Библиотека Виктора Конецкого

«Самое загадочное для менясущество - человек нечитающий»

25.10.2022

ХУДОЖНИК В.В. ВЕРЕЩАГИН

     «Караван вышел в Белое море и построился в две кильватерные колонны. Впереди нас расправил белые усы пены “Гвардейск”, позади дружной компанией пристроились художники “Верещагин”, “Левитан” и “Перов”. Справа бодал высоким лбом влажный воздух “Суриков” и плавно покачивалась “Гавана”.
     Верещагин погиб на “Петропавловске”, океан стал его могилой, но вот он вышел из неё и опять качается на бледных волнах Белого моря. Ему привычно сейчас».
Виктор Конецкий «Солёный лёд»

26 октября 2022 года исполняется 180 лет со дня рождения
великого русского художника
Василия Васильевича Верещагина.

В.В. Верещагин. 1890-е годы

Василий Васильевич Верещагин
(26 [14] октября 1842, Череповец –
13 апреля [31 марта] 1904, Порт-Артур)

Василий Васильевич Верещагин – потомственный дворянин. В 1850 г. он был принят в морскую роту Александровского кадетского корпуса для малолетних в Царском Селе. Это закрытое военное учебное заведение было основано в 1830 г. в здании бывшего Благородного пансиона Императорского Царскосельского лицея и называлось современниками «младшим братом лицея».
Окончив Александровский корпус, Василий Верещагин продолжил дальнейшее обучение в Морском кадетском корпусе в Петербурге, «…и думал довольно искренне, что буду моряком», – вспоминал он позднее.
В 1857 г. Верещагин – гардемарин с правом ношения якорей на погонах; в 15-летнем возрасте совершает своё первое загранплавание во Францию на пароходе-фрегате «Камчатка», затем и в Англию – на фрегатах «Светлана» и «Генерал-Адмирал». В 1860 г. он окончил Морской корпус – первым из своего выпуска.

В. Верещагин в  Морском корпусе

Василий Верещагин в период окончания Морского корпуса. 1860 г.

На здании Морского корпуса Петра Великого

Мемориальная доска на задании Морского корпуса Петра Великого 
(Санкт-Петербургский военно-морской институт). 2022 г.

Морская карьера мичмана Верещагина сложилась бы, но он чувствовал в себе призвание художника (рисовал с детства, а 16-летним гардемарином посещает рисовальную школу Общества поощрения художеств на Бирже) – и военную службу оставил.
Выбор пути оказался верным: свою воинскую смелость он проявит – в 1867-м в Туркестане, в действующей русской армии, куда отправится для работы на натуре и познания истинной войны, и где за исключительную храбрость при обороне Самаркандской цитадели будет награждён Георгиевским крестом. И во время Русско-турецкой войны, когда в 1877-м получит тяжёлое ранение на миноносце «Шутка». За отвагу Верещагину хотели вручить золотое наградное оружие, но он отказался: кроме ордена Храбрых, – Святого Георгия, – наград не признавал.
В.В. Верещагина называют художником-баталистом. Действительно, большинство его работ на темы войны в Туркестане (1871–1874 гг.), Русско-турецкой (1877–1878), двадцать полотен художника посвящены Отечественной войне 1812 года.
И он не только видел своими глазами бесчеловечность войны на Кавказе, Балканах, Дальнем Востоке. «Дать обществу картины настоящей, неподдельной войны нельзя, глядя на сражение в бинокль из прекрасного далека, – писал В.В. Верещагин, – а нужно самому всё прочувствовать и проделать, – участвовать в атаках, штурмах, победах, поражениях, испытать голод, холод, болезни, раны… нужно не бояться жертвовать своей кровью… иначе картины мои будут “не то”».
Большая часть картин Василия Верещагина раскрывает страшную изнанку войны и связанные с ней сцены убийств и смерти, его часто упрекали в излишней правдивости и даже в натурализме, но при этом называли и «Апостолом мира».
«Одни, – писал Верещагин, – распространяют идеи мира своим увлекательным могучим словом, другие выставляют в защиту её разные аргументы, религиозные, экономические и другие, а я проповедую то же посредством красок».
Александр Бенуа свидетельствовал: «…Когда … русская публика увидала картины Верещагина, вдруг так просто, цинично разоблачившего войну и показавшего её грязным, отвратительным, мрачным и колоссальным злодейством, то завопила на все лады и принялась всеми силами ненавидеть и любить такого смельчака…»
Публика не предполагала, что В.В. Верещагин и погибнет во время войны, – Русско-японской, при подрыве броненосца «Петропавловск» на вражеской мине на внешнем рейде Порт-Артура – вместе с адмиралом С.О. Макаровым и ещё с 600 чинами флота и матросами.

Картина В.В. Верещагина

В.В. Верещагин. «Художник и адмирал Макаров
в каюте броненосца “Петропавловск” в 1904 году».
Масло, холст. 1904 г. ЦВММ.

«Каждая моя картина должна что-либо сказать, по крайней мере только для этого я их и пишу», – признавался Верещагин. В 1904 г. в поход с 1-й Тихоокеанской эскадрой он вышел делать наброски для своих будущих живописных полотен.
И своею смертью Василий Васильевич Верещагин показал, что страшнее войны нет ничего.
Татьяна Акулова-Конецкая

P.S. Из одного из последних писем В.В. Верещагина жене (19 марта 1904 г.): «…Принимают везде прямо не по заслугам и любезно. Я, впрочем, плачу, чем могу; увидевши, что бравый командир “Ретвизана” без Георгиевского креста, потому что не получил ещё его (по почте), я снял с себя и повесил ему, чем морячки очень были довольны…»

ЭБР Петропавловск

ЭБР «Петропавловск» на Кронштадтском рейде. Конец 1899 г.

РЕКОМЕНДУЕМ

Новая книга С.Т. Аксентьева

Аксентьев С.Т. Василий Верещагин. Большая игра. Страницы жизни /
Сергей Аксентьев. – Симферополь : «Нижняя Орiанда»,
2021. – 720 с., ил.

В новой книге «Василий Верещагин. Большая игра. Страницы жизни» известный писатель и исследователь Сергей Терентьевич Аксентьев (Севастополь) повествует о том, как жил, творил, воевал и отстаивал честь России выдающийся живописец В.В. Верещагин. Книга написана на основе многолетних исследований автора архивных документов, ранее не публикованных прижизненных аналитических обзоров самого Верещагина в российской и зарубежной периодической печати, высказываний российских и зарубежных современников о нём, обширной переписки. Много нового и интересного для понимания творческих замыслов Верещагина нашлось и в аннотированных каталогах его многочисленных персональных выставок в России, Европе и США.
Книга С.Т. Аксентьева «Василий Верещагин. Большая игра. Страницы жизни» рассчитана на широкий круг читателей, интересующихся жизнью и творчеством Василия Васильевича Верещагина, – выдающегося русского художника и гражданина второй половины XIX – начала XX века.

Книга С. Аксентьева

Аксентьев С.Т. Верещагин в Крыму / Сергей Аксентьев. – 
Симферополь : «Нижняя Орiанда», 2018. – 96 с., ил. – (Листая прошлого страницы).

Книга С.Т. Аксентьева «Верещагин в Крыму» – первая попытка рассказать, как работал, отдыхал и с кем встречался на крымской земле (1865, 1896 и 1899 гг.) знаменитый художник, большая часть жизни которого прошла в войнах и странствиях. В книге впервые собраны сохранившиеся, но в силу различных обстоятельств разбросанные по многим музеям России и стран бывшего СССР репродукции «крымских» работ живописца, малоизвестные полотна из экспозиций Севастопольского художественного музея имени М.П. Крошицкого, Алупкинского дворцово-паркового заповедника, а также карандашные и акварельные «крымские» рисунки из каталога Государственной Третьяковской галереи.

Книга В.В. Верещагина

Верещагин В.В. На войне в Азии и Европе / Василий Верещагин. – 
Москва : Книговек, 2018. – 512 с. – (Пером и кистью).

Художник Василий Верещагин оставил нам не только свои картины, но и значительное литературное наследие: повести, исторические очерки, воспоминания, на страницах которых возникают имена генерала М.Д. Скобелева, изобретателя Эдисона, художников К. Брюллова и Ал. Иванова, писателей И. Тургенева, Э. Золя и других; опубликована и значительная часть переписки художника с близкими ему по духу людьми – коллекционером и основателем Третьяковской галереи П.М. Третьяковым и художественным критиком В.В. Стасовым. 




Новости

Все новости

12.04.2024 новое

ПАМЯТИ ГЕРОЕВ ВЕРНЫ

07.04.2024 новое

ВИКТОР КОНЕЦКИЙ. «ЕСЛИ ШТОРМ У КРОМКИ БОРТОВ…»

30.03.2024 новое

30 МАРТА – ДЕНЬ ПАМЯТИ ВИКТОРА КОНЕЦКОГО


Архив новостей 2002-2012
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru