09.08.2025
ПАМЯТИ И.И. КРАСКО
Скончался народный артист России
ИВАН ИВАНОВИЧ КРАСКО
(23 сентября 1930 – 9 августа 2025).
И. И. Краско. На встрече с однокашниками
у памятника миноносцу «Стерегущий». 9 апреля 2022 г.
Без малого 65 лет его жизнь была связана с театральной сценой, он много снимался и в кино, писал книги – и никогда не забывал о своей морской юности.
«Моя мама умерла от заражения крови, когда мне было 10 месяцев. Воспитывала меня и моих братьев баба Поля. Я хорошо запомнил 22 июня 1941 года. Был солнечный день, и мы с криками “ура” играли в войну, – вспоминал Иван Иванович. – Когда объявили войну по радио, мы ничего не поняли и продолжали играть. И только после того, как возле репродуктора собралась вся деревня, женщины рыдали, а мужчины стали мрачные, мы поняли, что случилось что-то страшное. На следующий день все мужчины ушли на войну, в деревне остались только женщины и дети. Время было тяжелое, мы выжили только благодаря тому, что у бабушки было свое хозяйство. Уже было не до игр – я копал огород, носил воду, заготовлял сено для коровы Зорьки. Хорошо помню, как по радио объявили об окончании войны. Женщины веселились, а я был уверен, что на следующий день с войны вернутся мои братья. И каждый день выбегал за деревню их встречать»…
Последний раз Иван Иванович позвонил 9 мая – в День Победы, первым…
Деревенский парень, он с детства мечтал о сцене, но, стесняясь своего желания служить Мельпомене и Талии, пошёл в моряки, с «отличием» окончил 1-е Балтийское высшее военно-морское училище. Краско не торопился рассказывать даже своим флотским товарищам о своей мечте, хотя в училище посещал кружок художественного слова.

В 1953-м году Иван Краско был назначен командиром десантного корабля Дунайской речной флотилии. И всё же, строить карьеру на флоте он на стал. «Потому не стал, – рассказывал он в интервью «Вестнику Адмиралтейского района» в сентябре 2016 г., – что море морем – красивая форма, традиции, но про качку узнал только на практике, это та же центрифуга. Представьте, тральщик, Северное море… и селёдка с крепким чаем, которые спасали от морской болезни. И чувство юмора спасало. Писатель Виктор Конецкий говорил, что морской флот одной ногой стоит на море, а второй – на юморе. К тому же я совершенно не способен был командовать. Пришёл на десантный корабль командиром, а там шестнадцать человек. Я на год младше всех. Вместо чемодана с вещами принёс книги об актёрах и режиссёрах. Ребята удивились: “Это что, сельский учитель?” И решил я отдать бразды правления в надёжные руки своего заместителя. “Делайте всё по уставу, – говорю, – а я не буду вмешиваться”. И что вы думаете? Мой корабль стал лучшим во флотилии. Я всегда просил, а не командовал. Когда через год я навсегда покидал свой корабль, все плакали».
Дело было не только в отсутствии у Краско командирских амбиций, резком сокращении флота «реформой» Хрущёва: больше службы Ивана по-прежнему манила Сцена.
Иван Краско (в центре) на Дунайской флотилии. 1954 г.
«Служба для меня была несвободой», – заявлял Краско. Но тогда, в середине 1950-х, он опять пошёл против своего истинного желания: оставив флот, поступил на филологический факультет Ленинградского государственного университета. Там, занимаясь в театральной студии (вместе с Иваном Краско оттуда в большую театральную жизнь вышли Игорь Горбачёв и Сергей Юрский), он поверил в себя и решился поступить в Ленинградский театральный институт имени А.Н. Островского. Ему было уже двадцать семь лет.
C 1961-го года Иван Краско служит в театрах: несколько сезонов в БДТ под руководством Г.А. Товстоногова, в Театре на Литейном, затем долгие годы в Театре имени В.Ф.Комиссаржевской.
Иван Краско в фильме «Конец императора тайги». 2000 г.
Если в кино Ивану Краско доставались в основном небольшие роли (а лучшей он сам считал роль атамана Соловьёва в фильме Владимира Саруханова «Конец императора тайги»), то в Комиссаржевке, как ведущий актёр театра, играл заглавные роли в нескольких спектаклях («Утоли моя печали», «Тише, афиняне!», «Доходное место», «Эрос», «Костюмер»).
«За творческое долголетие и уникальный вклад в театральную культуру Санкт-Петербурга» И.И. Краско отмечен высшей театральной премией Северной Пальмиры «Золотой софит» и другими наградами.
Капитан-лейтенант в отставке, актёр Иван Краско стал и литератором. Уже в солидном возрасте, когда стали выходить его книги («Жил-был мужик», «Мой друг Пётр Шелохонов», «Байки и не только», «Записки речного моряка» [в сборнике], «Андрей Краско. Непохожий на артиста, больше чем артист» [сост. совместно с А. Величко]), Иван Краско стал членом и Союза писателей России.
Жизнелюбивый, энергичный Иван Иванович Краско везде поспевал: театр, съёмки в кино, работа на радио (им записаны страницы прозы Виктора Конецкого и Николая Шадрунова, «Иван Теркин» Александра Твардовского, «Воспоминания о войне» Н.Н. Никулина), многочисленные городские мероприятия…
Никогда не отказывался он и от встреч с однокашниками по 1-му Балтийскому ВВМУ.
«Общая физическая подготовка, да и морские дела – гребля на шлюпках, работа с парусами на шхунах “Учёба” и “Надежда”, драйка палубы на линкоре “Новороссийск” и другие флотские работы – закалили нас всех, сделали сильными и ловкими, – вспоминал Краско о годах учёбы в училище. – А прыжки с семиметровой высоты борта линкора “Новороссийск” прямо в Чёрное море любого сделают смельчаком! Короче говоря, из заморенных войной мальчишек мы превратились в молодых здоровых мужчин.
…Станиславский утверждал, что из всех человеческих качеств для актёра на первом месте должна стоять воля. Именно волевые качества воспитало во мне училище в самом раннем, самом восприимчивом периоде жизни, ещё в юности. Но я не находил им применения, пока они не понадобились мне в работе над ролями».
Краско всегда был молод душой, жил с интересом и надеждой, что судьба преподнесёт ещё и ещё один подарок – новую роль. Он не хотел помнить о возрасте, и это выражалось даже в его требовании обращаться к нему не по имени-отчеству, а просто – Иван. «Какой я тебе Иван Иванович! Какой дядя Ваня! Иван!» – требовал он своим неповторимым, лишённым громких раскатов голосом, закуривая сигаретку у стен родного училища…
…Как-то Иван Иванович пригласил своих однокашников, и нас, вдов своих друзей-однокашников, на спектакль «Костюмер» по пьесе английского драматурга Харвуда, в котором играл заглавную роль – актёра сэра Джона.
Спектакль уводит зрителей в военное время – в Англию 1942-го года. Сэр Джон, актёр провинциального театра, старый и больной, повинуясь своему долгу, репетирует под бомбёжкой и взрывами, и не может отменить спектакль, хотя его сердце уже даёт сбой. Герой Краско умирает.
И. И. Краско в спектакле Театра имени В. Ф. Комиссаржевской «Костюмер».
В этом спектакле сложного философского звучания, с несколько замедленным ритмом, порой многословном, Иван Иванович играл замечательно, даже неожиданно мощно, учитывая его возраст. Он уже плохо видел, но зрители этого не замечали. Потом, за кулисами, отдыхая в кругу друзей, Иван Иванович, выслушивая наши похвалы, заметил: «Чего только обо мне не говорят… А вот о спектакле никто так не сказал…»
«Моя задача – не опозориться, не предать профессию и сделать роль хорошо», – утверждал Иван Иванович. И можно сказать определённо, что с этой задачей Иван Краско справлялся на «отлично».
…Последний спектакль с его участием «Я вернулся в мой город…» мы увидели в апреле 2022-го года. Иван Краско читал стихи о Петербурге, – городе, который любил.
Иван Краско. Спектакль «Я вернулся в мой город…»
28 апреля 2022 г.
Северная морская столица России всегда будет помнить Ивана Ивановича Краско.
Светлая и благодарная Вам память, дорогой наш дядя Ваня!
Татьяна Акулова-Конецкая