11.10.2019
АРХАНГЕЛЬСК – СЕВЕРОДВИНСК
8 октября в литературно-музыкальном салоне «Кают-компания» Северного (Арктического) университета им. М.В. Ломоносова в Архангельске состоялась презентация книги Э.Я. Фесенко «…Сын Земли и Океана: Этюды о Викторе Конецком» (2019 г.). Книгу представили: автор профессор Эмилия Яковлевна Фесенко, Т.В. Акулова-Конецкая, историк флота Пётр Валентинович Веселов. Ведущая – Ирина Юрьевна Кузнеченкова, зав. сектором читальный зал «Архангельск» (Интеллектуальный центр Научная библиотека им. Е.И. Овсянкина САФУ).
«Я старалась вложить в эту книгу свои размышления о Викторе Викторовиче, человеке неординарном, – заметила, представляя свой труд Э.Я. Фесенко, – своё уважение и восхищение им, его честностью и искренностью, неприятием фальши, его любовью к России (в трагедии которой виноваты только люди, а не страна), его нежной романтической душой, его мужеством и тихим героизмом его жизни».
К презентации книги сотрудники ИЦНБ подготовили книжную выставку, составили библиографию произведений Виктора Конецкого и литературы о нём по материалам региональных источников печати.
П.В. Веселов и И.Ю. Кузнеченкова
Автор книги Э.Я. Фесенко
С гостями презентации. 8 октября 2019 года.
9 октября презентация книги состоялась и в Северодвинском филиале САФУ им. М.В.Ломоносова, на ней выступил и журналист, писатель, историк флота Олег Борисович Химаныч. Встречу вела кандидат педагогических наук доцент Ирина Фёдоровна Полякова.
О.Б. Химаныч, открывший для себя писателя Виктора Конецкого много лет назад в арктическом рейсе к Югорскому Шару, особо подчеркнул важность художественного взгляда писателя на Россию океанскую: «Арктику и всё, что касается плавания в северных морях, когда идут сквозь льды суда, мог написать только человек, который всё это прошёл (а не просто видел), и пропустил через своё сердце. Все нюансы плавания во льдах Виктор Конецкий достоверно передал как в кинематографе, так и в литературе. Конецкий – это явление в общественно-культурной жизни нашей страны второй половины XX века. Не просто одарённая личность – явление».
Северный (Арктический) университет им. М.В. Ломоносова – единственный из ведущих вузов страны, расположенный на сухопутной территории Арктической зоны Российской Федерации, определённой Указом Президента РФ от 2 мая 2014 года № 296.
На презентации в САФУ. Северодвинск. 9 октября 2019 года.
Выступает О.Б. Химаныч.
Олег Химаныч о Викторе Конецком:
ПЁТР ВЕСЕЛОВ
МОЙ ВИКТОР КОНЕЦКИЙ
Я сын моряка. Отец двадцать лет ходил в моря, десять из них – на ледорезе «Ф. Литке» в Арктику. Отцовская любовь к морю, Северу, путешествиям передались и мне. Повлияли на мой интерес к истории флота и его рассказы о плаваниях, фотографии, сделанные им в море. Увлечением всей моей жизни стало собирание материалов по истории «Ф. Литке». И есть мечта: сделать книгу, подробную биографию легендарного арктического ледореза, совершившего в 1934 году первое сквозное плавание Северным морским путём с востока на запад в одну навигацию, а во время Великой Отечественной войны в составе Беломорской флотилии расчищавшего проходы во льдах к Архангельску для Атлантических конвоев.
Ледорез «Ф. Литке». Фото В.В. Евсеева.
…Читать я полюбил в детстве, был постоянным посетителем детско-юношеской библиотеки нашего района. И дома у нас была небольшая библиотека.
Не помню точно, когда впервые услышал фамилию Конецкого и узнал, что есть такой писатель. Как-то осенью я приехал в Североморск к своим родственникам в отпуск. Моя родная тётя работала библиотекарем в воинской части, а её муж служил в штабе Северного флота. У них был сын – мой двоюродный брат-ровесник. Тогда-то в домашних разговорах и была услышана мною впервые фамилия неизвестного мне автора: «Конецкий сам моряк и пишет о моряках, о севере. Пишет интересно и с юмором». Фамилия писателя запомнилась.
