05.06.2025
НА ОСТРОВЕ РОЗ
…Но надо жить без самозванства,
Так жить, чтобы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов...
Борис Пастернак
Сегодня в Санкт-Петербурге активистами Морского литературно-художественного фонда имени Виктора Конецкого на Матисовом острове (наб. р. Пряжки) посажены тридцать кустов роз, в т. ч. именные кусты роз в память писателей Олега Базунова и Виктора Конецкого.
Олег Базунов (5 июня 1927 – 12 октября 1992)
Виктор Конецкий (6 июня 1929 – 30 марта 2002)
На Матисовом острове в 1815 г. на заводе Чарльза Берда
был построен первый русский пароход «Елизавета».
Располагавшееся на Матисовом острове предприятие было основано в 1792 г. шотландцем инструментальным мастером Ф. Морганом, а через несколько лет перешло к его зятю Ч. Берду.
Идея превратить Матисов остров в Остров роз реализуется уже несколько лет: здесь появились аллеи, на которых высаживаются розы в честь замечательных людей, живших рядом с островом. Мы все заинтересованы в том, чтобы пространство Матисова острова стало привлекательным для петербуржцев и гостей нашего города.
Инициатор и координатор эко-культурного проекта «Остров роз» –
АННА-МАРИЯ МАТИС, солистка Мариинского театра (меццо-сопрано). С проектом можно познакомиться на сайте:
https://ostrovroz.ru
Внучки Олега Базунова Катя и Анна.
Посадить розы в память писателей было поручено
Кате Толстой и старпому атомохода «50 лет Победы» Диане Киджи.
Катя и Диана с нашим замечательным помощником – волонтёром проекта «Остров роз»
Дмитрием Пылкиным.
Друзья Морского фонда имени Виктора Конецкого на посадке роз.
Финальной точкой этого дня стало посещение Музея Петербургских ангелов (пр. Римского-Корсакова, 93), где наши друзья познакомились с творчеством и коллекцией двух удивительных мастеров - Романа Шустрова и Марии Касьяненко, говорили и о любимых писателях. Сердечно благодарим директора Музея Петербургских ангелов Елену Добрякову и экскурсовода Людмилу Осокину за рассказ о музее и гостеприимство.
Рассказ о творчестве Р. Шустрова и А. Касьяненко ведёт
Людмила Осокина.
Правнук О. В. Базунова Ярослав у «Ангела с ветряком»
Романа Шустрова (установлен на Матисовом острове напротив
отеля «Матисов домик» в 2023 году).
6 июня в День Русского языка и День рождения А. С. Пушкина на Матисовом острове при поддержке Морского литературно-художественного фонда имени Виктора Конецкого и других общественных организаций, петербургских писателей стартует литературный конкурс «Сказки Ангелов острова Роз», в котором примут участие юные петербуржцы – своими стихами и рассказами, посвящёнными Острову и Петербургу.
В СОЧИНИТЕЛЬСКОМ МАРАФОНЕ ПУШКИН-ЛИЦЕИСТ ВЫШЕЛ В ФИНАЛ
СО СТИХОТВОРЕНИЕМ О РОЗЕ
Поэтический бум в Царскосельском лицее начинался с запрета писать стихи, а продолжился сочинительским марафоном на уроке словесности. В финал вышел 12-летний Пушкин.
Роза
Где наша роза?
Друзья мои!
Увяла роза,
Дитя зари!..
Не говори:
Вот жизни младость,
Не повтори:
Так вянет радость,
В душе скажи:
Прости! жалею...
И на лилею
Нам укажи.
Из летописи жизни и творчества А.С. Пушкина: «Март 1812 года. Кошанский после лекции обращается к ученикам с предложением описать розу стихами. Пушкин сочиняет два четверостишия, которые всех восхищают (не сохранились)».
…Представим на минуту этот мартовский день 1812 года. Никто не ведает о том, что скоро начнется война и мимо окон Царскосельского лицея потекут на запад полки. В дворцовом парке еще лежит снег. По утрам мороз рисует на окнах причудливые цветы, которым нет названья. Не эти ли цветы на окнах, не тоска ли по теплу и весне навели 30-летнего преподавателя словесности Николая Кошанского на мысль дать лицеистам задание написать о розе?
Надо сказать, что до той поры лицеисты писали стихи в основном украдкой, по ночам. Сочинение стихов начальством запрещалось, а тут вдруг их разрешают писать на уроке!
Пущин вспоминал (сорок лет спустя!): «Как теперь вижу тот послеобеденный класс Кошанского, когда, окончивши лекцию несколько раньше урочного часа, профессор сказал: “Теперь, господа, будем пробовать перья! Опишите мне, пожалуйста, розу стихами”. Наши стихи вообще не клеились, а Пушкин мигом прочел два четверостишия, которые всех нас восхитили. Жаль, что не могу припомнить... Кошанский взял рукопись к себе...»
Очевидно, все почувствовали что-то необычайное, невероятное в том, как появились эти первые пушкинские стихи: на глазах у всех, из ничего, из ниоткуда. Это были не просто складные вирши, а что-то особенное.
Написанные на уроке пушкинские четверостишия превосходили ожидаемое Кошанским, вот он и унес их с собой как памятную драгоценность. Очевидно, тут был и педагогический момент: профессору не хотелось, чтобы Пушкин сильно задирал нос.
Когда в 1814 году Кошанский дал лицеистам задание описать по-французски свой внешний и духовный портрет, пятнадцатилетний Пушкин себя не пощадил:
Нет, не родился тот крикун,
Тот говорун Сорбонны,
Что был бы более болтун,
Чем ваш слуга покорный...
Вскоре он пишет послание друзьям «Роза». Это уже не импровизация, а выношенное произведение с глубоким, если не таинственным смыслом, за которым стоит неплохое знание юным автором Евангелия, где Господь говорит: «Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них... Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам»…
Дмитрий Шеваров