Библиотека Виктора Конецкого

«Самое загадочное для менясущество - человек нечитающий»

02.03.2021

3 МАРТА – ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ПИСАТЕЛЯ

      «Личность следует выдавливать из своей души, как Чехов выдавливал из себя раба, то есть: капля за каплей. И нет человека, которому, если он постарается, такое не удастся на сто процентов».

Виктор Конецкий

Всемирный день писателя

ТАКИЕ РАЗНЫЕ ПИСАТЕЛИ

ПИСАТЕЛИ О ЛИТЕРАТУРЕ И О СЕБЕ

«Первое и необходимое условие для писательства – графомания, то есть любовь к процессу письма. Я встречала писателей, не обладающих никаким дарованием, кроме дара графомании. А вот среди людей, которые процесса письма не любят, писателей не бывает никогда».
Людмила Улицкая,
лауреат премий «Русский Букер» (роман «Казус Кукоцкого», 2001), «Большая книга» (роман «Даниэль Штайн, переводчик», 2007; роман «Лестница Якова», 2016) и др.

«…Но я всё больше убеждаюсь, что писатель – это никакая не профессия. Это некоторое занятие. Во многом вынужденное, связанное с особенностью твоей психосоматики. Как сказал Элиот, по-моему, литература пишется не для того, чтобы создать переживание, а чтобы поскорее от него избавиться. А какая это, к черту, профессия – избавляться от переживаний? <…> Но социум платит за это деньги, поддерживая в писателе иллюзорную уверенность в серьёзности его занятий. Значит, и читателям приходится с помощью книги частенько избавляться от своих переживаний, фантазий и надежд».
Владимир Сорокин,
лауреат премий Андрея Белого, «НОС», «Большая книга» (повесть «Метель», 2011; роман «Теллурия», 2014) и многих др.; в 2020 году жюри премии «Супер-НОС» признало повесть «Метель» лучшей книгой десятилетия и всей истории конкурса (2009–2019).

«…И я очень хочу быть остро современным автором, именно вот сегодняшним! А творю я потому, что очень люблю людей. Я просто не могу без людей! Но так сложилось, что в жизни, в бытовых ситуациях мне не всегда удаётся быть понятным окружающим. Зато это мне удается в литературе. И моё желание писать книги и делать спектакли – это просто стремление быть понятным, а стало быть, не одиноким. Так что мое литературное искусство – это борьба с одиночеством».
Евгений Гришковец,
в 2018 вошёл в шорт-лист литературной премии «Большая книга» (роман «Театр отчаяния. Отчаянный театр»).

«Писатели делятся на две категории. Одна называется издевательской аббревиатурой ВПЗР (великий писатель земли русской). Это такой писатель, который всегда имеет в виду одну-единственную титаническую идею. Чаще всего это идея величия или страдания русского народа или идея злодеяний русской власти. И всеми своими произведениями писатель окучивает эту идею.
Я принадлежу к другой категории писателей, которых могу назвать буржуазными. Буржуазный писатель своими произведениями отвечает на раздражители эпохи. На мой взгляд, он занимается главным писательским делом – проблематизирует бытие. То есть находит проблемы там, где общество их ещё не видит. И я своими произведениями тоже отвечаю на основные раздражители: определяюсь, что меня больше всего “достаёт” в моей жизни и на эту тему пишу следующий роман. Если её наиболее выгодно раскрыть в формате исторического произведения, я пишу роман в историческом жанре, если мистического – делаю мистический триллер. Если в формате социального романа, я делаю социальный роман. Но первичен всегда раздражитель».
Алексей Иванов,
трижды номинировался на премию «Национальный бестселлер» (роман «Географ глобус пропил», роман «Тобол»), лауреат премий «Книга года» (роман «Ненастье», 2016), литературной премии им. Д.Н. Мамина-Сибиряка (2003), премии им. П.П. Бажова (2004) и др.

«Мои тексты рассчитаны на тех, кто готов их читать. Говорю это не ради красивой фразы: под этим подразумеваю вполне конкретную вещь. Когда я писал роман “Лавр”, я пытался представлять своего читателя, и он сильно смахивал на меня. Но когда я получил отзывы сотен людей, совершенно разных и, уж точно, на меня не похожих, я понял, что читатели могут найтись в абсолютно любой среде. Поэтому я ориентируюсь не на читателя, а на свои представления о добре и зле, прекрасном и низменном, и вижу, что они совпадают с представлениями большинства читающих мои книги».
Евгений Водолазкин,
лауреат премии «Большая книга» и «Ясная Поляна» (роман «Лавр», 2013), премии «Большая книга» (роман «Авиатор», 2016), лит. премии А.И. Солженицына (2019) и др.

