24.05.2022
ПАМЯТИ ВИЦЕ-АДМИРАЛА З.П. РОЖЕСТВЕНСКОГО
Помилуй мя, о Боже! по велицей
Мне милости Твоей,
По множеству щедрот, Твоей десницей
Сгладь грех с души моей;
А паче тайных беззаконий
Очисть – их знаю я…
Гавриил Державин «Покаяние»
Сегодня по инициативе РОО «Информационно-аналитический центр “Помним всех поимённо”» на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры отслужена поминальная лития по Зиновию Петровичу Рожественскому (1848–1909), на которой присутствовали представители морских общественных организаций и ветераны флота, члены Общества потомков Цусимского сражения и клуба «Бизерта», правнук вице-адмирала Зиновий Дмитриевич Спечинский с дочерью.
Зиновий Петрович Рожественский
30 октября 1848 – 1 января 1909
До сих пор спорят: виноват ли вице-адмирал Рожественский в трагедии Цусимы или же он жертва обстоятельств? Именно он возглавлял эскадру флота Тихого океана на Дальний Восток, но не смог добиться победы над японским флотом.
В мае 1905-го во время атаки японцев на русскую эскадру З.П. Рожественский был ранен в голову и обе ноги. Тяжело раненый попал в плен.
В 1929 году в «Морском журнале» (1928–1942), издававшемся в эмиграции лейтенантом М.С. Стахевичем, были опубликованы письма З.П. Рожественского, адресованные барону М.Р. Энгельгарду. Одно из них (16.02.1906) в достаточной мере свидетельствует о его душевном состоянии после трагедии Цусимы:
«Спасибо Тебе сердечное за горячее слово дружбы, за попытку утешить, ободрить. Ещё никто не говорил мне искренняго слова прощения. Одни проклинают, другие издеваются, третьи ждут, когда наступит пора лягнуть без опаски.
До сих пор только тёмная орда попутчиков моих по Сибири, запасных, возвращающихся из армии, когда я возвращался из плена, только эти озлобленные, несчастные, серые люди не проклинали меня.
Только они одни жалеют меня.
Да и не мог я ждать иного отношения. Под моим водительством погублен флот…»
И возможно ли, если есть совесть и честь, снять с себя ответственность за гибель пяти тысяч человек…
Зиновий Петрович настоял на привлечение себя к суду и просил для себя смертного приговора. Военно-морской суд состоялся летом 1906 года, адмирал был оправдан (как получивший в сражении тяжёлые ранения).
Скончался Зиновий Петрович Рожественский от паралича сердца.
…И, умирая, был одним,
Лишь тем одним доволен он,
Что смертный час его ничьим
Участьем глупым не смущён… (Ап. Григорьев)
Отпевание состоялось в адмиралтейской церкви святого Спиридония Тримифунтского. Похоронили Зиновия Петровича на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.
«Луч беспристрастной истории озарит многотрудный путь, самоотверженно пройденный честным флотоводцем, которому не дано было совершить только одного – чуда», – писал в январе 1909 года П.П. Семёнов–Тян-Шанский в статье, посвященной памяти Зиновия Петровича Рожественского.
В России о вице-адмирале надолго забыли. Со временем было забыто и место захоронения Рожественского. Его дочь Елена с мужем, её дети и внуки жили в эмиграции. Правнук адмирала Зиновий Спечинский и его мать вернулись в СССР в 1947-м, могилу они искали, но безуспешно…
Русские моряки, оказавшиеся в 1920-м в вынужденном изгнании, З.П. Рожественского помнили. Ежегодно панихиды по нём и другим русским флотоводцам служили в Париже и Белграде, Праге и Харбине, Тунисе, Америке, Парагвае, Гонконге.
…Известен отзыв адмирала Г.И. Бутакова о Рожественском: «Ужасно нервный человек, а бравый и очень хороший моряк».
Образ нервного адмирала создавали и наши романисты, в частности, участник Цусимского боя Новиков-Прибой. Хотя верно и то, что в создании образа Рожественского Алексею Силычу помогли не столько личные наблюдения за адмиралом (он был матросом-баталёром), сколько письма погибшего при Цусиме лейтенанта броненосца «Князь Суворов» П.Е. Владимирского (они были предоставлены ему во время работы над романом «Цусима» вдовой погибшего в бою с японским флотом 14–15 мая 1905 г. Петра Владимирского) и многие другие первоисточники.
…За трагедией Цусимы не должно теряться, что Зиновий Петрович Рожественский, поступивший в Морской кадетский корпус без протекции и считавшийся одним из лучшим воспитанников, выпускник Михайловской артиллерийской академии, был героем Русско-турецкой войны (1877–1878), Георгиевским кавалером, офицером не кабинетным; преуспел в должности военно-морского атташе в Лондоне; в 1900 году блестяще руководил операцией по спасению налетевшего на камни броненосца «Генерал-Адмирал Апраксин»; возглавляя Главный морской штаб, выступал с критикой технической отсталости отечественного флота.
В 2010 году в петербургском издательстве «Аврора» вышла книга К.О. Саркисова «Путь к Цусиме. По неопубликованным письмам вице-адмирала З.П. Рожественского» (вначале была издана на японском). В этой книге, в письмах адмирала жене, которые бережно сохранила его семья, правда самого Зиновия Петровича Рожественского, – взгляд с капитанского мостика главного действующего лица трагического похода 2-й Тихоокеанской эскадры к Цусиме.
…Женился Зиновий Петрович по большой любви на сироте и бесприданнице Ольге Николаевне Антиповой.
Ольга Николаевна Рожественская с дочерью Еленой Зиновьевной и её мужем Владимиром Фёдоровичем Субботиным, внуками – Николаем и Софьей (в замужестве – Спечинская).
У Субботиных была ещё одна дочь – Ольга.
В.Ф. Субботин (1877–1937) – участник Русско-японской и Первой мировой войн,
генерал-майор, Георгиевский кавалер.
Е.З. Субботина (1877–1958) в 1914 г. в тыловом санитарном поезде ухаживала за ранеными.
В.Ф. Субботин скончался в эмиграции в Парагвае, его супруга – в Аргентине.
Место захоронения вице-адмирала З.П. Рожественского на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры выявлено по историческим картам кладбища, на которых место погребения отмечено. Усилиями РОО «Информационно-аналитический центр “Помним всех поимённо”» на месте упокоения З.П. Рожественского установлен православный крест, ведётся сбор средств на установку памятника.
На церемонии памяти З.П. Рожественского, организованной при поддержке губернатора Санкт-Петербурга, выступили Председатель Комитета по внешним связям Санкт-Петербурга Е.Д. Григорьев, З.Д. Спечинский, председатель Санкт-Петербургского клуба адмиралов Ю.Н. Сысуев, президент РОО «ИАЦ “Помним всех поимённо”» Г.С. Савельева и другие.
Татьяна Акулова-Конецкая
Правнук адмирала Зиновий Дмитриевич Спечинский.
Выступает председатель Санкт-Петербургского
клуба адмиралов Ю.Н. Сысуев.
Здесь будет установлен памятник.
Фото: Морской фонд имени Виктора Конецкого.