Под серебристым тентом корабля.
И плавают на снежных крыльях чайки,
Косясь на волны у руля.
                                                                          1907

                      
                  МЁРТВАЯ ЗЫБЬ

Как в гору, шли мы в зыбь, в слепящий блеск заката.
Холмилась и росла лиловая волна.
С холма на холм лилось оранжевое злато,
И глубь небес была прозрачно-зелена.

Дым из жерла трубы летел назад. В упругом
Кимвальном пенье рей дрожал холодный гул.
И солнца лик мертвел. Громада моря кругом
Объяла горизонт. Везувий потонул.

И до бортов вставал и, упадая, мерно
Шумел разверстый вал. И гребень, закипев,
Сквозил и розовел, как пенное Фалерно, –
И малахит скользил в кроваво-чёрный зев.
                                                                         1909


                        * * *


Океан под ясною луной,
Тёплой и высокой, бледнолицей,
Льётся гладкой, медленной волной,
Озаряясь жаркою зарницей.
Всходят горы облачных громад:
Гавриил, кадя небесным Силам,
В тёмном фимиаме царских врат
Блещет огнедышащим кадилом.
                                        Индийский океан, 1911


            ИНДИЙСКИЙ ОКЕАН

Над чернотой твоих пучин
Горели дивные светила,
И тяжко зыбь твоя ходила,
Взрывая огнь беззвучных мин.

Она глаза слепила нам,
И мы бледнели в быстром свете,
И сине-огненные сети
Текли по медленным волнам.

И снова, шумен и глубок,
Ты восставал и загорался –
И от звезды к звезде шатался
Великой тростью зыбкий фок.

За валом встречный вал бежал
С дыханьем пламенным муссона,
И хвост алмазный Скорпиона
Над чернотой твоей дрожал.
                                                        1916


                        * * *

Лиман песком от моря отделён.
Когда садится солнце за Лиманом,
Песок бывает ярко позлащён.

Он весь в рыбалках. Белым караваном
Стоят они на грани вод, на той,
Откуда веет ветром, океаном.

В лазури неба, ясной и пустой,
Та грань чернеет синью воронёной
Из-за косы песчано-золотой.

И вот я слышу ропот отдалённый:
Навстречу крепкой свежести воды,
Вдыхая ветер, вольный и солёный,

Вдруг зашумели белые ряды
И, стоя, машут длинными крылами...
Земля, земля! Несчётные следы

Я на тебе оставил. Я годами
Блуждал в твоих пустынях и морях.
Я мерил неустанными стопами

Твой всюду дорогой для сердца прах:
Но нет, вовек не утолю я муки –
Любви к тебе! Как чайки на песках,

Опять вперед я простираю руки.
                                                                1916

                             
                       * * *

Настанет день – исчезну я,
А в этой комнате пустой
Всё то же будет: стол, скамья
Да образ, древний и простой.
И так же будет залетать
Цветная бабочка в шелку,
Порхать, шуршать и трепетать
По голубому потолку.
И так же будет неба дно
Смотреть в открытое окно
и море ровной синевой
манить в простор пустынный свой.
                                                            1916


                        * * *


Бывает море белое, молочное,
Весь зримый Апокалипсис, когда
Весь мир одно молчание полночное,
Армады звёзд и мёртвая вода:

Предвечное, могильное, грозящее
Созвездиями небо – и легко
Дымящееся жемчугом, лежащее
Всемирной плащаницею млеко.
                                                        1916

                        
                        * * *

И вновь морская гладь бледна
Под звездным благостным сияньем,
И полночь тёплая полна
Очарованием, молчаньем –
Как, господи, благодарить
Тебя за всё, что в мире этом
Ты дал мне видеть и любить
В морскую ночь, под звёздным светом.
                                                                   1922

И.П. Похитонов. Художник на берегу моря

И.П. Похитонов (1850 – 1923). «Художник на берегу моря».
Дерево, масло. 1900 год.
Одесский художественный музей.  




Новости

Все новости

24.04.2024 новое

«БЕГ ВРЕМЕНИ БОРИСА ТИЩЕНКО»

21.04.2024 новое

ПИСАТЕЛЬ АНАТОЛИЙ ЁЛКИН

12.04.2024 новое

ПАМЯТИ ГЕРОЕВ ВЕРНЫ


Архив новостей 2002-2012
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru