Библиотека Виктора Конецкого

«Самое загадочное для менясущество - человек нечитающий»

Александр Рубашкин. ГДЕ НАЙТИ СЛОВА…


…Между нами семь месяцев разницы плюс блокада. «Плюс» и возраст в пользу Виктора Конецкого. Мы оба печатались с середины пятидесятых.

Он был колючий, нервный, нежный, вспыльчивый, отзывчивый. Все подходило к нему.

У нас было много случайных встреч и месяц в Ялте, в Доме творчества. Он жил в номере 43, «генеральском», который любил К. Г. Паустовский: большая лоджия смотрела на море, я в 38-м, более скромном.

Ялта сентября 1969-го запомнилась.

Мы втроем — Виктор, Борис Вахтин и я ходили по утрам, часов в семь, купаться. По дороге вели разные разговоры. Не о московских новостях, не о политике, о нашем житье-битье. Борис — о своих, пока тщетных попытках публикации прозы, Виктор о капитанстве и каких-то неприятностях с грузами, я — о родном издательстве и сложностях с цензурой. Виктор вдруг сказал про то, о чем не писал впрямую, — о зверской, невыносимой тоске в семимесячном плавании. Он считал предельно возможным срок «долгого отсутствия» — месяца два-три. Это говорил «старый холостяк», я же подумал тогда о людях семейных. А еще о последствиях такого труда.

Во время одного из «утренников» мы шли и подначивали друг друга. И вот к чему-то Борис сказал о партийности Виктора. Мол, мы с Сашей в партийные круги не вхожи. Конецкий ответил не агрессивно, скорее вяло. Дескать, что вы понимаете? Он вдруг показался мне старше не на семь месяцев, даже не на год с небольшим, на которые обогнал Вахтина. Груз пережитого — и блокады, и многих тысяч миль океанских просторов, и неупорядоченности бессемейной жизни как-то сразу стал очевидным. Конецкий рассказал, как построили их, выпускников-старше­курсников военно-морского училища, и прозвучал вопрос (тут я даю текст в кавычках, потому что запомнил): «Кто хочет быть членом Коммунистической партии Советского Союза? Шаг вперед!» Молодой моряк шагнул вместе со всей ротой.

Это был тот случай, когда я увидел высокого, статного, уверенного в себе Бориса немного смущенным. Он не был военным, а восточный факультет — не мореходное училище…

Я часто слышал: кого-то Виктор «обложил» по телефону, кого-то в дом не впустил (а приходили без всякого предупреждения читатели и читательницы, ему незнакомые). На себе я его характер не почувствовал ни разу.

Однажды был свидетелем его резкого недовольства литературными чиновниками. Помню, как у него дома он ругательски ругал их. Виктор подал в издательство «Художественная литература» заявку на двухтомник (это, очевидно, уже начало восьмидесятых). Еще на уровне утверждения планов в писательском Союзе Конецкого «подсократили», предложили один том. «Я им отвечу. Я им напишу». Он действительно сел за стол и начал писать своему давнему знакомому, работнику ЦК партии Альберту Беляеву. Пикантность ситуации заключалась в том, что зам. зав. отделом культуры ЦК был к тому же… морским писателем (кто теперь помнит его «Чайки садятся на воду», упомянутые в тогдашних энциклопедиях?!). Мое присутствие явно распаляло Виктора. После каждой фразы он останавливался: видишь, вот я написал. Пусть покажет Георгию Маркову, большому мастеру пера. Я могу и уйти из СП. У меня еще в запасе Союз кинематографистов…

Виктор не стучал на машинке, писал от руки, давая как бы непосредственный выход своему негодованию… Не знаю, послал ли он это письмо, но дрожи в коленках не испытывал. Ни перед кем. За ним, как известно, стоял флот, съесть Конецкого с потрохами было не просто.

У нас были и общие пристрастия, и разное отношение к одним и тем же людям. Я не очень ладил с Р. И. Файнберг, особенно когда она возглавляла отдел литературы и искусства журнала «Нева», пост, от которого я перед этим отказался, не приняв его. Писала Рахиль Исааковна, на мой взгляд, суховато. Все же, поскольку Ленинград был для критика городом малых возможностей, и при А. Попове и при Д. Хренкове (главных редакторах) я продолжал печататься в «Неве» с переменным успехом. Между тем Р. И. Файнберг выпустила первую монографию о Конецком (1980 г.). Увидев однажды писателя беседующим со своим биографом в подчеркнуто доброжелательной манере, я высказал свои литературные претензии коллеге-критику. По ответу моего товарища понял — ничто человеческое ему не чуждо. Он не спорил со мной, но сказал примерно так: «Где ты еще найдешь такого чудака, который напишет монографию о Конецком?» Я был уверен, что он преувеличивает, но, кажется, до сих пор эта книга о прозаике остается единственной…

Я видел В. Конецкого в разных обстоятельствах. При мне произошла его ссора с Глебом Горышиным, человеком способным, хорошо начинавшим, но потом как-то обозлившимся на весь мир, особенно после начала «перестройки»…

Поздним вечером мы сидели у Виктора в номере Дома творчества (Комарово) и слушали радио. Внезапно вошел Длинный (так мы его называли) Горышин, даже не вошел — ввалился в огромных сапогах 46-го размера. Оказалось, он проездом на машине, по пути в Ленинград. Знай я, сколь «мирной» окажется беседа давних товарищей, я бы ретировался. После нескольких общих фраз — куда да откуда — Глеб что-то сказал о писательском деле, его непрочности. И вдруг Виктор «откликнулся»: «Какое у тебя писательское дело, что ты за писатель..?» Это было сказано неосторожно, да и прямо скажу — несправедливо. Ко всему «шофер-любитель» был немного под «мухой». Может быть, он даже собирался переночевать у товарища, теперь же дело дошло до драки… в разных весовых категориях.

Урезонить Глеба стоило усилий. Помогли ссылки на «режимность» Дома: многие уже спали, другие работали. Мне удалось проводить Горышина к машине. Я еще вернулся сказать, что поздний гость уехал, хотя на душе было неспокойно: как-то доедет. Виктор, словно бы продолжив прерванный разговор, пробурчал: «У него писательское дело, у меня — морское»…

Среди ленинградских писателей старшего поколения у Виктора близких, по-моему, не было. Он с благодарностью говорил о поддержке в разное время М. Слонимского, В. Пановой. Об отношении его к Ф. Абрамову узнал из заметок, в которых Виктор писал о том, что из своего окна видит допоздна свет лампы над столом Федора Александровича. Оба жили в писательских домах. Зная их расположение (рядом, но под углом друг к другу), я хорошо представляю себе «смотровую площадку» Конецкого. С нее можно было увидеть свет и в других окошках. Но Виктор выделил это.

И потому не кажется мне странным один его поступок…

Ранним утром 14 мая 1983 года в доме у Виктора раздался тревожный звонок из Москвы. Критик Игорь Золотусский, писавший о Конецком лучше многих, спросил: «Знаешь, что умер Абрамов?» Виктор не знал, через несколько минут в Москве прозвучал ответный звонок: «Это правда». Два дня спустя я звонил Виктору, сказал о предстоящем прощании в Доме писателей. Он ответил, что попрощался сам. В первую же ночь после смерти Федора пришел в морг. Хотел побыть с Абрамовым без свидетелей.

Кажется, Конецкий еще кому-то об этом сказал, во всяком случае об этом знала Людмила Владимировна Крутикова-Абрамова. С ней и Глебом Горышиным мы втроем составили небольшую группу ленинградцев, полетевших в деревню Верколу. Утром 19 мая я бросил горсть земли в открытую могилу Федора Александровича на угоре перед его деревенским домом. Еще одну горсть кинул как бы от имени тех питерцев, которые не смогли быть там в этот день, в том числе от Виктора, так по-своему простившегося с Абрамовым.

Встречи с писателем — это не только общение личное, но и с его книгами. Я высоко их ценил, писал не однажды об этой лирико-иронической путевой прозе, знаю, что он читал мои опусы. Однажды сказал ему о том, как неожиданно для меня прозвучал его рассказ «Еще раз о войне». Открывались новые возможности раскрытия характеров… Но пора наступить на горло собственной «критической песне». Пусть это будут только воспоминания, вернее штрихи, заметки — к портрету коллективному…

В последний раз я видел В. Конецкого в день 70-летия, которое отмечалось в Петербургском ПЕН-центре. Выступали не только коллеги — моряки и литераторы, но и «просто» читатели. Что-то из написанного здесь я говорил, но трудно было найти слова точные о человеке, само существование которого помогало и поддерживало. Он не был всегда и во всем справедливым. Как писал поэт, «безгрешных не знает природа». Но Виктор Викторович (вовек я так его не называл) не терпел ложного пафоса, его суровая проза была смягчена иронией. Ее он оставил нам вместе с веселыми кинокомедиями. Смягчат ли они чувство потери? Не думаю.




Новости

Все новости

24.04.2024 новое

«БЕГ ВРЕМЕНИ БОРИСА ТИЩЕНКО»

21.04.2024 новое

ПИСАТЕЛЬ АНАТОЛИЙ ЁЛКИН

12.04.2024 новое

ПАМЯТИ ГЕРОЕВ ВЕРНЫ


Архив новостей 2002-2012
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru