27.06.2024
НОВЫЕ КНИГИ - 2024
РЕКОМЕНДУЕМ
Виктор Конецкий: Ненаписанная автобиография /
Виктор Конецкий ; сост., предисл., примеч. Т. В. Акулова. –
2-е изд., испр., доп. – Москва ; Санкт-Петербург : «Т8 Издательские технологии» / «Пальмира», 2024. – 532 с. : ил. – (Серия «Литература и искусство»).
Виктор Конецкий – любимый писатель нескольких поколений российских читателей. Многие его произведения связаны с близкой и родной автору морской тематикой, однако его подлинный интерес неизменно сосредоточен на душевной жизни человека. В конце жизни В.В. Конецкий задумывал написать мемуары, однако не успел осуществить этот замысел. Попыткой исполнить волю писателя, составить его посмертную «ненаписанную автобиографию» и стала настоящая книга.
В первую часть издания, подготовленную на основе архивов писателя-моряка, вошли его ранее неопубликованные рассказы, отрывки из дневников, литературные заметки и письма разных лет. Вторую часть составили воспоминания и отзывы людей, знавших и читавших писателя: собратьев по перу, критиков, читателей, в т.ч. ранее не публиковавшиеся. В приложении публикуется литературный сценарий, созданный писателем к кинокомедии «Через звезды к терниям».
Книгу можно заказать на Оzоn, приобрести в книжных магазинах.
Нелогов А. Г. Из Ленинграда в Ленинград по Северному морскому пути. По мотивам повести Виктора Конецкого «Вчерашние заботы» / Андрей Георгиевич Нелогов. – Санкт-Петербург : Первый ИПХ, 2024. – 192 с. : ил., цв. ил., портр.
Перед Вами книга о советской повседневности. Мне кажется, что в современных рассказах о жизни в СССР часто присутствуют либо безудержный пафос, либо бесконечная скорбь. Это не так безобидно, как может показаться, поскольку такие заблуждения стремительно распространяются как знания среди молодых людей.
Из того, что публикуют в интернете, мне наиболее интересны любительские фотографии, заметки очевидцев, архивные документы, которые можно сопоставить с собственными воспоминаниями.
Вот из такого интереса появилась идея этой книги. Проза Виктора Викторовича Конецкого фактически является документальной. Поэтому мне показалось интересным совместить рассказ об одном обычном рейсе с хорошими и фотографиями.
Значительная часть этой книги о том, каким я помню или представляю город 70-х годов. Кое-что про него я узнал только сейчас.
Итак, в середине лета 1975 года ленинградский писатель и моряк Виктор Конецкий отправляется в арктический рейс. Ленинград живет своей обычной жизнью. В центре, на Невском, много народа. Привычно куда-то спешат ленинградцы. Гости нашего города останавливаются на минутку у коней на Аничковом мосту. Шум Невского проникает в закрытые окна Публичной библиотеки напротив Елисеевского магазина. Чуть в стороне от туристических маршрутов начинается бесконечность ленинградских дворов и набережных. В Ленинграде окраины остались в центре. В Колпино, на Гражданке, в Шувалово и Озерках появился молодой город.
Ближе к пяти вечера рабочие возвращаются домой после дневной смены. В газете это называется людским потоком. Трамваи звенят и громыхают. Без их шума город пустеет и засыпает даже днем.
Летом школьников в городе нет. На каникулы их вывезли в пионерские лагеря, на курорты, к бабушкам.
В этом году – почти всё как всегда. «Зимний стоит, Елисеев торгует, Романов правит». Но это необычный год.
В 1975 году исполнилось 30 лет Победы. Был парад и торжественное собрание, открылся Монумент героическим защитникам Ленинграда. О блокаде нестерпимо тяжело говорить даже через 30 лет. Многие близкие ушли во время войны, после неё – от ран и болезней, вызванных блокадными лишениями.
Они искренне желали и делали всё, чтобы мы жили лучше.
Спустя 30 лет ленинградцы действительно живут много лучше, хотя и не так ярко, как в иностранном кино...
Ленинград один для всех, и у каждого он свой. Мой Ленинград – это Васильевский остров, Гавань. Поэтому в книге много фотографий Гавани. Конечно, во многом Гавань ничем не отличалась от других районов Ленинграда, хотя именно здесь предполагалось реализовать амбициозную архитектурную идею встречи города и моря.
Из города, который по-морскому называется «порт приписки», мы отправляемся в рейс. Теплоход «Ломоносово», в повести «Вчерашние заботы» он назван «Державино», следует под погрузку в Мурманск. Туда же спешит Виктор Конецкий, назначенный дублером капитана.
Один день в Мурманске. Аэропорт, железнодорожный вокзал, морской вокзал, «Вацлав Воровский» в порту. Та самая скамейка на площади, где сидел пьяный гражданин, пострадавший от дамы. Вот они в книге и на фотографиях... Мимолетное знакомство с Сонькой Деткиной. Поехали...
Героический и экстремальный север, когда за каждым шагом первопроходцев следила вся страна, остался в прошлом. В 70-х Арктика попадает на первые полосы газет время от времени. От этого она не становится проще и комфортнее... Капитан Фома Фомич, с женой, «значить», среди всех этих трудностей и дискомфорта.
Диксон – маленький, одинокий поселок, где расположился большой Штаб ледовых операций западного района Северного морского пути. Тикси – порт, о котором так коротко, ясно и красиво рассказала ленинградка Варвара Наумова, погибшая в блокаду. Певек – поселок, позже город на территории Олега Куваева. Ещё недавно это страна оленеводов и геологов.
Енисей, Игарка – красота и сила природы, идеально передаваемые в фотографиях.
Среди сотен тысяч снимков коллекций ТАСС и РИА «Новости» найдется едва ли сотня фотографий этих мест в семидесятые годы, для того чтобы сопроводить ими «Вчерашние заботы», но они есть...
Возвращение часто связано с переживаниями. Возможно, потому что в рейсе и в городе время идет по-разному. Об этом хорошо сказано во «Вчерашних заботах». Вернувшись, как-то особенно остро чувствуешь, что прошел еще один год. Кто-то повзрослел, а кто-то постарел, но верно и то, что «пройденного пути от нас не отберешь». Об этом можно прочитать, это можно увидеть в фотографиях.
Андрей Нелогов
Книга издана в 2-х вариантах: в твердом переплёте (аналогичном ранее изданной «Иллюстрированной истории Балтийского морского пароходства») и мягком ламинированном переплёте. Формат 245 х 215 мм.
Об авторе: Нелогов Андрей Георгиевич родился в 1969 г. в Ленинграде. В 1992 г. окончил ЛВИМУ им. адмирала С.О. Макарова по специальности «Управление морским транспортом» и до 1996 г. работал в ОЛП (ХЭГС) № 5 Управления эксплуатации флота Балтийского морского пароходства диспетчером и инженером-диспетчером линии Балтамерика.
По вопросам приобретения книги обращаться: