05.01.2022
ЧЕЛОВЕК-ЛЕГЕНДА ЭРНЕСТ ГЕНРИ ШЕКЛТОН
Кто этот третий, что всегда идёт рядом с тобой?
Когда я пытаюсь считать, нас только двое,
Но когда я гляжу вперёд на кремнистый путь,
Краем глаза я вижу: есть третий рядом с тобой
В коричневом плаще с опущенным капюшоном.
Томас Элиот. Из поэмы «Бесплодные земли»
Перевод С.В. Соловьёва
5 января 2022 года исполняется 100 лет со дня смерти
выдающегося Полярника Эрнеста Генри Шеклтона.
Эрнест Генри Шеклтон
15 февраля 1874 – 5 января 1922
Человек-легенда, потомок мореплавателей и полярников из древнего ирландского рода, он уже в шестнадцать лет юнгой участвовал в дальнем плавании. Впереди его ждала блестящая карьера судоводителя и капитана, но в 1901 году Шеклтон резко меняет свою жизнь и присоединяется к британской антарктической экспедиции капитана Роберта Скотта.
Тогда, Скотт, Шеклтон и врач Уилсон, сумели добраться лишь до 82-го градуса южной широты, где путь им преградил ледяной обрыв.
В 1907 году Шеклтон возглавил самостоятельную антарктическую экспедицию на китобойном судне «Нимрод». В октябре следующего года, когда в Южном полушарии наступила весна, Шеклтон приступает к новому штурму полюса. Но 9 января иссякают продукты, и, не дойдя всего 180 км до цели, Шеклтон вновь вынужден повернуть назад. Четверых спутников в это время отделяет от побережья 1175 км, но им надо было успеть вернуться к 1 марта, когда ожидавший их «Нимрод» должен был уйти, чтобы не оказаться в ледяном плену. За семь недель им надо было преодолеть путь, на который до этого они потратили два с половиной месяца.
Сквозь пургу, страдая от голода и дизентерии, они начали свой беспримерный марафон. 25 февраля стало ясно, что всем вместе до корабля не добраться. Шеклтон и еще один его товарищ решились совершить отчаянный марш-бросок, чтобы успеть до отплытия корабля. Практически без сна, за двое суток они сумели добиться невозможного. Все были спасены, а члены экспедиции стали национальными героями. Шеклтон был избран почетным членом двадцати географических и прочих научных обществ мира, в Швеции, Дании, Италии и Германии награжден орденами. В России, куда он прибыл по приглашению Русского Географического общества, Шеклтона удостоил аудиенции император Николай II, лично приколовший отважному полярнику орден Святой Анны.
Следующей идеей Шеклтона стал проект сквозного пересечения Антарктиды через Южный полюс, к тому времени уже покоренный Амундсеном и Скоттом. Во время этой экспедиции (1914 – 1916 гг.) корабль Шеклтона был раздавлен льдами, полярникам пришлось несколько месяцев дрейфовать на льдине, прежде чем им удалось пристать к безлюдному острову Мордвинова (англ. вариант – остров Элефант).
Погибшее судно Шеклтона «Эндьюранс».
Для спасения Шеклтон с пятью моряками отправились на вельботе к острову Южная Георгия, где обитали китобои. На шлюпке они сумели преодолеть более 1100 км по водам самого бурного района Мирового океана, окрещенного моряками «неистовыми пятидесятыми». Еще несколько месяцев потребовалось, чтобы найти подходящий пароход и снять с острова остававшихся там товарищей, а затем спасать зимовщиков со второго экспедиционного судна, высадившихся у старой базы Шеклтона в Антарктиде.
Кстати, во время гражданской войны, когда англичане высадили экспедиционный корпус на Севере России, Шеклтон был назначен советником штаба по вопросам снаряжения и питания. Но все войны кончаются, и Шеклтон вновь отправляется к берегам Антарктиды на шхуне «Квест».
В январе 1922 года он высаживается в когда-то приютившем его поселке китобоев на Южной Георгии. Вечером делает запись в дневнике, а ночью от внезапного сердечного приступа умирает.
Его похоронили на острове, рядом с континентом, изучению и покорению которого он отдал всю свою жизнь. У полярников есть афоризм: «Хочешь быстро и четко достигнуть цели – зови Амундсена; нужно провести научные исследования – ищи Скотта; но когда не знаешь, что делать, и ничто уже не помогает, вались на колени и моли о Шеклтоне».
В своей книге «Третий лишний» выдающийся писатель-маринист Виктор Конецкий написал о нём так:
«На Южной Георгии похоронен Шеклтон.
Хороший был человек. Красиво прожил жизнь и красиво ее закончил.
Он прошел на шлюпке от кромки материкового льда Антарктиды до острова Южная Георгия зимой, чтобы вызвать помощь товарищам с погибшего корабля. Никто их без денег спасать не пожелал. И Шеклтон разорился на спасательной экспедиции, но всех уберег.
На Южной Георгии в порту Грютвикен (построен англичанами в период зверобойно-китового бума в 1906 году за одиннадцать месяцев) жил его друг Салвенсен.
Четвертого января 1922 года Шеклтон зашел в Грютвикен по пути в последнюю антарктическую экспедицию. До полночи они пили и вспоминали прошлое. Салвенсен проводил Шеклтона на судно. Это была шхуна “Куэст” (“Поиск”). Поднимаясь на борт, Шеклтон сказал другу: “Нам впереди предстоят, старина, трезвые дни. И ты уж меня извини, завтра я снова хочу покутить, прямо с утра. Не возражаешь?”
В 03.30 Шеклтон скоропостижно скончался. Но перед тем как лечь спать, сделал в дневнике запись. Последняя строчка ее: “С наступлением сумерек я увидел одинокую, поднимающуюся над заливом звезду, сверкающую драгоценным камнем…”
Салвенсен выбил на могиле друга звезду.»
Лучше и не скажешь, а звезда на надгробном камне Эрнеста Шеклтона действительно есть.
Материал подготовил Роман Маткевич (Морской музей Эстонии).