25.10.2018
«ПЕРЕГОН»
С 5 мая по 1 ноября 1955 года Виктор Конецкий состоял в должности капитана Морского агентства по перегону судов, и с 24 июня по 10 сентября 1955 года в должности капитана МРС-823 участвовал в перегоне МРСов из Петрозаводска до Петропавловска-Камчатского. Это был первый переход каравана малых рыболовных сейнеров Северным морским путём.
Виктор Конецкий. 1955 год.
«Никому из капитанов не было тридцати лет, а мне двадцать шесть. Американцы, конечно, следили за караваном, ибо тогда через Арктику шли и наши подводные лодки. Им тоже было весело во льдах, хотя они и были обшиты в “шубы” – доски и брёвна. Американцы писали в своих газетах, что большевики сошли с ума. Правильно писали. Но мы прошли, а не сошли» – вспоминал Виктор Конецкий на страницах своего дневника.
Это событие нашло художественное осмысление – в его ранней повести «Завтрашние заботы». И в главном герое легко узнаётся сам автор.
Сюжет повести прост: два капитана, Глеб Вольнов и Яков Левин, дружески расположенные друг к другу, влюблены в одну женщину – Агнию, и оттого возникает «любовный треугольник». Моряки идут Северным морским путём – перегоняют МРСы из Петрозаводска на Дальний Восток. Это серьёзная и небезопасная работа, а механиком на перегон капитан Вольнов берёт отца своего погибшего друга – опытного, но пожилого механика Битова (он не может жить без моря)… Впереди – долгая дорога, монотонная, но нужная работа, ожидание писем из Архангельска и встречи с любимой женщиной, которой не суждено будет случиться из-за мужской неопытности молодого Вольнова, и смерть старика-механика.
Повесть Виктора Конецкого «Завтрашние заботы» впервые была опубликована в журнале «Знамя» (1961, № 2). Критик Владимир Лакшин отозвался на публикацию строгой рецензией «Робкие мужчины» (Нов. мир. – 1961. – № 8), в которой призывал автора «не тешиться туманными романтическими настроениями и придуманной поэтичностью»…
Но именно эта повесть в разные годы вызывала особый интерес кинематографистов.
Первая экранизация – фильм «Завтрашние заботы» (режиссёры Григорий Аронов и Будимир Метальников) – вышла на экраны в 1963 году (фильм снят в 1962-м).
В главной роли Глеба Вольнова снимался Анатолий Азо, фильм «Завтрашние заботы» открыл ему дорогу в кинематограф.
Анатолий Азо закончил ремесленное училище, и ударно трудился токарем-карусельщиком на Ленинградском металлическом заводе (был даже представлен к званию Героя Социалистического Труда). Одновременно он посещал Народный театр Выборгской стороны, где был замечен на одном из спектаклей директором Псковского областного театра. В Пскове он проработал один сезон: пройдя пробы на роль Вольнова, вернулся в Ленинград.
Роль капитана Левина в фильме исполнил Юрий Дедович, роль Агнии – Елена Добронравова (в начале литературного пути её муж писатель Эдуард Шим был соавтором Виктора Конецкого – ими написаны в 1957 г. литературный сценарий «Своими руками», а в 1958 г. киноповесть «Опора»).
Картину снимали в Архангельске и в Красноярском крае. В те годы ещё не изменился облик старого Архангельска, деревянной Соломбалы в дельте Северной Двины, ещё выходили в море двухтрубные ледоколы и МРСы (сегодня один из последних стоит у причала Музея Мирового океана в Калининграде).
«Съёмки были очень сложными. После Архангельска мы дошли на двух зверобойных шхунах до Диксона и дальше в устье Енисея. Испытали на себе шторма, как говорят моряки, искали паковые льды… Искали правду Севера. Всё по Конецкому…» – рассказал нам Юрий Игнатьевич Дедович.
Оценивая фильм Г. Аронова и Б. Метальникова, кинокритики отмечали, что режиссёры «Завтрашних забот» слишком много усилий затратили на погружение в сугубо формальную сторону повести.
«…Долгая и нелегкая морская жизнь самого автора [Виктора Конецкого] превратила море в его произведениях в настолько органический и внешне будничный фон, что словесная шелуха восторгов отлетает. Остаётся любовь к морю, его знание, доскональное, глубокое. Отлетает красивость – остаётся суровая красота. И это происходит не только с пейзажами, но прежде всего с героями морских рассказов. Они просты и внешне непримечательны. Они труженики и работают, думают, действуют без позы, без эффектов. Прокуренные трубки не дымят в зубах просоленных капитанов, и разбитные матросы не совершают эквилибра на вантах. Конецкий пишет точно и спокойно, без бенгальских огней. Зато потом, когда закрываешь книгу, происходит удивительное: казалось бы, будничное, “рабочее” море, молчаливые, нескладные люди – но всё это оборачивается высокой романтикой мужества и глубокой человечностью. Этот “ключ” почему-то безнадежно потеряли или не стали искать ленинградские кинематографисты…» (Гуревич Л. Как обрезают крылья // Искусство кино. – 1963. – № 8).