«Я считаю, что высказывание о политике – очень большая ответственность. Я бы хотела писать книги и своё отношение к жизни, к истории нашей страны выражать через свои тексты».
Гузель Яхина,
лауреат премий «Книга года» (2015), «Ясная Поляна» (2015), «Премия читателя (2017) за роман «Зулейха открывает глаза», финалист премии «Большая книга» (роман «Дети мои», 2019).

«Конечно, то, что предлагает классика – это основа основ, материал на все времена. Но мы не можем остановить процесс осмысления нашей истории, в которой все мы – и авторы, и зрители – одновременно являемся действующими лицами. Особенно теперь, когда календарный двадцатый век закончился, но в каком-то смысле он всё ещё длится, поскольку советская цивилизация никуда не исчезла. Да, мы сменили экономический строй, но в цивилизационном смысле завязли в советском прошлом. Снова и снова мы наступаем на те же грабли, и этому, похоже, не видно конца. Что касается каждого отдельного автора, есть такое выражение, с которым я согласна: в конечном счёте, каждый пишущий пишет о себе. Это не значит, что все строчат мемуары, но на бумаге всегда появляется то, что уже – может быть в непроявленной форме – существует в душе и в мыслях автора».
Елена Чижова,
лауреат премий «Северная Пальмира» и журнала «Звезда» (роман «Крошки Цахес», 2001), премии «Русский Букер» (роман «Время женщин», 2009) и др.

«Русская литература несколько поколений в XX веке просидела за колючей проволокой и пропустила все достижения западной прозы, которая проходила естественное развитие – там писателям языки не рвали. А тут из совка да в рынок. Но идти русскому писателю завещано не на рынок, а к той шинели, из которой, как известно, все мы вышли и которая согревает и героя, и читателей Божьим теплом. И дорога туда в XXI веке лежит через опыт лучших западных мастеров прозы, не пережеванный отечественной “пацанской” литературой <…>
То, что читатель у меня есть – или будет, – я никогда не сомневался. Но между мной и им устроился книгопродавец, придавил страну своим задом. Сколько замечательных книг выпускаются в Москве и, кроме пары столичных магазинов, никуда не доходят! С моими книгами могло произойти то же самое» <…>
Проза – привилегия делать мёртвое живым. Нужно только знать, как правильно расставить буквы».
Михаил Шишкин,
лауреат премии «Русский Букер» (роман «Взятие Измаила», 2000), премий «Национальный бестселлер» (2005) и «Большая книга» (2006) за роман «Венерин волос», премии «Большая книга» (роман «Письмовник», 2011) и др.

«В последние год-два человек вообще превратился в приставку к своему айфону. Он уже не в состоянии долго читать (отвлекается глянуть – что там в почте-вотсапе-вайбере и так далее), не в состоянии писать нормальные письма, он одержим фрагментарностью всего своего бытия… и пока ещё плохо понимает весь ужас будущего. Современный человек просто не умеет находиться в полной тишине, которая единственно и есть питательная среда для творчества. И катастрофичность этого в сфере литературы мы обнаружим в самом скором времени».
Дина Рубина,
лауреат премии «Большая книга» (роман «На солнечной стороне улицы», 2007), премии «Портал» (роман «Почерк Леонардо», 2009) и др.

«Интернет не является пространством свободы. Пространством свободы может являться только ум. Всё то, во что помещают ум, становится его тюрьмой».
Виктор Пелевин,
лауреат премий «Странник» (роман «Чапаев и Пустота», 1997), «Национальный бестселлер» (роман «ДПП NN», 2004), «Большая книга» (роман «Empire V», 2007; роман «t», 2010), премия Андрея Белого (роман «iPhuck 10», 2017) и др.

«Человек вообще жалок и рабски подвержен своим инстинктам, а писатель образуется из другого центра. Считается, что это сердце».
Людмила Петрушевская
лауреат Пушкинской премии фонда Тёпфера (1991), премий журналов «Новый мир» (1995), «Октябрь» (1993, 1996, 2000), «Знамя» (1996), «Звезда» (1999), премии «Триумф» (2002), Бунинской премии (2008), лит. премии им. Н.В. Гоголя (2008) и др.

Виктор Конецкий. 1981 год

«А читатель… Что ж, читатель! Никто его не понуждает читать и глотать варево с нашей кухни. И, пожалуй, именно в этом – читать или не читать твою книгу – современный научно-технический человек действительно свободный и независимый человек…» 
Виктор Конецкий




Новости

Все новости

12.04.2024 новое

ПАМЯТИ ГЕРОЕВ ВЕРНЫ

07.04.2024 новое

ВИКТОР КОНЕЦКИЙ. «ЕСЛИ ШТОРМ У КРОМКИ БОРТОВ…»

30.03.2024 новое

30 МАРТА – ДЕНЬ ПАМЯТИ ВИКТОРА КОНЕЦКОГО


Архив новостей 2002-2012
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru