03.12.2022
ПАМЯТИ ИЛЬИ ШТЕМЛЕРА
Не стало Ильи Петровича Штемлера. Мудрого и доброго человека. Хорошего писателя, которого часто называли «советским Хейли». Он совсем чуть-чуть не дожил до своего 90-летия. Большую и интересную его жизнь оборвал коронавирус.
ИЛЬЯ ПЕТРОВИЧ ШТЕМЛЕР
18 января 1933 – 3 декабря 2022
…Он был первым из литераторов, кто пришёл к Конецкому, свалившемуся с инфарктом. Шёл 1984-й год. Они не были тогда знакомы близко, хотя оба – члены одного Союза писателей.
Илья всегда первым шёл на сближение с теми, кого любил. «Когда Конецкий флотской походкой, переваливаясь, шествует фарватером узкого корабельного коридора своей квартиры на Петроградской стороне, я физически чувствую, как молодею, – писал он в книге «Звонок в пустую квартиру», – становлюсь задиристей, и благодарю судьбу за наши тёплые товарищеские отношения»…
По первой профессии Штемлер инженер. Его литературная судьба начиналась в самом конце 1950-х – начале 1960-х годов в тесной комнатке издательства «Советский писатель» в ЛИТО у М.Л. Слонимского, где до него, Валерия Попова, Владимира Марамзина, Валерия Мусаханова, – в эпоху «раннего возрождения», как шутил Штемлер, обсуждали свои первые произведения Конецкий со товарищами. Илья принёс на занятие литобъединения свои первые рассказы, один из них – «Праздник собак нашего двора» – поддержал «скупой на похвалу Олег Базунов»…
Илья Штемлер всегда помнил всех, кто поддержал его в начале литературного пути – Геннадия Гора, редакторов Киру Успенскую и Игоря Кузьмичёва, Бориса Полевого, напечатавшего в 1965-м в «Юности» его роман «Гроссмейстерский бал», и консервативного Всеволода Кочетова – редактора журнала «Октябрь», где в 1974-м увидела свет повесть Штемлера «Обычный месяц».
В.Я. Мусаханов, В.В. Конецкий и И.П. Штемлер на встрече с читателями. 1986 год.
Илья был красив, бодр и энергичен, в нём всегда присутствовал «дух авантюризма», без которого не было бы его «городских романов» – «Таксопарк», «Универмаг», «Утреннее шоссе», «Архив», «Коммерсанты»… Он ценил прозу Виктора Конецкого за то, что в центре его повествований «один герой – сам автор, или люди, которых он хорошо знал». Но это же можно сказать и о прозе самого Ильи Штемлера: прежде чем написать книгу, он стремился побыть в «шкуре» будущих главных героев, и работал в такси, универмаге, архиве... «Всё до удивления просто. И это самое сложное...», – писал Илья Штемлер. Как же он был прав…
В одном из своих интервью (да и просто в телефонных беседах) Илья Петрович сетовал на то, что порвалась связь времен. «У меня был дом, в котором всегда кучковался литературный народ, – говорил он. – У меня часто бывали Конецкий, Жванецкий, Гордин и многие-многие. Сейчас из того времени продолжается дружба, пожалуй, только с Яшей Длуголенским. А так квартира всё чаще пуста…»
Теперь его квартира совсем опустела... Светлая и благодарная наша память Илье Петровичу Штемлеру.
Татьяна Акулова-Конецкая