21.02.2019
23 ФЕВРАЛЯ – ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА
ГЕРОИ КОНЕЦКОГО
ЛЮДИ И КОРАБЛИ
В личном архиве В.В. Конецкого хранится фотография с надписью: «Спасательное судно “Вайгач»”. Капитан 2-го ранга Трифонов, мой первый командир. В. Конецкий».
Полное имя замечательного моряка раскрыла заметка о спасении парохода «Илья Репин» «Героизм и мужество военных моряков», присланная из Мурманска нашим другом – журналистом Олегом Всеволодовичем Сюсюрой.
ГЕРОИЗМ И МУЖЕСТВО ВОЕННЫХ МОРЯКОВ
Капитан 3 ранга Трифонов, командир небольшого спасательного судна, просел только что полученную радиограмму. «Окажите помощь, – говорилось в ней, – терпящему бедствие пароходу “Илья Репин”».
Была полярная ночь. В таких условиях нелегко разыскать затерявшийся среди волн пароход, а еще труднее спасти его. Однако командир, отдал своему помощнику старшему лейтенанту Басаргину необходимые распоряжения, вчерне набросал план спасательной операции.
Когда все подготовительные работы были закончены, корабль, разрезая форштевнем темно-зеленые волны, направился к месту аварии. С каждой минутой качка усиливалась. Студеный зюйд-вест обжигал лица моряков. Но бывалый офицер уверенно вел корабль к цели.
Виктор Конецкий. «”Вайгач”выходит из Кольского залива
на спасение». Рисунок. 1952 год.
После продолжительного поиска пострадавшего парохода спасательное судно подошло, наконец, к нему. Оказалось, что «Илья Репин» в темноте наскочил на камни и получил несколько пробоин. Когда начался прилив, пароход сняло с камней. Экипаж самоотверженно боролся за живучесть, но вода поступала всё сильней. Крен на правый борт достиг четырнадцати градусов.
Капитан 3 ранга Трифонов быстро оценил обстановку. Он предложил капитану парохода отойти на мелкое место. Когда распоряжение было выполнено, на борт «Ильи Репина» переправилась аварийная партия во главе с офицерами Басаргиным и Сюсюрой. Началась напряженная борьба с водой.
Порывистый ветер, раскачивая суда, то и дело рвал швартовы. На морозе леденели руки. Моряки трудилась по пояс в воде, которая продолжала поступать. Был затоплен грузовой трюм, вода появилась в каютах. Но моряки, не считаясь с усталостью, быстро вводили в действие переброшенные на пароход мотопомпы. Мотористы Петров и Валевский начали откачивать воду из помещений.
Трудности возникали одна за другой. В затопленных отсеках парохода плавали сено, мусор. Они забивали сетки шлангов, и мотопомпы работали вхолостую. Тогда по примеру инженер–капитан-лейтенанта Сюсюры матросы и старшины шли в ледяную воду и очищали сетки. Старшина 2 статьи Бородин, старший матрос Капустин, матрос Казначеев действовали четко и хладнокровно. Промокшие до нитки военные моряки всё время находились на самых опасных участках, помогали экипажу «Ильи Репина» бороться с водой.
Чтобы ускорить откачку воды, военные моряки вооружили дополнительно паровой аварийно-спасательный насос. Пока шла откачка воды, водолазы мичман Дряхлов и старшина 2 статьи Дашин спустились за борт и начали обследовать корпус парохода, чтобы установить места пробоин.
Ночью разыгрался шторм. Стоять у борта парохода стало опасно. Оставив на пароходе аварийную партию, спасательное судно отошло, а утром следующего дня моряки обоих судов начали заделывать пробоины. Двое суток работали они в ледяной воде и с честью выполнили трудную задачу.
Выполняя сложную и ответственную операцию, военные моряки еще раз продемонстрировали свое высокое воинское мастерство, мужество и стойкость. Как всегда, умело и хладнокровно руководил действиями подчиненных командир спасательного судна Василий Александрович Трифонов. Отличившиеся при спасении парохода «Илья Репин» офицеры Трифонов, Басаргин, Сюсюра, старшина 2 статьи Бородин, мотористы Петров, Валевский и другие награждены.
Корр. «Советского Флота».
«Небольшое спасательное судно» под командованием капитана 3-го ранга В.А. Трифонова, оказавшее в море помощь пароходу «Илья Репин», называлось «Вайгач».
На СС «Вайгач» 441-го Отдельного дивизиона аварийно-спасательной службы Северного флота будущий писатель служил с ноября 1952 года по июнь 1953 год, и всегда с теплотой вспоминал своих товарищей.
Грузопассажирский пароход «Илья Репин» был спущен на воду в 1927 году на судоверфи «Stettiner Oberwerke AG» в Штеттине (Германия) под именем «Rugard». Водоизмещение – 2150 тонн, длина – 77 метров, ширина – 10,9 метров, осадка – 4 метра, скорость – 15 узлов. Пароход имел две паровые машины общей мощностью 1900 л/с, пассажировместимость – 185 мест, грузовместимость – 40 тонн, экипаж – 56 человек (14 человек – командный состав).
С 1950 году «Илья Репин» был переведён на баланс Мурманского морского пароходства и работал на скорой линии Мурманск–Архангельск–Мурманск, делал по 22 захода в портопункты побережья Баренцева и Белого морей. В зимнее время пароход работал на линии Мурманск–Йоканьга–Мурманск. Пароход выполнял рейсы в Линахамари и Озерко. Перевозил рыбаков, военных моряков и пограничников. За 18 лет эксплуатации в ММП п/х «Илья Репин» перевёз более 440 000 пассажиров, более 35 000 тонн народно-хозяйственных грузов, прошёл более 400 000 миль. За последние 10 лет эксплуатации моряки «Ильи Репина» сэкономили более 750 000 рублей по статьям расхода.
Данной информацией поделился с нами известный капитан дальнего плавания ММП Вячеслав Васильевич Кисляков.
«В июле 1966 года с группой курсантов Ленинградского мореходного училища (ЛМУ) я прибыл в Мурманск для прохождения годичной плавательной практики на судах пароходства, – вспоминает В.В. Кисляков. – Меня и ещё двух курсантов третьего курса Валентина Кустова и Василия Дмитрова направили на знаменитый по всему Северу пароход “Илья Репин”, который уже тогда называли “Дедушкой пассажирского флота”. А после окончания ЛМУ в марте 1968 года я вновь пришёл на это же судно, но уже в должности третьего штурмана, и работал на пароходе до передачи его и перегона по рекам в город Днепропетровск, где ему была уготовлена участь развесёлого плавучего ресторана…
…До войны “Rugard” работал на линиях Балтийского и Северного морей, совершая рейсы на расстояния до 1000 морских миль, перевозя пассажиров и грузы для Германии. Судно отличалось своим мощным клепанным корпусом из знаменитой крупповской стали и безотказностью работы паровой машины. Но прежде всего его узнавали в портах Германии по знаменитой трубе и мощному паровому тифону, звук которого был слышан на многие морские мили. К 1939 году Германия располагала крупным торговым и пассажирским флотом.
«Rugard». 1939 год.
Начало Второй мировой войны не стало неожиданностью для немецких судоходных компаний. Капитаны судов имели секретные инструкции на случай “чрезвычайных обстоятельств”. Практически все пассажирские суда в начале войны были возвращены в порты Германии, где их быстро переоборудовали под базы подводных лодок, плавучие казармы, госпитали, мастерские, а затем рассредоточили по разным портам: Киль, Гамбург, Данциг, Готенфаген, Штеттин, Бременхафен, Фленсбург и другим. По существу, большинство пассажирских судов Германии отстаивались в гаванях, не принимая участия в операциях на морских театрах войны. Пароход “Rugard” во время войны использовался как по назначению, так и в качестве госпитального судна, он считался и личной яхтой Германа Геринга, рейхсфюрера гитлеровской Германии.
Война, как известно, закончилась победой антигитлеровской коалиции над фашистской Германией. Судьба германского флота решалась на Потсдамской конференции трех держав в конце июля – начале августа 1945 года, где были определены принципы распределения германского флота среди союзников. Часть германских пассажирских судов перешла под советский флаг.
Пароход “Rugard” в счет репараций был также передан СССР. После передачи судно прошло переоборудование, и было названо именем великого русского художника – “Илья Репин”, а затем отправлено в порт Ленинград.
26 июня 1945 года вышло постановление СНК СССР о реорганизации Гидрографического института в Высшее арктическое морское училище Главсевморпути (ВАМУ). Все студенты Гидрографического института, учившиеся в то время, стали курсантами ВАМУ. Для обеспечения практики курсантов училищу были переданы пассажирский пароход “Илья Репин” и две парусно-моторные шхуны ледового класса – “Профессор Визе” и “Академик Шокальский”. В дальнейшем ВАМУ было преобразовано в ЛВИМУ им. адмирала С.О.Макарова.
А.И. Русаков (1898–1952). «Пароход “Илья Репин” на Неве».
Холст, масло. 1947 год. Из частного собрания.
Вот что вспоминает о пароходе “Илья Репин” капитан ММП Семён Лазаревич Либеров: «Тогда в 45-м в арктическом училище не было общежития. Все курсанты жили в громадном куполообразном здании бывшего Гидрографического института на Заневском проспекте. Вначале – в актовом зале, позже – под самым куполом. Но там надо было размещать лаборатории, и кому-то пришла в голову гениальная идея поселить курсантов на пассажирском пароходе “Илья Репин”. Он стоял у причала не далеко от 16-й линии Васильевского острова. Судно было вполне комфортабельным: каюты трех классов, музыкальный салон, прекрасный ресторан. Он казался курсантам просто раем…»
Но не долго длился рай для курсантов. На Севере в Мурманске надо было налаживать пассажирские перевозки вдоль побережья Баренцева и Белого морей. Так пароход получил свою новую прописку – порт Мурманск, Мурманское морское пароходство.
«Илья Репин».
Более 18 лет судно обслуживало побережье Белого и Баренцева морей. На линиях Мурманск – Архангельск, Мурманск – Йоканьга, Мурманск – Озерко, и других были перевезены сотни тысяч пассажиров и тысячи тонн груза. Сотни жителей побережья каждый раз с нетерпением ожидали, когда же на горизонте появится знаменитая труба “Ильи Репина” или зазвучит его гудок. Судовое сообщение было единственным видом связи с материком. Пароход всегда ждали с любовью и нетерпением.
Пароход «Илья Репин».
Западный Кильдин. 1962–1963 гг.
Когда 5 октября 1968 года “Дедушка пассажирского флота”, последний из могикан парового флота, славный труженик Советского Заполярья, уходил из Мурманска в свой последний рейс, капитан порта Юрий Львович Попов лично сообщил на все суда, стоявшие в порту и на рейде, что пароход “Илья Репин” уходит из родного порта навсегда. Это были незабываемые минуты. Как только были отданы последние швартовы, началось что-то невообразимое. Сначала начали гудеть судовыми тифонами и свистками катера АСПТР, буксиры, портовый флот и суда ВМФ, стоявшие у морского вокзала. Затем мощно заревели ледоколы и суда, поставленные на СРЗ, к ним подключились все суда, стоявшие в порту и на рейде, а по мере движения судна по заливу к этому реву судовых тифонов и свистков подключились гудки паровозов и клаксоны автомобилей.
На душе творилось что-то необычайное. Помимо воли на глаза наворачивались слезы и мурашки бежали по телу. Я стоял на мостике и видел, как катились слезы у морских волков – капитанов Николая Павловича Показанова и Василия Ивановича Игауна, которые провожали любимое судно в его последний рейс. И в этих гудках судов, паровозов и машин была выражена человеческая любовь и уважение к знаменитому труженику – пароходу “Илья Репин”. С судьбой судна напрямую были связаны тысячи человеческих судеб. Пароход был кузницей кадров. На нём прошли обучение и повысили квалификацию более 400 моряков. Из экипажа п/х “Илья Репин” вышли и в последующие годы работали двадцать один капитан дальнего плавания, из них один – Герой Социалистического Труда, четыре партийных работника, три капитана наставника, два заместителя начальника пароходства и Министерства морского флота.
Сотни членов экипажа и тысячи людей с побережья с благодарностью вспоминают ту неповторимую атмосферу, которая существовала на славном и легендарном судне. Память о “Дедушке пассажирского флота” и тех временах осталась в экспонатах и фотографиях, которые хранятся в музее Мурманского морского пароходства. А для меня пароход “Илья Репин” прежде всего напрямую ассоциируется с его славным экипажем, а также с моими первыми капитанами – Николаем Павловичем Показановым и Василием Ивановичем Игауном, прекрасными людьми и непревзойденными моряками-профессионалами, давшими многим судоводителям, в том числе и мне, путевку в большую капитанскую жизнь».