В то время я уже по возрасту не посещал детскую библиотеку, а во взрослую меня не тянуло, начал собирать книги для своей домашней библиотеки. А это были годы сплошного книжного дефицита, и мне долгое время не удавалось найти и приобрести книги Виктора Викторовича.
В 1979 году я служил в армии, в Мурманске. Наш теплоход «ВТР-74» стоял на ремонте в СРЗ посёлка Абрам-Мыс. Однажды мы с сослуживцами пошли в поселковый кинотеатр. Показывали фильм о моряках-спасателях – «Путь к причалу», снятый Георгием Данелия ещё в 1962 году. Фильм мне очень понравился. Удивительно то, что я этот фильм посмотрел тогда впервые, хотя песню из фильма – «Друг всегда уступить готов, место в шлюпке и круг…» – до этого слышал десятки раз. Много позже я узнал, что автором сценария этого и ещё нескольких моих любимых фильмов («Полосатый рейс», «Тридцать три») был Виктор Конецкий. Считаю, что кинофильм «Путь к причалу» Георгия Данелия – лучшая из экранизаций произведений Виктора Конецкого на сегодняшний день.
С течением времени, стали у меня появляться книги Конецкого. Это были различные сборники его произведений. Кроме того, что-то читал в журналах «Огонёк», «Морской флот», «Звезда», «Нева».
Я сразу принял его писания, понял – это мой автор. Читал и перечитывал я книги Виктора Конецкого по нескольку раз: их можно раскрыть на первой попавшейся странице, начать читать и будет понятно и интересно.
Многое в книгах Виктора Викторовича ложится мне на душу. Нравится его правдивость, философский взгляд на жизнь, рассуждения о литературе, истории, описание жизни моряков в море и на берегу. И описание мест, в которых я тоже бывал: это и мой любимый Ленинград-Петербург, и Мурманск, и Керчь. Конечно, и Архангельск, в котором я родился и живу. Родственники моей бабушки (Басавины) переехали в Архангельск в 1880 году, и бабушка родилась в Архангельске в 1898 году, а родня деда (он 1894 года рождения) – выходцы с Белого озера (Белозерский уезд, Марковской волости), они перебрались в Архангельск в 1910 году.
Люди, о которых писал Виктор Викторович, мне тоже интересны: А.П. Чехов, Виктор Астафьев, Константин Симонов, В.Б. Шкловский, Олег Даль; интересно было читать и о Викторе Некрасове.
В книгах Виктора Конецкого часто встречаются и знакомые мне имена пароходов. На «В. Воровском», например, мой отец работал на подмене и в 1960 году в своей каюте перевёз меня трёхлетнего из Архангельска в Мурманск, в новую квартиру, полученную от пароходства.
Мой отец – Валентин Петрович Веселов (1924–2009) – прошёл Великую Отечественную войну, награждён двумя орденами Красной Звезды, медалями «За взятие Берлина», «За освобождение Праги» и «За освобождение Вены». После войны он до 1968 года работал в море: десять лет плавал на «Ф. Литке», затем – десять лет на п/х «Художник В. Крайнев», а с подменами в отпусках – на т/х «В. Воровский», п/х «С. Леваневский», ледоколе «Илья Муромец», п/х «Адам Мицкевич», перегонял в Германию американский ледокол «Северный ветер» (он же «Капитан Белоусов»).
В 2019 году исполняется 80 лет Мурманскому морскому пароходству, ветераном которого был и мой отец.
После ухода с флота он трудился токарем на СРЗ в г. Краснослободске (Волгоград), в Архангельске – на СРЗ № 176, а в конце жизни – трюмный машинист на плавдоке этого же СРЗ.
Валентин Петрович Веселов
Я спрашивал у отца: встречался ли ему в арктических плаваниях В.В.Конецкий? Отец говорил: «Да, приходил к нам на судно… такой… в свитере».
Помню, во времена книжного дефицита в магазинах действовала система талонов: сдаёшь в книжный магазин пользующиеся спросом книги и кроме денег получаешь талоны (абонементы), количеством, в зависимости от спроса на сданные тобой книги у читателей. Однажды с коллегой по работе мы обсуждали, что имея на руках накопленные талоны, надо бы посетить магазин и купить что-то из дефицитных книг. И через какое-то время мы уже обсуждали с ним свои покупки: коллега приобрёл несколько детективов, а я свои талоны потратил на приобретение «Избранного» Виктора Конецкого.
…В 1995 или в 1996 году на Невском проспекте в Петербурге я увидел шедшего мне навстречу человека – он был в длиннополом плаще и широкополой классической шляпе, под руку с ним шла красивая молодая женщина. Виктора Викторовича я видел только на книжных фотографиях. И мне показалось, что я встретил именно его. Я остановился, повернулся в сторону уходящей пары и долго смотрел им вслед. Так хотелось, чтобы это был Конецкий!
В 1997 году я написал Виктору Викторовичу письмо. Хотелось выразить автору признательность и благодарность за его творчество, задать несколько вопросов по делу. Рассказал в письме и о том, как стал поклонником его таланта, поведал об отце, который много плавал на судах Мурманского морского пароходства (дольше всего – старшим машинистом). Потом вложил в конверт фото Виктора Викторовича, переснятое из одной его книги, и отправил письмо в редакцию журнала «Нева» (домашнего адреса писателя не знал). Честно говоря, побаивался результата: что ответит мне Конецкий? и ответит ли вообще?
Виктор Викторович ответил. Получил я от него бандероль – книгу «Кляксы на старых промокашках» и фото с автографом.
На чистых листах своей книги Виктор Викторович кратко ответил на мои вопросы, поздравил с Пасхой, поблагодарил за верность его творчеству.
Он написал, в частности: «На Невском с шикарной дамой был не я – обезножил раньше.... В Арктике не был уже давно, но навсегда полюбил её светло и как-то грустно… Привет Вашей тётушке и брату… С Вашим отцом наверняка плавали в одном караване. Поклон ему. Хотя с “Литке” поработать вместе во льдах я уже не успел. А “Худ. Крайнев” помню хорошо»…
Как Виктор Викторович и просил, я подтвердил получение бандероли, отправив ему телеграмму. Позже, в знак благодарности я отправил бандеролью и две книги местного издательства: книгу профессора Ю.А. Барашкова «Ностальгия по деревянному городу» (история деревянной архитектуры Архангельска с прекрасными иллюстрациями старинных домов) и книгу «На моём веку» (мемуары человека фантастической судьбы, одного из старейших наших северных капитанов В.П. Карельского).
…Сегодня в моей библиотеке есть и собрание сочинений Виктора Конецкого (в 8-и тт.), и книги о писателе-моряке Т.В. Акуловой-Конецкой: «Дорогой наш капитан», «Виктор Конецкий: Ненаписанная автобиография», «Виктор Конецкий: Человек из морского пейзажа», и книга Э.Я. Фесенко «…Сын Земли и Океана». Так случилось, совсем для меня неожиданно, что в августе 2019 года познакомился с Татьяной Валентиновной, побывал и в квартире Конецких…
В этом году решил заново перечитать всего Виктора Викторовича. Отдельные вещи читаю в третий-четвёртый раз. Нравится! И по-новому воспринимаю «архангельские» страницы прозы Конецкого – рассказы Геннадия Петровича М. Также нравится мне, что Виктор Викторович увлекался живописью. В одном из томов его собрания сочинений с удовольствием рассматриваю его акварельные работы...
2019 год
Архангельск
ФОТОРЕПОРТАЖ
ИЗ АРХАНГЕЛЬСКА И СЕВЕРОДВИНСКА
Архангельск – столица Поморья.
«Архангельск – город дерева, целлюлозы, судов и рыбы»
Виктор Конецкий «Завтрашние заботы».
«…И, как во всех портовых городах, ощущение того, что где-то близко море – длинный и широкий простор…» Виктор Конецкий «Завтрашние заботы».
Памятник Петру I.
Установлен в Архангельске 10 июля 1914 года в память заслуг Петра Великого в развитии Архангельска и края (является уменьшенной копией установленного в 1903 году памятника императору в Таганроге). На гранях пятиметрового постамента из серого гранита выбито четыре даты –1693, 1694, 1702 и 1911. Три первые даты означают годы посещения Петром I Архангельска, последняя – год создания памятника.
Памятник Тюленю – спасителю жителей Архангельска и блокадного Ленинграда на набережной Северной Двины (открыт в 2010 году).
Во время Великой Отечественной войны в Архангельске суточная норма хлеба снижалась в некоторые месяцы до 125 грамм на человека (что соответствует минимальной норме в блокадном Ленинграде). Архангельск был вторым (после Ленинграда) городом в СССР по смертности от голода, несмотря на то, что через его порт проходили тысячи тонн продовольствия, импортируемого по ленд-лизу. За 1941–1944 годы в Архангельске от голода и болезней умерло 38 тысяч жителей (каждый седьмой из предвоенной численности населения 281 тыс. человек). Для улучшения продовольственного снабжения были организованы промысловые экспедиции с целью охоты на тюленя в Белом и Баренцевом морях. Добытые мясо, жир и шкуры северных животных спасли от голодной смерти и холода тысячи нуждающихся людей не только в Архангельске и близлежащих местностях, но и в Ленинграде (из Архангельска в Ленинград для ликвидации последствий блокады было отправлено более тысячи тонн пищевого и медицинского жира из тюленьего сала). Кроме того, тюлений жир использовался для смазки орудий на кораблях Северного флота.
Памятник Северным конвоям в Архангельске.
Установлен в 2015 году – в 74-ю годовщину прихода в Архангельск со стратегическим грузом и военной техникой для Красной Армии первого союзного конвоя «Дервиш».
Кроме «Дервиша» в Архангельск в годы войны пришли ещё сорок Северных конвоев. Всего 811 транспортных судов – более 2 млн. тонн стратегических грузов, отправленных на фронт. 126 союзных кораблей погибло в Арктике, тысячи моряков не вернулись домой. Для всех них без различия национальностей последним пристанищем стало море.
Памятник Детям войны в Архангельске.
Установлен в 2019 году.
«Я только единожды без служебной надобности съездил на берег.
На берегу купил бутылку вина, с десяток газет и журналов
и расположился впитывать новейшую информацию
в сквере недалеко от улицы Павлина Виноградова…»
Виктор Конецкий. «Солёный лёд. Архангельские встречи».
Сквер у Троицкого проспекта (ранее – Павлина Виноградова).
«Листва клёнов уже желтела, а тополя и липы были зелёные, но тусклые от городской пыли. Кусты шиповника окружали скамейку. В кустах стояла похожая на скворечник сторожка. К её стене прислонились лопаты и ломы. С улицы приглушённо доносился лязг трамваев и гудки машин…»
Виктор Конецкий. «Солёный лёд. Архангельские встречи».
Государственный Северный морской музей.
Музей находится в историческом центре города, откуда Архангельск начинался как монастырский центр и как главный порт, и располагается в здании бывшего морского вокзала и между двумя пристанями: бывшей Соборной (ныне Красной) и так называемой пристанью Дальних экспедиций. Музей создан в 1970-е годы моряками Северного морского пароходства, в 1993 году получил статус государственного. Экспонаты музея свидетельствуют об истории морского освоения Севера. Основная выставка музея представлена коллекцией «Тысячелетие северного мореплавания».
Архангельский краеведческий музей.
Один из старейших музеев России (основан в 1837 году).
На сегодня коллекции музея составляют 265 тысяч музейных предметов, отражающих историко-культурную и природную самобытность Поморского края, – это почти половина всего музейного собрания Архангельской области. В их числе уникальные минералогические, естественнонаучные, документальные, нумизматические, фотографические коллекции, разнообразные коллекции предметов материальной культуры. В составе музея – три филиала в районах Архангельской области и два памятника истории и архитектуры федерального значения: Новодвинская крепость (XVIII–XIX века) и Архангельские Гостиные дворы (XVII–XIX века).
В 2020 году в Архангельском краеведческом музее планируется открытие художественно-мемориальной выставки Виктора Конецкого.
Совместная выставка национального парка «Русская Арктика» и Архангельского краеведческого музея «Семеро Смелых. Бухта Тихая. 1929–2019», посвящённая 90-летию открытия первой советской полярной станции Бухта Тихая на архипелаге Земля Франца-Иосифа.
В Архангельском краеведческом музее открыто сразу несколько уникальных выставок, посвящённых истории Поморья. Среди них – «Паруса Поморья» – выставка рассказывает о «веке паруса», периоде, когда парус был на море основным двигателем.
Музей художественного освоения Арктики им. А.А. Борисова.
Первый и единственный в России музей, где Арктика является не предметом её географических открытий и научных исследований, а представляет посетителям художественный образ арктического мира.
В музее выставлены картины первооткрывателя заполярной темы в изобразительном искусстве
художника Александра Алексеевича Борисова (1866–1934).
Соломбала.
Впервые Соломбала упоминается в списке Двинских земель, составленном после победы московской рати над новгородцами в битве у Шиленьги в 1471 году. В Соломбале находилась Соломбальская верфь. Её называли Адмиралтейской слободой, потому что именно на этом месте в 1693 году Пётр I решил основать Адмиралтейство. Но Адмиралтейская слобода, с жилыми домами, лавочками и улицами, появилась не сразу – первые двадцать лет здесь располагались только слипы для военных кораблей. При Петре I в Соломбале началось строительство испытательной канавы, соединяющей речки Соломбалку и Курью и отделяющей Адмиралтейство от 1-й и 2-й соломбальских деревень. Строительство канала завершилось лишь в 1824 году. В 1863 году, по указу императора Александра II, Соломбальское селение было присоединено к Архангельску.
К 50-летие Северных конвоев (1991 год) в Архангельске на набережной им. Георгия Седова в Соломбале установлен закладной камень-мемориал «Тем, кого не вернуло море». На этом месте запланирована установка одноимённого памятника, посвящённого погибшим морякам.
Северодвинск.
Город начинался с рабочего посёлка Судострой и строительства судоверфи в 1936 году. В 1938 году был преобразован в город Молотовск, в 1957-м – переименован в Северодвинск.
Сегодня Северодвинск является центром атомного судостроения.
Ягры – остров в районе Летнего берега Белого моря в устье реки Северная Двина. На острове расположен жилой район Северодвинска и судоремонтное предприятие «Звёздочка».
На острове 24 августа 1553 года пришвартовался единственный уцелевший корабль экспедиции Хью Уиллоби «Эдуард Бонавентура», которым командовал английский капитан Ричард Ченслер. С этого времени начались регулярные отношения России с Англией. Памятник Ричарду Ченслеру установлен на о. Ягры в 1998 году.
Ягры. Воинский мемориальный комплекс.
Здесь десятки памятников бойцам Великой Отечественной войны – защитникам Поморья.
Памятник жителям блокадного Ленинграда, умершим в городе Молотовске
(установлен в 1992 году). Ягры, воинский мемориальный комплекс.
Памятник морякам АПЛ «Курск». Ягры, воинский мемориальный комплекс.
Братская могила воинов-полярников Ордена Ленина ледокольного парохода «Седов» и промышленников китобойной экспедиции Северных районов, трагически погибших 26 марта 1946 года. Памятник установлен в Северодвинске в 1975 году, представляет собой глыбу мрамора в виде большого куска льдины. В братской могиле похоронены члены экипажа, погибшие при пожаре на корабле по окончании промысла. Из-за возгорания кинопроектора произошёл пожар, который унёс жизни двадцати человек. Ягры, воинский мемориальный комплекс.
Фото: Морской фонд имени Виктора Конецкого.