Перевести литературу на язык кино сложно. Действительно, как быть с размышлениями автора, с его точным словом? Как передать сдержанную, строгую и в то же время интеллектуальную атмосферу повести?..
В 1984 году на экраны вышел телефильм по повести Виктора Конецкого «Завтрашние заботы» режиссёра Олега Рябоконя – под названием «Перегон».
В роли Глеба Вольнова снимался Александр Михайличенко – в то время актёр Ленинградского академического театра драмы имени А.С. Пушкина (Александринский театр).
Роль капитана Левина исполнил харизматичный Валентин Гафт (запоминается и исполнение им в фильме «Сентиментального марша» Булата Окуджавы).
Роль Агнии исполнила ленинградская актриса Марина Старых, а роль матери Вольнова – Тамара Ивановна Алёшина (Толубеева), легенда Александринки (в 1945 году она прославилась в роли старшего лейтенанта Маши Светловой в киноленте «Небесный тихоход»).
Телефильм снимали в Усть-Нарве, на территории небольшого порта рыболовецкого совхоза, и во внутренних водах Балтики. «Архангельском» стали ленинградские Озерки.
Съёмки, по рассказам нашего друга Вячеслава Алексеевича Иванца (он работал на фильме помощником оператора), пришлись на март, и «арктический лёд» пришлось заимствовать на рыболовецком заводе, где были специальные холодильники для хранения рыбы…
Перед съёмками «Перегона».
Съёмочная группа в порту Усть-Нарвы.
Валентин Гафт (в центре) с членами экипажа МРС.
Александр Михайличенко и Марина Старых. Съёмка эпизода фильма.
Любительские фото: Вячеслав Иванец. 1984 год.
В 2006 году московским режиссёром Александром Аравиным снят 4-хсерийный фильм «Завтрашние заботы». Сценарий фильма написал Андрей Дмитриев (прозаик, лауреат премий «Русский Букер», «Ясная Поляна», «Большая книга»). И это самая удачная трактовка повести Виктора Конецкого, в которой нет резкого педалирования на пресловутый «любовный треугольник», ревность и примирение во имя мужской дружбы. Режиссёру удалось главное: показать точные проявления характеров героев Конецкого, и потому процесс развития их чувств и переживаний на фоне архангельских белых ночей и арктического пространства стал интересным.
Человеческие отношения интересовали режиссёра прежде всего. И всё же, именно в этом фильме отчётливо проявился главный персонаж Виктора Конецкого – Океан, который у писателя всегда одушевлён: он «всё знает», он «любит» или «не любит». Фильм снимали в Архангельске и в Арктике.
Режиссёр фильма постарался сохранить ритм и атмосферу середины 1950-х годов, и потому фильм сознательно сделали чёрно-белым.
Картина А. Аравина «Завтрашние заботы» пролежала на полке восемь лет: «не формат», говорили теленачальники…
Главные роли в фильме исполнили Дмитрий Ульянов (Вольнов), Александр Лазарев-мл. (Левин) и Анастасия Аравина (Агния). В картине также заняты замечательные актёры Светлана Тома, Пётр Зайченко, Андрей Белый и другие.
Дмитрий Ульянов в роли Глеба Вольнова.
Дмитрий Ульянов вспоминал: «В картине мне очень дорога линия матери – её играет Светлана Тома, линия благоговейной любви к ней маленького сына на фоне блокады. Блокадные кадры, документальные и художественные, это, мне кажется, главный ключ к фильму. Ведь Виктор Викторович сам был блокадником. И он, зная, что среди моряков робких мужчин отродясь не водилось, хорошо объяснил, откуда эта нерешительность по отношению к женщине – ну не знает мой влюбившийся герой, как подступиться к Агнии! Потому что не научен, потому что безотцовщина, как и полстраны военных мальчишек...» (Комс. правда. – 2014. – 6 июня).
Герои Виктора Конецкого дороги нам своими характерами, вдумчивым отношением к миру, своими размышлениями о жизни, любви, времени. И не случайно мы вспоминаем старые любимые книги и фильмы, ведь «ничего нельзя забывать», как и вычеркнуть из творческой биографии писателя.
Татьяна Акулова-Конецкая
Сердечно благодарим Вячеслава Алексеевича Иванца за внимание
к памяти В.В. Конецкого и редкие фотографии из личного архива,
переданные Морскому фонду имени Виктора Конецкого.