К сожалению, новой информации о В.А. Трифонове пока найти не удалось, как и об офицере Басаргине, фамилию которого Виктор Конецкий присвоил главному герою повести «Кто смотрит на облака».
О судьбе инженер–капитан-лейтенанта Всеволода Сюсюры рассказал его сын Олег Всеволодович:
«Мой отец, Всеволод Ильич Сюсюра, родился 25 января 1926 года в селе Николаевка на Азовском море. Его отец, сельский учитель Илья Филимонович, был репрессирован в 1930-е годы, и лишь в 1940-е годы, предположительно, был выпущен из лагеря в Казахстане по причине болезни, которая тогда считалась неизлечимой.
Мой отец и его старший брат Ростислав воспитывались в специальном детдоме для детей репрессированных на Урале. Отец рассказывал, что вместе с ним там были дети репрессированных маршалов Якира и Тухачевского, но им по прибытии в детдом меняли имена и фамилии. Ростислав, по рассказам отца, сумел бежать, найти части кубанского казачества генерала Павлова, и присоединиться к землякам на фронте. Он был принят в комсомол, воевал пулемётчиком в пулемётно-артиллерийском полку, и погиб летом 1944 года при освобождении Белоруссии. Похоронен в братской могиле в Брестском районе, близ деревни Павлово.
Отец по окончании десятилетки в детдоме приехал в Ленинград и поступил в Военно-механический институт. Сразу сесть за парту не пришлось, поскольку первокурсники были заняты восстановлением здания института после бомбёжек и блокады. Затем вышел указ Сталина о том, что студенты должны идти в армию или в военные училища, и отец перенёс свои нехитрые пожитки в здание Адмиралтейства – в Высшее военно-морское инженерное училище имени Ф.Э. Дзержинского. На первом курсе в 1945 году он прошёл практику на паруснике “Крузенштерн”.
По окончании училища в звании инженер-лейтенанта отец был направлен на Северный флот, где служил на спасательном судне “Вайгач”. Позднее стал на судне командиром БЧ-5. Одновременно он возглавлял все работы водолазной команды судна.
В 1954 году Всеволод Ильич женился на выпускнице Герценовского педагогического института, учительнице географии Нине Мартыновне Винча. Потом родился я, а в 1956 году – мой брат Михаил.
В начале 1950-х годов отец участвовал в возведении объектов нового ядерного полигона на Новой Земле. Водолазные работы выполняли его подчинённые. Точнее год не знаю.
В.И. Сюсюра (в центре) на Новой земле. 1950-е годы.
Фотография из личного архива О.В. Сюсюры
(г. Мурманск).
О том, что Виктор Конецкий и отец служили вместе, я узнал от него, когда отец увидел у меня в руках книгу “Среди мифов и рифов”. Позднее, году или в 1972-м или в 1973-м Виктор Викторович был у нас в гостях, и тогда я мельком познакомился с “дядей Витей”, как рекомендовал мне его отец. Это было потрясение – я в первый раз пожал руку настоящему писателю, тем более, одному из своих любимых сочинителей.
Кстати, отец часто вспоминал, что боцман Росомаха в повести “Путь к причалу” – реальный персонаж, он служил на “Вайгаче”.
С тех пор я внимательно следил за творчеством Виктора Конецкого.
А отец в 1950-е годы, после серьёзного повреждения здоровья в ходе одной из спасательных операций, был списан на берег, и до 1975 года преподавал на военной кафедре Мурманского высшего инженерного морского училища. Затем он продолжил уже гражданскую работу в Мурманском обкоме ДОСААФ.
У отца есть медаль “За боевые заслуги”, но за что именно она была ему вручена, не знаю, возможно, за спасение “Ильи Репина”.
В.И. Сюсюра ушёл из жизни в 2002 году. Как кавалер боевой награды, похоронен на мемориальном участке городского кладбища Мурманска. В 2012 году рядом с ним положили и мою маму.
Отец при жизни неохотно рассказывал о службе. Про спасательную операцию, описанную в присланной мною заметке, он вообще никогда не вспоминал. Отец по жизни был очень, а порой, излишне, скромен»…
Виктор Конецкий. «Баренцево море. У Рыбачьего».
СС «Вайгач». Карандаш. 1952–1953 гг.