Библиотека Виктора Конецкого

«Самое загадочное для менясущество - человек нечитающий»

19.12.2023

ПАМЯТИ НАТАЛИИ ЛАЗАРЕВНЫ ДУНАЕВОЙ

19 декабря исполняется 90 лет со дня рождения Наталии Лазаревны Дунаевой – 
историка балета, доцента Санкт-Петербургской консерватории 
и Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой.

Н.Л. Дунаева

Наталия Лазаревна Дунаева
19 декабря 1933 – 12 апреля 2020

Наталию Лазаревну называют «Вагановой в балетоведении» – она воспитала не одно поколение специалистов, оставаясь ведущим исследователем балета среди них.
Наше знакомство с Н.Л. Дунаевой в 2012-м году не было случайным. Сферой научных интересов Наталии Лазаревны были русский балетный театр конца XIX – начала XX века и Дягилевская антреприза. И она пригласила принять участие в XXI научных чтениях «История балета: источниковедческие изыскания» с рассказом о судьбе Матильды Дмитриевны Конецкой (1876–1942), танцовщицы Императорского театра, а затем и Дягилевской труппы. На протяжении почти тридцати лет Наталия Лазаревна была бессменным организатором этих балетных чтений, которые специалисты определяли как «Дунаевские».
При знакомстве с Наталией Лазаревной обнаружилась близость не только культурных интересов. Как и В.В. Конецкий, на глазах которого в январе 1942-го уходила из жизни его любимая тётушка М.Д. Конецкая, Наталия Дунаева – ребенок блокады, из блокадного Ленинграда с родителями была эвакуирована в Омск.
И дом на улице Ленина (Широкой), где Виктор Викторович прожил много лет, был для Наталии Лазаревны близким, хорошо знакомым: после окончания пединститута она занималась историей русской литературы, поддерживаемая выдающимся литературоведом и историком литературы Д.Е. Максимовым (1904–1987), и квартира Максимовых в нашем Писательском доме долгие годы – вплоть до ухода Дмитрия Евгеньевича и его жены Лины Яковлевны – была для Н.Л. Дунаевой центром притяжения.
Но главное – история балета, интерес Наталии Лазаревны ко всему – от мельчайших деталей балетного мастерства до забытых имён.
Н.Л. Дунаева подарила тогда свою книгу «Из истории русского балета: Избранные сюжеты» (2010). Конечно, промыслительно: одна из глав книги посвящена Эдуарду Фацеру (1861–1943), в частной антрепризе которого в Гельсингфорсе некоторое время служила Матильда Конецкая.
Особенно заинтересовала глава книги о последнем настоятеле Свято-Троицкой церкви Дирекции Императорских театров о. Василии Пигулевском (1859–1935).
Василий Фавстович Пигулевский – («прекрасно образованный, с большой начитанностью, с разносторонними познаниями, европеец по мировоззрению», пишет о нём Н.Л. Дунаева) – был горячо любим своими духовными чадами, среди которых были Матильда Ксешинская, Тамара Карсавина, Михаил Фокин и многие-многие другие. Нет сомнений в том, что глубоко верующие сестры Конецкие – Матильда, Зинаида и Любовь, связанные служением с Императорским (Мариинским) театром, посещали Свято-Троицкую церковь и окормлялись у о. Василия Пигулевского.
Книга Н.Л. Дунаевой поразила скрупулёзностью исследований, абсолютной новизной, солидностью справочного аппарата. Наталия Лазаревна, возможно, и ждала отклика на свой труд, написав на книге при дарении: «…с надеждой на одобрение…». А услышав добрые слова, поделилась своей мечтой: «Вот бы поставить памятник на участке, где отец Василий похоронен…» Скромная раковина на могиле пастыря со временем исчезла…
Наталия Лазаревна и показала мне место захоронения о. Василия, ранее выявленное и нашим другом – некрополистом В.Ю. Савицким.
24 июня 2013 года на Смоленском православном кладбище Морским фондом имени Виктора Конецкого был установлен кенотаф с именем протоиерея о. Василия на семейном участке Пигулевских.
Сегодня не вспомню, по какой причине Наталия Лазаревна не смогла принять участие тогда в панихиде, но, позвонив потом, она высказала свою радость.
Её память и забота об ушедших, – о тех, кого знала, о ком писала, думала, кого вытаскивала из забытия своим талантом и трудолюбием, – остались на страницах книг, трудов и её многочисленных учеников. Уникальный сборник «К.А. Скальковский. Статьи о балете. 1868–1905» с научными комментариями студентов Наталии Лазаревны и её вступительным словом стал последней её большой работой.
…Уверены, Наталия Лазаревна была бы рада узнать, что сегодня некрополистом В.Ю.Савицким выявлено уже 88 фамилий людей, связанных с балетом, упокоенных на Смоленском православном кладбище с середины XVIII века и до наших дней.
Среди них и один из педагогов Матильды Конецкой – Лев Иванович Иванов (1834–1901), в постановках которого (балеты «Шалость амура» и «Золушка») она впервые выходила на сцену, а потом и в сцене вальса в «Лебедином озере» (1904).
Л.И. Иванову мы обязаны танцем маленьких лебедей, впервые поставленным им в 1894 году – непревзойдённым шедевром и одним из самых известных номеров академического балета.
…Театральные фигурантки, танцорки, корифейки, танцовщицы, примы-балерины, танцмейстеры и балетмейстеры, режиссёры и хореографы… Могилы многих из них не сохранились. Но остались на страницах книг Наталии Лазаревны Дунаевой и её учеников.
Татьяна Акулова-Конецкая 




Новости

Все новости

01.05.2024 новое

СТОЛЕТИЕ ВИКТОРА АСТАФЬЕВА

27.04.2024 новое

«А МУЗЫ НЕ МОЛЧАЛИ…»

24.04.2024 новое

«БЕГ ВРЕМЕНИ БОРИСА ТИЩЕНКО»


Архив новостей 2002-2012
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru